Проблема формирования профессиональных качеств учащихся в классе вокала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 09:44, реферат

Описание работы

Мировой финансово-экономический кризис, захватывает и область образования и воспитания, в том числе и художественного. В силу развернувшихся социальных процессов началось разрушение традиционных форм досуговой культуры. Образующийся вакуум зачастую становится пространством стагнации и деградации личности. Мы забываем, что положительные эмоции, увлечение любимым делом, интересный досуг являются основой формирования и развития личности. А наиболее значимым профилактическим средством особенно в детском возрасте является искусство.

Файлы: 1 файл

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования профессиональных качеств учащихся-вокалистов.docx

— 58.38 Кб (Скачать файл)

1.1 Проблема формирования профессиональных качеств учащихся в классе вокала

 

Мировой финансово-экономический кризис, захватывает и область образования и воспитания, в том числе и художественного. В силу развернувшихся социальных процессов началось разрушение традиционных форм досуговой культуры. Образующийся вакуум зачастую становится пространством стагнации и деградации личности. Мы забываем, что положительные эмоции, увлечение любимым делом, интересный досуг являются основой формирования и развития личности. А наиболее значимым профилактическим средством особенно в детском возрасте является искусство.

Искусство – важнейшее средство приобщения к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Естественно и ненавязчиво, вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений, оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Искусство активизирует чувственную сферу человека, стимулируя одновременно мыслительную деятельность, способствуя появлению новых идей и проектов, увеличивая творческий потенциал сознания, его производительную отдачу в соответствии с объектом приложения умственных способностей человека.

Искусство дает эмоционально-нравственный заряд человеческому сознанию, способствует его социализации и более эффективной отдаче в различных областях общественной жизни. Фактически искусство – наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера.1 Музыка в этом плане выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир личности. Отсутствие реальных зрительных факторов, непосредственно связанных с музыкальным содержанием, обусловливает силу ее эмоционально-чувственного воздействия.

Г.П. Шевченко подчеркивает, что «специфичность эстетического, в том числе музыкального воспитания в том, что оно формирует у школьников понимание красоты, утонченность, обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности. Такое проявление эстетического начала как художественное видение, ритм, воображение, ассоциативность, фантазия, интуиция, синтезация разрозненных представлений и т.п. имеет важное значение и носит универсальный характер. Без них невозможно современное производство, научное творчество, нравственное развитие личности».

С древнейших времён музыкально-эстетическому воспитанию придавалось огромное значение. Так, например, античная система образования и воспитания предполагала обязательное обучение детей, начиная с 7 лет, в двух школах: школе «грамматиста», где они учились читать, писать и считать, и школе «кифариста», обучавшей пению и игре на музыкальных инструментах (лире, кифаре, флейте и др.). Существовали также специальные мусические школы, ставившие перед собой задачу эстетического воспитания. В программу этих школ входило обучение грамоте, литературе, музыке, а с IV века до нашей эры – и изобразительному.2

Придавая огромное значение музыке как средству нравственного воспитания, греки разработали учение об «этосе» – теорию этического воздействия на человека музыкальных ладов, ритмов и инструментов. Теория этоса обосновывала особенности нравственно-смыслового воздействия мелодий, написанных в различных ладах. Важнейшее положение греческой эстетической педагогики – мысль о том, что нравственное поведение человека определяется музыкой. Музыка служит своеобразной «гимнастикой души», способной оказать решающее воздействие на формирование характера. Пифагор настаивал на том, что сила воздействия музыки – в очищении (нравственном, духовном и телесном, физическом).

Пифагорейцы считали, что благоустроенное государство «музыкально», ибо подчиняется правильному «ладу».

Другой представитель философской и эстетико-педагогической мысли в эпоху античности – Аристотель, разработал целостную систему музыкально-эстетического воспитания детей, включавшую четыре предмета: музыку, изобразительное искусство, грамматику и гимнастику. Аристотель особое внимание уделял музыке, выдвигая своеобразное обоснование нравственного воздействия музыки на психику человека. Аристотель первым из античных философов и педагогов подчеркнул необходимость практической музыкальной деятельности в процессе обучения детей. Наряду со слушанием музыки, опыт игры на музыкальных инструментах, пение является, по мысли Аристотеля, неотъемлемой частью музыкального воспитания подрастающего поколения. В эпоху античности:

впервые были выработаны основные понятия музыкальной теории,

намечены критерии художественной содержательности музыкальных произведений,

музыкальное воспитание стало пониматься как один из наиболее важных факторов становления и развития личности,

исследована сущность музыкального этоса.

Средневековыми теоретиками музыка понималась не как искусство, а прежде всего как наука. На первой ступени обучения средневековые университеты имели факультеты искусств, через которые обязан был пройти каждый студент. «Известно, что музыка входила в состав семи «свободных наук-искусств», где рассматривалась как одна из областей математических знаний, наряду с арифметикой, геометрией, астрономией, и понималась, прежде всего, как наука о числах». Эти учебные заведения, являясь очагами музыкальной культуры, стали ведущими в области развития теории музыкального образования.3

Век Просвещения стал новым этапом в истории развития теории и практики музыкально-эстетического образования и воспитания. Эстетическое воспитание мыслилось в эпоху Просвещения как главное средство установления «общественной гармонии». Характерной для эпохи Просвещения стала мысль о том, что посредством искусства и эстетического воспитания можно поднять человека до уровня свободной общественной, политической и нравственной жизни. В эпоху Просвещения возникли оригинальные и детально разработанные эстетико-воспитательные концепции социалистов-утопистов.4

Наиболее яркую и своеобразную концепцию музыкально-эстетического воспитания разработал Ш. Фурье. Выдвинув идею целостного всестороннего воспитания, он активно поддержал мысль о педагогическом значении удовольствия в процессе приобщения детей к искусству. Ш. Фурье разработал систему конкретных мероприятий с целью музыкально-эстетического развития детей, начиная с 6-месячного возраста. Одним из важнейших средств эстетического воспитания он считал оперу, так как благодаря опере в процесс воспитания включаются «все виды искусства»: пение, инструментальная музыка, поэзия, пантомима, танец, гимнастика и др.. Мечтая о том, чтобы все дети с раннего возраста привыкли выступать на драматической или музыкальной сцене, участвовать в пении, игре на инструментах, танцах и пр., Ш. Фурье выдвинул программу организации музыкально-драматических школ и институтов.

В эпоху Просвещения возникают и оформляются как самостоятельные области музыкознания социология музыки, история музыки, художественная критика. Появляются специальные музыкальные словари.

Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.5

 Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Проблема художественно-эстетического воспитания учащихся всегда актуальна. Одной из задач современного среднего (профессионально-технических) школ, стремящихся повысить качество образования является обеспечение (создание) студентов такая форма занятий, в которой можно интегрировать нравственные и образовательные предметы как литература, история, мировая культура, искусство, религия, музыка. Класс вокального пения, при определённом старании педагога, является наиболее эффективной и демократичной формой общего развития учащихся, поскольку заключает в себе специфичные компоненты обозначенных предметов, а также является доступным для всех детей активным видом творческой деятельности.6

Класс вокала – это не просто форма решения воспитательно-педагогических задач, связанных с проблемой формирования личности школьника, но и приобщение к музыкальному искусству, обучение конкретному виду музыкального исполнительства – вокалу. Пение – это сложный психофизиологический процесс, связанный со значительными изменениями жизненно-важных актов организма (дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.), в результате которого меняется (развивается) и эмоциональное состояние ребёнка. Такая взаимосвязь общего и вокального воспитания делает процесс обучения детей пению более серьёзным занятием, требующим правильного методологического подхода хормейстера.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Направленность классов вокала позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность данных классов связана с ростом числа вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. Всякий ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Увлеченность модными новинками, звуковыми эффектами и неумение видеть в музыке подлинно ценное духовно объединяет, а порой и опустошает еще не сформированную личность.

Внимание учащихся занятием вокалом позволяет пополнить и углубить получаемые им знания о музыке в целом, совершенствовать исполнительские навыки и навыки восприятия искусства, приобщает к музыкальной культуре, а также формирует самостоятельность и творческую активность.

Заинтересованность учащихся к занятию вокалом способствует их музыкальному развитию и оказывает на них положительное воздействие. В целом занятия вокалом способствуют формированию музыкальных вкусов и развитию творческого воображения учащихся, превращению эстетических установок в регуляторы практической деятельности школьника.

Обучение в классах вокала и вокального ансамбля осуществляется на основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.

В результате этого процесса у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству, обеспечивается 
приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений, прививается навык публичных выступлений. В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса, и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.7

Обучение в классе вокала осуществляется в тесном сочетании с занятиями по вокальному ансамблю, сольфеджио, музыкальной литературе, а также по предметам «Орф-оркестр», «Мастерство актера», «Ритмика». Широко используются творческие задания, развивающие у учащихся вокальный слух, смысловое интонирование, внимание и память, речь, фантазию, образный склад мышления. Имея в виду, что урок пения, в известной степени, процесс рутинный, имеющий в  
основе комплекс традиционных и обязательных педагогических приемов, следует порой отступать от них, изменять привычную практику, идя навстречу индивидуальности учащегося. Это обстоятельство ведет к поиску индивидуальных приемов и методов для воспитания внимания, памяти, музыкального и вокального слуха, ритмического чувства 
и большого количества различных ощущений: эмоциональных, акустических и интонационных. По пути к воспитанию этих качеств и навыков (а это все, 
как известно, сложные процессы) целесообразно идти не столько от жесткого тренинга, сколько от игры и формирования стойкого интереса к предмету и, что очень важно, к самому процессу урока, как основе основ. 
Другой важнейшей учебно-педагогической задачей музыкально-образного мышления, так как усвоение многих элементов вокальной техники 
напрямую связано с музыкально-образным строем тех произведений, над которыми идет работа, включая вокализы и вокальные упражнения (распевки).

Информация о работе Проблема формирования профессиональных качеств учащихся в классе вокала