Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:48, отчет по практике
Известный в XIX в. врач Шнелль в своей книге «Органическое воспитание» писал:
«Но будучи только заботой жизни, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодежь нашего времени подвержены болезням и слабостям более, чем когда-либо... Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь»
1. Обстановка и гигиенические
условия в классе должны
2. Норма видов учебной
деятельности на уровне – 4-7 (опрос
учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособ
3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания
(словесный, наглядный, самостоятельная
работа) должно быть не менее
трех. Чередование видов
5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 10, 20 минутах урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной
деятельности. Внешняя мотивация: оценка,
похвала, поддержка, соревновательный
метод. Стимуляция внутренней
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Для оценки динамики состояния здоровья школьников можно использовать карты наблюдений, на основе которых составляются сводные таблицы. Отсюда уже думать, над чем работать дальше, чтобы сохранить здоровье наших детей.
3.1 Здоровьесбережение - основа современного урока
Ребенок должен как можно больше двигаться!
Особенно мальчики, у которых потребность в движении в 4-6 раз больше, нежели у девочек. Это связано с формированием зрелых качеств мужского типа. Обязанность взрослых — не ограничивать естественную свободу детей. Нужно помнить, движение что воздух. Нет воздуха — мы задыхаемся. Нет движения — тело увядает, мысль не работает, психика угасает. Еще древние говорили: движение — это жизнь.
Таким образом, более быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию способствует утренняя гимнастика, которая помогает школьнику активно включиться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера. Как и все физические упражнения, утренняя гимнастика укрепляет здоровье школьника, повышает сопротивляемость организма к заразным и простудным заболеваниям, содействует воспитанию правильной осанки. Комплексы упражнений, выполняемые во время утренней гимнастики, разучиваются на уроках физкультуры. Я разъясняю учащимся и родителям значение зарядки, помогаю им создать дома необходимые условия для ее проведении. Упражнения в комплексе утренней гигиенической гимнастики разнообразны. Выполняя их, мы заставляем работать различные мышцы, развиваем силу, гибкость, ловкость, приобретаем красивую осанку. Занятия гимнастикой улучшают дыхание.
Чтобы утренняя гимнастика
была в полном смысле «
* упражнения выполнять в трусиках, майке, тапочках;
* утреннюю гимнастику
начинать сразу после сна в
тщательно проветренной комнате; в момент выполнения
упражнений следует дышать глубоко и ритмично,
вдыхая воздух через нос и выдыхая
через рот;
* зарядку начинать
с несложных движений, нагрузку
повышать постепенно.
В конце занятий выполнить не
сколько упражнений
на расслабление, чтобы привести к
нормальному ритму работу органов дыхания
и кровообращения;
* после физических
упражнений обязательны водные
процедуры (обтирание, обливание,
душ).
Гимнастика до уроков на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц. Наиболее благоприятное влияние на организм ребёнка оказывают физические упражнения, выполняемые при открытой форточке, в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Такие занятия несут элемент закаливания. Тексты для гимнастики я подбираю в стихотворной форме, так как они легко запоминаются и интересны младшим школьникам. Ученики не только выполняют упражнения, но и задорно хором повторяют текст гимнастики.
Комплекс утренней гимнастики (УГ). «Проснись!»
Солнце глянуло в кроватку,
Раз-два-три -четыре- пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку!
Зарядка
Чтоб совсем проснуться,
Надо подтянуться.
Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать.
Шесть и семь — с улыбкой встать.
Восемь — можно день начать.
Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимает руки класс — это раз,
Повернулась голова — это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать - это пять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили - это семь.
Тихо сели - это восемь.
Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто-голосисто
Заливается горнист:
«На лугу трава не смята!
Солнце смотрит на реку!
На зарядку-ка, ребята!
На зарядку - ка-ре-ку. В. Левин
Тренинг-настрой в начале первого урока. Слова произносятся негромко, но быстро. Я считаю, что очень желательно, чтобы дети постоянно на уроке слышали спокойный, ласковый тон учителя. Обращение к себе по имени, видели улыбку на лице учителя. Это особенно важно для формирования у учащихся оптимистичности и жизнерадостности. Каждый валеологично проведенный урок обязательно должен включать работу с телом, с душой, разумом детей и учителя.
Вот один из таких тренингов:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Все уроки литературного чтения я начинаю с дыхательных упражнений.
Упражнения для развития правильного дыхания:
-вдох через нос - выдох через рот;
-краткий глубокий вдох - замедленный выдох;
-медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох;
-медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей;
-выдох толчками;
-сделайте глубокий
вдох, медленно набирая воздух
через
нос, задержите дыхание,
на выдохе считайте от 1 до 10,
стараясь, чтобы воздуха хватило до конца
счета;
-выдохните воздух и
не дышите в течение
секунд, затем наполните
легкие воздухом, но не за один
вдох, а за несколько коротких, активных
вдохов;
-на одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж... писк летающего комара: 3-3-3-3... рычание собаки: Р-Р-Р... воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С...
-«Свеча» —
ровный медленный выдох, глубоко
вдохнуть,
остановиться и
медленно дуть на воображаемое пламя
свечи, постараться дуть так, чтобы пламя
«легло», и
удержать его в таком
положении до конца выдоха;
-«Погаси свечу» — интенсивный, прерывистый выдох;
-на одном вдохе произнесите 5—10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф! -ф!- ф!- ф!...
-произнесите скороговорку-считалку.
Список скороговорок для дыхательных упражнений:
А мне не до недомогания.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Флора Лавру навру.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Во мраке раки шумят в драке.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Жутко жуку жить на суку.
Гимнастика для глаз
По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке я использую схемы зрительных траекторий, расположенные на доске, и специальные офтальмотренажеры. Занимают все эти упражнения не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Комплекс гимнастики для глаз
1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.
Физкультминутки или минутки здоровья – это форма кратковременного активного отдыха. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока. На своих уроках я обязательно провожу физкультминутки. Подбираю такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает в 3 раза. В состав упражнений включаю упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения направленные на выработку рационального дыхания, а также упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Я считаю обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст, скорее наоборот.
С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальна, если не учитываются три условия:
На всех уроках русского и белорусского языка я использую гимнастику для рук
Десять наших пальцев — это те «спицы», которые в эволюции «связали» нейроэпителиальную «вязь» мозга. Эти «кружева» должны постоянно воссоздаваться и поддерживаться у каждого ребенка.
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях) Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие))
Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие
движения руками от основания
тыльной стороны кисти к