Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:11, контрольная работа
Цель контрольной работы: охарактеризовать методологические, теоретические и методические основы формирования познавательного интереса у детей дошкольного.
В соответствии с указанной целью контрольной работы определены следующие задачи:
1) обозначить содержательный объем ключевого понятия «познавательный интерес»;
2) выявить специфику современной ситуации и степень её воздействия на процессы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...…5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ…………….……………………………..……….5
1.1. Проблема развития познавательных интересов у дошкольников.….…..5
1.2. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста..…...11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ………….…………….………..….17
2.1. Экспериментирование как средство познания окружающего мира.…….17
2.2. Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста..……….........19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………....22
Рамонова К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей:
- любознательность
– первоначальный этап
- выступает
как первоначальная форма
- является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим утомлением и затратной энергии;
- развитие
любознательности происходит
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность.
Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.
Дошкольный возраст- период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации.
Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова).
Наиболее
общими и важными задачами познавательного
развития ребенка являются не просто обогащение
его представлений об окружающем, а развитие
познавательной инициативы (любознательности)
и освоение культурных
форм упорядочения
опыта (на материале
представлений о мире),
как предпосылки формирования готовности
личности к непрерывному образованию.
Таким образом, в процессе развития детей
дошкольного возраста познавательный
интерес выступает в многозначной роли:
и как средство живого, увлекающего ребенка
обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному
и длительному протеканию познавательной
деятельности, и как предпосылки формирования
готовности личности к непрерывному образованию.
1.2.
Развитие познавательного
интереса у детей дошкольного
возраста.
Познавательный
интерес – избирательная направленность
психических процессов на объекты и явления
окружающего мира, как тенденция, потребность,
стремление личности заниматься данной
областью явления, которая приносит удовольствие.
Биологической основой познавательного
интереса является ориентировочно-
Степень развития познавательного интереса дошкольника зависит от близости содержания исследуемой проблемы ребенку и его опыта (социального и познавательного). С.Л.Рубинштейн отмечал устойчивость сезонных интересов детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы изучения развития познавательных интересов у дошкольников:
-дошкольный возраст обладает
повышенными возможностями по
силе остроты восприятия, яркости
воображения в развитии
-увеличение
объема информации и
-новые
педагогические ориентиры в
-переосмысление
проблемы соотношения
- проявления познавательного интереса трудно представить в количественных показателях
Психологические основы становления познавательного интереса в дошкольном возрасте:
- возрастание и изменение характера активности в поиске необходимой информации, выражающиеся в движении от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового
-интеллектуализация
процесса познания, переход от
чувственного познания мира, к
теоретическому познанию в
-расширение
диапазона интересующих
-познание от внешних свойств
и назначений предметов к
-повышение
устойчивости в направлении от
ситуативного к устойчивому
Этапы развития познавательного интереса:
1.Постановка проблемы
2.Определения
источников получения
3.Осуществление
познания посредством
4.Систематизация и обобщение полученного опыта
5.Отражение
освоенного опыта в процессе
разнообразной детской
Характеристика уровней сформированности познавательного интереса
Первый уровень: субъектно-поисковый тип познавательного интереса: оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно достаточно высокая степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.
Второй уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса: качественно более низкое развитие познавательного интереса с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого человека, меньшая по сравнению с первым уровнем конструктивность действий (умственных и практических).
Третий уровень: инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса: поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.
Четвертый уровень: элементарная форма проявления познавательного интереса. Заинтересованность в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.
Пятый уровень: фактическое отсутствие познавательного интереса разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной не сформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством:
-использования
современных информационных
-экспериментирования,
- игровой деятельности,
-проблемно-игровыми технологиями,
-методами ТРИЗ,
-знаково-символическими средствами
Что может сделать воспитатель ДОУ в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса старших дошкольников:
-развивать
интересы в рамках всех
-использовать
методы и приемы направленные
не на передачу знаний ребенку
(перенасыщение информацией,
-реализовывать
детские проекты по
-использовать
методы обеспечивающие у
-рассматривать детские энциклопедии и книги
-использовать
приемы «Чего не хватает?» (
-коллекционировать
разнообразные объекты,
-сравнивать
экспериментировать, моделировать, направлять
развитие детей на умение
-создавать
ситуации в образовательном
-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач
-определение
направлений согласования
-единство
и взаимообусловленность
-развитие
в единстве когнитивных,
Информация о работе Проблема формирования познавательных интересов дошкольников