Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:48, отчет по практике
Известный в XIX в. врач Шнелль в своей книге «Органическое воспитание» писал:
«Но будучи только заботой жизни, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодежь нашего времени подвержены болезням и слабостям более, чем когда-либо... Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь»
Известный в XIX в. врач Шнелль в своей книге «Органическое воспитание» писал:
«Но будучи только заботой жизни, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодежь нашего времени подвержены болезням и слабостям более, чем когда-либо... Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь»
Но вот начинается учение — дитя отправляют в школу, а здесь первая заповедь сидеть смирно и не шевелиться... Исчезает румянец щек и округлость форм, мышцы делаются слабее, тело худеет, и много, очень много детей с поступлением в школу навсегда расстаются со своим здоровьем» Характер обучения и воспитания в школе является основой «истощающего развития ». А должно быть наоборот!
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что за годы учебы число здоровых детей снижается в 4—5 раз, до 60% имеют хронические болезни. По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников?
В условиях ухудшения состояния здоровья молодежи, распространения в среде учащихся вредных привычек, таких как курение, пьянство, употребление токсических и наркотических веществ, особую актуальность приобретает проблема здорового образа жизни. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Именно поэтому в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи и Программе воспитания, ставшими основополагающими документами воспитательной практики, в качестве приоритетов выделены направления, которые в комплексе должны обеспечить формирование навыков здорового образа жизни учащихся и личностной мотивации на сохранение своего здоровья. К ним относятся освоение учащимися морально-этической культуры, культуры здорового образа жизни, культуры семейных отношений, тендерной и экологической культуры, которые выступают в качестве базовых компонентов культуры личности.
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоничное развитие личности учащихся и укрепление здоровья.
Однако здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении современного урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”
Здоровьесберегающий подход - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на:
Медико-гигиенические: мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению педагогов и воспитанников. Выполнение санитарно-гигиенических требований регламентированных СанПиН; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота места занятия и воздуха и т.д.; проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна)
Физкультурно-оздоровительные: Нацелены на физическое развитие детей: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, которые отличают здорового, тренированного человека от физически слабого. Реализуются на спортивных занятиях, в спортивных секциях, подвижных переменках.
Экологические: Цель - создание экологически-оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Это может быть упорядочение прилегающей территории; озеленение кабинетов, рекреаций; живой уголок; участие в природоохранных мероприятиях.
Проведение занятий на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры и т.д.
Информационно-обучающие: Это технологии обеспечивают воспитанников необходимым уровнем грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относятся обучающие, просветительские и воспитательные программы, адресованные воспитанникам, родителям, педагогам.
Организационно-педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления.
Психолого-педагогические технологии связаны непосредственно с работой учителя на уроке и психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса.
Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья. Сюда относятся социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.
Результат воздействия на учащихся
всех здоровье сберегающих технологий
должен оцениваться с помощью комплекса
методов медико-психолого-
Цель: - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
-приобретение учащимися и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;
-формирование духовно-
-развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);
-формирование устойчивого
иммунитета и негативного
-воспитание потребности
в занятиях физической
-формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром.
Именно успешность в учении является условием благополучного самочувствия ребёнка в школе, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Значит перед школой стоит задача поиска технологий, форм и методов, позволяющих осуществить индивидуализацию обучения. Поэтому тема данной работы является для меня наиболее актуальной, своевременной и интересной.
Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения требований, предъявляемые к гигиеническим условиям проведения урока, и по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков, других учителей.
По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света, учитывая, что уровни освещенности в первом ряду парт в 3-4 раза выше, во втором- в 1, 5-2 раза выше, чем в третьем ряду. Это определяет последовательность включения искусственного освещения: в первую очередь включаются светильники третьего ряда, затем – второго и наконец – первого. Задача учителя – следить, чтобы все светильники в классе горели, требовать замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы лампы жужжали, даже слабо. Учитель должен следить, чтобы места школьников были правильно освещены, т. е. Основной поток света падал слева.
От температуры в помещении и других характеристик воздуха во многом зависят как актуальное психофизиологическое состояние, так и риск ухудшения здоровья. Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре + 18 – 20 °С. При температуре + 16 – 17 °С и 21 – 22 °С возникает умеренное напряжение терморегуляции. Постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья. Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он обуславливает заметное ухудшение течения некоторых видов заболеваний, задержку восстановления здоровья.
Задача учителя донести до сознания учащихся вред для их здоровья от такого избытка сильных звуковых воздействий. Ряд экологических факторов через визуальный канал воздействуют на психику человека, его эмоциональное состояние. Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность. Дети разного возраста предпочитают разные цветовые гаммы в окраске стен класса: учащиеся младших классов – желтый, оранжевый.
Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. Признаки правильной позы учащегося во время занятий за столом (партой). Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней.
При письме. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник упирается на спинку стула. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола соответствует 30-35 см. Тетрадь лежит под углом в 30 градусов.
Если с подбором мебели возникают трудности, лучше посадить учащегося за парту большего размера, чем требуется.
Учебная нагрузка на учащихся, гигиенические требования к расписанию уроков
Главное внимание уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов.
Ухудшение работоспособности у учащихся младших классов может приходиться на разные часы дня. На первом уроке довольно низкая работоспособность, т. к. происходит врабатывание в учебную работу. Устойчивая работоспособность наблюдается на вторых и третьих уроках. Начиная с четвертого урока, начинается снижение работоспособности. В этой связи наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд, лучше чередовать их с менее трудными. Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит врабатывание в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, в четверг работоспособность падает, а наиболее низок ее уровень в пятницу. В течение учебного года работоспособность рассматривают по четвертям. Она значительно снижается к концу второй четверти, врабатывание происходит после зимних каникул, а февраль оказывается самым трудным месяцем для учащихся. В четвертой четверти происходит снова спад. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма. Что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.
2.3. Использование здоровьесберегающих технологий при построении уроков.
Формирование здорового образа жизни учащихся возможно при интегрированном подходе, логической взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, системности, целенаправленности и методическом обеспечении.
В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья. Отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни. Поэтому при построении своих уроков учитываю такие требования: