Принципы здоровьесберегающих технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:48, отчет по практике

Описание работы

Известный в XIX в. врач Шнелль в своей книге «Органическое воспитание» писал:
«Но будучи только заботой жизни, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодежь нашего времени подвержены болезням и слабостям более, чем когда-либо... Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь»

Файлы: 1 файл

Kатегория.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.

(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания  рук))

Дружно делаем зарядку!

(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями  рук вперед и назад.

Пальцы расслаблены, взмахи кистями)

Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)

И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).

 

На уроках письма в первом классе я широко использовала своей работе метод Е.Н. Потаповой, который позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развивать синтетическое, логическое мышление , внутреннюю речь, память, а также творческие способности учащихся, решить в комплексе задачи обучения и воспитания. На таких уроках ребята не чувствуют утомления и усталости, а значит, нет скучающих детей и не падает интерес учащихся к урокам письма.

 

 Фрагмент урока русского языка (обучение письму)

Работа с буквами Зз, Сс. Сопоставление звуков з, с .

Фонематический анализ слов с опорой на схемы:

козы                   Лиза

косы                    лиса

Ощупывание букв Зз, Сс из наждачной бумаги в направлении письма.

Работа в тетради. Письмо букв, чередуя Зз, Сс (одна строка); слогов за, СА, зи, си, зо, со (одна строка); слов козы, косы, Лиза, лиса.

    

Списывание предложений с проговариванием: Лиза катала Симу. Сима катала Лизу.

К слову катала подобрать родственные слова.

Задание: обозначить ударение над словами. Подчеркнуть буквы, которые вызывают сомнение в написании.

Построение предметов, штриховка.

Групповая работа:

Составление рассказа по картине «Зимние забавы детей», «Береги нос в сильный мороз», «Зимнее закаливание».

 

Я  регулярно  на уроках русского языка подбираю упражнения, задания, способствующие  формированию навыков здорового образа жизни  и дающие знания по укреплению своего здоровья.

 

Творческие  диктанты.

 Твой распорядок  дня

Встаёшь, делаешь зарядку, убираешь, умываешься, чистишь. завтракаешь, идёшь в школу. гуляешь. помогаешь маме, готовишь уроки,                  читаешь.

 

Спортивная  семья

Любит хоккей, играет в теннис, плаваю в бассейне. подружился со спортом.

Утренняя   прогулка

Иду красиво, чистый воздух, хорошее настроение.

 

Словарные диктанты.

Огурец, помидор, картофель, капуста, кочан, морковь.

Хоккей, теннис, футбол, бассейн,  зарядка,  здоровье.

Делаю зарядку,  играют в снежки, поднимают настроение, укрепляют здоровье.

 

Для чистописания  подбираю пословицы  и поговорки, формирующие гигиенические навыки.

Мойте руки перед едой – будете  здоровы!

Кто  аккуратен, тот людям приятен!

Чистота – лучшая красота!

Чистая вода – для болезни беда!

Часто мойся –  воды не бойся!

Будь аккуратен, забудь про лень,  чисти зубы каждый день!

 

Для  написания  проверочных диктантов  я подбираю тексты  о полезных продуктах, лекарственных растениях.

Молоко – ценный продукт. Из него можно приготовить сметану, сыр, творог. Очень полезно кислое  молоко. Молочные продукты необходимы для детского питания.

При знакомстве с лекарственными  растениями  обязательно показываю эти растения.

 

Зеленая аптека

В лесу, в поле вы попадете в зелёную аптеку. Вот стебелек  сорняка. Это пастушья сумка. Семена этого растения ценное  лекарство. оно останавливает кровь.

На лугах много валерьяны. Из корней её готовят капли. Из цветов ландыша тоже  делают капли. Они помогают при болезнях сердца.

 

Главные  источники  витаминов

Сырые овощи и фрукты  - главные  источники  витаминов. Больше всего  витаминов удалось обнаружить  в плодах  красного перца. После него идут капуста, щавель, морковь, помидор.  Их нужно съедать в сыром виде.

А что делать  зимой? Есть квашеную капусту! По объёму  витаминов  её следует назвать нашим северным лимоном.

Фрагмент урока русского  языка. Тема «Вежливые слова и здоровье».

 Я предлагаю  детям правильно списать с доски написание там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами продолжат список.

- Дети, слова, которые вы  написали, называют волшебными. Они  добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу “спасибо”. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желание рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- я хочу быть  здоровым;

- я могу быть  здоровым;

- я буду здоровым.

На уроках математики я использую примеры с сорбонками, игровые  ситуации развивающие  навыки здорового образа жизни. Например, во втором   классе на устном счете  я знакомлю учеников с понятием витамины:

12-6   6В

11-3  8И

20+5  25Т

17+3  20А

21+3  24М

8+6  14И

10+5  15Н

30-0  30Ы

Для обеспечения сообразного природе ребенка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, на стульчик, а предоставить ему возможность работать, и не только работать — жить, в режиме телесной вертикали.

Телесная стойка — это стойка психическая, стойка волевая. Народная мудрость через язык донесла до нас это понимание. О чем мечтают родители, если обобщить все их пожелания? Они хотят, чтобы ребенок в жизни состоялся. А понятие стойкость? Образ счастливого, свободного человека — человека разогнувшегося, несгибаемого, волевого.

Отработку вычислительных навыков провожу в форме подвижных игр «Займи местечко». Учащийся, который первый решил пример, занимает место учителя, по цепочке следующий ученик занимает его место и т.д. Таким образом, дети не только решают примеры, но свободно перемещаются по классу. При изучении геометрических фигур на контрольно-диагностическом этапе учащиеся должны не назвать фигуры, а найти глазами или перемещаясь по классу.

Я подбираю тексты задач  познавательного содержания  об организме человека

  В течении  жизни     человек   спит 25 лет. 5 лет из них он видит сны. сколько лет в течении жизни человек спит и не видит  снов?

Частота пульса у взрослого человека в покое 70 ударов в минуту, а во время сильных волнений и стрессов  достигает 120 ударов. Во сколько раз увеличивается  учащенность биения сердца?

Если частота пульса взрослого человека 70  ударов в минуту,  то у новорожденного в два раза больше. Чему равна частота ударов сердца  новорожденного?      

Фрагмент урока математики.  Тема «Математический разбор пословицы (сложение и вычитание)».

Вставай в 5, завтракай в 5, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99.

 

1. Через сколько часов  после подъема рекомендуется завтракать? 9 – 5 = 4 ч.

2. За сколько часов  до сна пословица рекомендует  ужинать? 9 – 5 = 4 ч.

3. Сколько часов составляет  нормальная продолжительность сна?

9 ч. вечера = 21 ч.; 24 – 21 = 5 ч.; 3 + 5 = 8 ч.

- Продолжительность сна  в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т.е. нужно ложиться в 9 ч., а вставать с 5 до 7 ч. Если выспался, не надо залеживаться в постели – “с курами ложись – с петухами вставай”.

 

Сохранение и  укрепление  здоровья тесно связанно с курсом «Основы безопасности  и жизнедеятельности».  На всех уроках провожу  практикумы, которые показывают, приучают учеников беречь свое здоровье.

На факультативных занятиях «Развитие творческих способностей через изучение элементов экономики» учащиеся знакомятся с видами потребностей: физиологические, биологическими, духовными, учатся планировать бюджет семьи, приобретать правильные (нужные товары) товары, бережно относиться к природным ресурсам.

При подготовке урока я подбираю игровые приемы, разнообразные наглядные пособия, которые способствуют включению детей в активную познавательную деятельность на уроке. Также на уроках использую информационные технологии. В уроки входят элементы развивающего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

В заключение хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Проанализировав  состояние здоровья  учащихся за два года (с  первого класса по второй), важно  отметить, что в адаптационный период (1 класс) имело место: ухудшение зрения 2 ученика (10 %), заболевание пищеварительной системы 5 человека(23 %), жалобы детей на переутомление, частые простудные заболевания. Во втором классе  стабилизировалось состояние здоровья детей.

Стабилизации заболеваний органов зрения способствовали следующие факторы:

  • профилактическое  медикаментозное лечение;
  • ежедневное  проведение гимнастики для глаз;
  • оздоровительные минутки;
  • смена видов деятельности.

Заболевания органов пищеварения

Стабильность состояния здоровья  свидетельствует  о проведении факультативных занятий  по  правильному питанию. Учащиеся получили определенные знания о полезной пище, умеренном питании, режиме питания, разнообразии  и рациональности  питания, которые способствовали  укреплению здоровья младших школьников.

Когда ученик чувствует себя здоровым, он с удовольствием посещает школу, лучше усваивает учебный материал.

В своей практике  каждый урок  я начинаю  с психологического настроя. Это  способствует   повышению  работоспособности на протяжении всего урока.

С первого класса формирую  навыки личной гигиены,    которые являются  залогом здоровья  каждого человека.

Мои ученики  с младшего школьного возраста  учатся  любить себя, людей, жизнь. Они живут  в гармонии с собой,   миром,  умеют заботиться  о своем здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28
  2. Гигиена и здоровый образ жизни /. Дурейко, Л.И.,  Т.В. Трафимова, Т.В., Романенко, Н.Э.  и др.; под ред. Л.Ф. Кузнецовой. - Минск: Тонпик, 2003. 164 с.
  3.   Здоровый выбор: Сб. материалов по формированию здорового образа жизни учащейся молодежи / Сост. Л.Ф. Кузнецова, А.О. Сахариленко. - Минск: «Пачатковая школа», 2004 - 112 с: ил. - (Родителям о здоровом образе жизни).
  4.    Здоровое питание - здоровый образ жизни / Л.И. Дурейко, Г.Д. Лосева, Г.В. Трафимова, Н.Э. Романенко; под ред. Л.Ф. Кузнецовой. - Минск: «Пачатковая школа», 2004. - 196 с: ил. - (Родителям о здоровом образе жизни).
  5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие  технологии: школьник и компьютер// М.: Вако, 2007. – 303с.
  6.    Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
  7. Кучма,В.Р., Сердюковская, Г.Н., Демин, А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников// Москва: 2000
  8. Кухарев, Н.В. Педагог-мастер - педагог-исследователь: Пособие для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Н.В. Кухарев. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. - 248 с.
  9. Кухарев, Н.В., Решетько, B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: В 3 ч. - Минск: "Адукацыя i выхаванне", 1996. -104 с.
  10. Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня // Пачатковае навучанне: сям'я, дз1цячы сад, школа. - 2002. - № 5.
  11. Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе: Метод, рекомендации /Авт.-сост. К.С. Фарино, Л.Ф. Кузнецова, Н.Ф. Фарино и др. - Мн.: «Пачатковая школа», 2003. - 56 с.
  12. Об общем среднем образовании: Закон Рэспублики Беларусь.
  13. Обухова Л.А.. Лемяскина Н.А, Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы// М.: Вако, 2008. – 287с.
  14. СанПиН №2.4.2.16-33-2006 Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. - Минск., 2010.

Информация о работе Принципы здоровьесберегающих технологий