Проблема формирования познавательных интересов дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:11, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: охарактеризовать методологические, теоретические и методические основы формирования познавательного интереса у детей дошкольного.
В соответствии с указанной целью контрольной работы определены следующие задачи:
1) обозначить содержательный объем ключевого понятия «познавательный интерес»;
2) выявить специфику современной ситуации и степень её воздействия на процессы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...…5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ…………….……………………………..……….5
1.1. Проблема развития познавательных интересов у дошкольников.….…..5
1.2. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста..…...11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ………….…………….………..….17
2.1. Экспериментирование как средство познания окружающего мира.…….17
2.2. Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста..……….........19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………....22

Файлы: 1 файл

Проблема формирования познавательных интересов дошкольников.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

     Рамонова  К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей:

- любознательность  – первоначальный этап формирования  устойчивой познавательной направленности, связана с ориентировочным рефлексом  и ориентировочной деятельностью; 

- выступает  как первоначальная форма познавательного  интереса и представляет собой  непосредственное и познавательное  недифференцированное отношение;

- является  условием успешной умственной  деятельности, которая проходит  с наименьшим  утомлением и  затратной энергии;

- развитие  любознательности происходит при  условии демонстрации ребенку противоречивых фактов, побуждающих выявить причины явлений. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях,  направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

     Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени  познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и  взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи  со сменой  предметной области, и  сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит  в любознательность.

     Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

     Дошкольный  возраст- период  расцвета детской  познавательной активности. К 3-4 годам  ребенок как бы освобождается  от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить  и  объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи  и закономерности.

     В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный  феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

     Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и  как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

     Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации.

     Ведь  знания формируются как результат  взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова).

     Наиболее  общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный  интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к  интеллектуальному и длительному протеканию познавательной  деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. 

1.2. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. 

     Познавательный  интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И.П.Павловым как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям Л.И. Божович приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию. Со 2-го месяца жизни у ребенка наблюдается сенсомоторная активность и реципитирующий интерес в форме внимательности к восприятию различных впечатлений из внешней среды. В возрасте 5-6 мес. наблюдаются новые формы поведения ребенка (первые оживленные порывы радости, поиск потерянных игрушек) эти формы говорят о проявлении активности, выходящей за пределы ответа на раздражение (Л.С.Выготский).

     Степень развития познавательного интереса дошкольника зависит от близости содержания исследуемой проблемы ребенку  и его опыта (социального и  познавательного). С.Л.Рубинштейн отмечал  устойчивость сезонных интересов детей  дошкольного возраста. Актуальность проблемы изучения развития познавательных интересов у дошкольников:

      -дошкольный возраст обладает  повышенными возможностями по  силе остроты восприятия, яркости  воображения в развитии познавательного  интереса 

     -увеличение  объема информации и необходимость  переосмысления значения знаний  и пересмотр концептуальных целей  в проблеме формирования познавательных  интересов дошкольника 

     -новые  педагогические ориентиры в образовании  дошкольников 

     -переосмысление  проблемы соотношения дифференциации  и индивидуализации в современных  технологиях развития познавательной  активности, познавательных интересов 

     - проявления познавательного интереса трудно представить в количественных показателях

     Психологические основы становления познавательного  интереса в дошкольном возрасте:

      - возрастание и изменение характера активности в поиске необходимой информации, выражающиеся в движении от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового

     -интеллектуализация  процесса познания, переход от  чувственного познания мира, к  теоретическому познанию в форме  вопросов, являющихся продуктом  интеллектуальной деятельности 

     -расширение  диапазона интересующих вопросов  ребенка

      -познание от внешних свойств  и назначений предметов к сущности  явлений, связей, отношений 

     -повышение  устойчивости в направлении от  ситуативного к устойчивому поиску  необходимой информации.5                 

 Этапы развития познавательного интереса:

1.Постановка  проблемы 

2.Определения  источников получения информации 

3.Осуществление  познания посредством разнообразного  содержательного общения со взрослыми 

4.Систематизация  и обобщение полученного опыта 

5.Отражение  освоенного опыта в процессе  разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание  макетов 

Характеристика  уровней сформированности познавательного  интереса

Первый  уровень: субъектно-поисковый тип познавательного интереса: оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно достаточно высокая степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.

Второй  уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса: качественно более низкое развитие познавательного интереса с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого человека, меньшая по сравнению с первым уровнем конструктивность действий (умственных и практических).

Третий  уровень: инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса: поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.

Четвертый уровень: элементарная форма проявления познавательного интереса. Заинтересованность в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.

Пятый уровень: фактическое отсутствие познавательного интереса разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной не сформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.

Исследования  в области дошкольного  образования, показали, что формирование познавательного  интереса у детей  старшего дошкольного  возраста возможно посредством:

-использования  современных информационных технологий,

-экспериментирования,

- игровой  деятельности, 

-проблемно-игровыми  технологиями, 

-методами  ТРИЗ,

-знаково-символическими  средствами 

Что может сделать  воспитатель ДОУ  в сотрудничестве с родителями для  развития познавательного  интереса старших  дошкольников:

-развивать  интересы в рамках всех занятий 

-использовать  методы и приемы направленные  не на передачу знаний ребенку  (перенасыщение информацией, без  учета подготовленности дошкольников), а необходимо активизировать процесс освоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование

-реализовывать  детские проекты по привлекательной  для детей теме 

-использовать  методы обеспечивающие у дошкольников  повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о  значимости некоторых открытий 

-рассматривать  детские энциклопедии и книги 

-использовать  приемы «Чего не хватает?» (отсутствие  достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации  по книгам, фотографиям), обмена информации  «Я сегодня узнала» 

-коллекционировать  разнообразные объекты, создавать  мини-музеи определенной направленности 

-сравнивать  экспериментировать, моделировать, направлять  развитие детей на умение планировать  исследовательскую деятельность 

-создавать  ситуации в образовательном процессе  «повышенной сложности» Педагогические  условия направленные на формирование  познавательного интереса:

-отбор  целесообразного доступного и  интересного для современных  дошкольников содержания для  решения образовательных задач 

-определение  направлений согласования стихийного  и целенаправленного формируемого  познавательного опыта 

-единство  и взаимообусловленность развития  интереса, обогащение представлений,  совершенствования познавательных  умений и способностей

-развитие  в единстве когнитивных, эмоциональных  волевых и творческих компонентов  интереса 

Информация о работе Проблема формирования познавательных интересов дошкольников