Развитие познавательных интересов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить условия познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. изучение литературы по теме исследования;
2. выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;
3. разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Файлы: 1 файл

курсовая работа с нета.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

Развитие познавательных интересов у дошкольников

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Характеристика  и своеобразие познавательного  развития в дошкольном возрасте

1.2 Познавательные процессы у  детей дошкольников возраста

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методы диагностики познавательного  развития дошкольников

2.2 Развитие  творческого воображения и формирование  способности к наглядному моделированию  на познавательных играх-занятиях

2.3 Ознакомление  детей с художественной литературой 

2.4 Ознакомление  детей с природой

2.5 Занятия  по рисованию

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ     ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Познание – воспроизведение  в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно  опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств  и способов познавательной деятельности.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений  все больше и больше обращается к  личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются  у него под влиянием деятельности и общения.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом  учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном  переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения  познавательными и практическими  умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных  оснований для формирования познавательных интересов.

Дошкольный возраст – это  период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных  мотивов дошкольников особое место  занимает познавательный мотив, который  является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.

Цель  настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей  дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Актуальность  настоящего исследования обусловлена  тем что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

Углубленное изучение особенностей дошкольного  детства привело учёных к выводу что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.

Крупнейший  учёный А.В. Запорожец в своих  работах пишет что «целью дошкольного  обучения должна быть амплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать  у дошкольников устойчивую потребность  в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. В реальной жизни, особенно в современных условиях, она наблюдается не у всех детей.

Объект: развитие познавательной деятельности у дошкольников.

Предмет: процесс формирования познавательных интересов у дошкольников.

Цель: определить условия познавательной деятельности дошкольников.

Задачи:

1. изучение литературы по теме  исследования;

2. выявление познавательных интересов  у детей дошкольного возраста;

3. разработка и апробирование  методик, направленных на увеличение  познавательной активности детей.

Структура курсовой работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

1.1 Характеристика и своеобразие  познавательного развития в дошкольном  возрасте

 

Учебная деятельность направлена на овладение обобщенными способами  действий в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными  мотивами. Или могут быть только мотивами, непосредственно связанные  с ее содержание, т.е. мотив приобретения обобщенных способов действий, или  мотив самосовершенствования. В  ходе обучения мотивы претерпевают изменения: в одних случаях возникает  интерес к получению хорошей  отметки, похвалы; в других – интерес  к самому содержанию знаний. Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления  самой учебной деятельности и  поэтому могут рассматриваться  как специфические новообразования.

Исследования детского мышления, проводившиеся  группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, привели  к выводу, что у нормально развивающихся  детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет этапы. Первоначально  познавательное отношение к действительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность.

По данным, полученным в исследованиях  А.В. Запорожца и его сотрудников, первоначально такие познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают  лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций. С этой точки зрения интересно исследование сотрудницы А.В. Запорожца Е.А. Коссаковской, показавшей, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решение головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой – у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучится решать трудные задачи.

Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии:

Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения  и закрепления устойчивых познавательных интересов.

Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное  расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той  же сферы действительности (8, с.223-227).

Методист – словесник В.И. Водовозов, касаюсь вопроса усвоения детьми знаний, отмечал их второстепенную роль в обучении, выделяя первостепенную важность внутреннего процесса, который эти знания должны вызывать, стимулируя душевное развитие. Активизатором мышления ребенка В.И. Водовозов считает интерес, способствующий осмысленному восприятию учебного материала и практическому применению теоретических знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением. Его педагогические воззрения совпадают с ранее высказанными предположениями К.Д. Ушинского о сложной структуре возникновения познавательного интереса.

П.Ф. Каптерев и В.П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также обоснуют важность определенного периода жизни ребенка для развития у него устойчивого познавательного интереса к приобретению знаний. При правильной организации обучения и воспитания она способна не только к достижению главной цели образования – самообразованию, но и к возникновению собственного независимого взгляда на процессы, происходящие вокруг и способствующие в конечном итоге формированию собственной стратегии подчиненной устойчивой познавательной потребности (6, с. 158).

Накопленные к 6 годам сведения о  мире являются серьезной базой для  дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир  – это система, в которой все  взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности  всего происходящего в нашем  мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной  картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

На протяжении дошкольного детства  ребенок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного  познания и преобразования мира через  освоение умений:

– постановка цели и планирование;

– прогнозирование возможных эффектов действий;

– контроль за выполнением действий;

– оценка результатов и их коррекция.

К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и  речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видах деятельности: рисование, конструирование, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т.п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям. Познавательным мотивами еще только предстоит сформироваться в совместной с педагогом учебной деятельности. На уровне готовности у обучению могут быть представлены предпосылки формирования познавательной мотивации, такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо. Важным показателем является и ориентация ребенка на достижение успеха, в отличии от боязни ошибиться.

 

1.2 Познавательные процессы  у детей дошкольников возраста

 

К познавательным процессам детей  дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).

Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации. Собственно информация состоит из отдельных  сведений, фактов, событий окружающего  мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т.п. в зависимости  от целей и возможностей используется информация того или иного источника.

Компонент «отношения к информации»  представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей  дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение»  к ней вторично, то у малышей  наблюдается обратная картина. Для  них, как правило, «отношение к информации»  первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать  то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к  чему относятся плохо, отрицательно. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем  развития познавательных процессов  ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее  несовершенство, неразвитость его психических  процессов. Участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у  дошкольников идет интенсивно благодаря  эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто  воспитывает детей – родители, педагоги, - должен всегда помнить: процесс  формирования отношения ребенка  к миру, в котором он живет, идет постоянно. И в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности.

Неразрывность и взаимосвязанность  компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой  человек, читает ли он книгу, смотрит  ли телевизор, слушает ли доклад или просто идет по улице, все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».

Информация о работе Развитие познавательных интересов у дошкольников