Проблема формирования профессиональных качеств учащихся в классе вокала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 09:44, реферат

Описание работы

Мировой финансово-экономический кризис, захватывает и область образования и воспитания, в том числе и художественного. В силу развернувшихся социальных процессов началось разрушение традиционных форм досуговой культуры. Образующийся вакуум зачастую становится пространством стагнации и деградации личности. Мы забываем, что положительные эмоции, увлечение любимым делом, интересный досуг являются основой формирования и развития личности. А наиболее значимым профилактическим средством особенно в детском возрасте является искусство.

Файлы: 1 файл

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования профессиональных качеств учащихся-вокалистов.docx

— 58.38 Кб (Скачать файл)

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания и достижения унисона. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции представляет определённую трудность.

Звуки «У, Ы» – формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.

Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.

Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев – «А» из глубины глотки, у англичан – глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно.

«И, Э» – стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношение округления звука.

Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).

Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «А».

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче, чем чистые гласные.

Таким образом, работа над гласными - качество звучания и заключается в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием.

Условием ясной дикции является безупречный ритмический ансамбль. Произношение согласных требует повышенную активность произношения.

Формирование согласных, в отличие от гласных. связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, ставятся сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянуться, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» – образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается, что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».13

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» – состоят из одних шумов.

Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание обращают на работу над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким, необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани. Для тренировки губ и кончика языка используем разные скороговорки. Например, «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все произносится твёрдыми губами, при активной работе языка.

Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие «С, Ш» потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пении будет создаваться впечатление шума, свиста.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы. Длительности должны активно отсчитываться, следующими способами счета:

  1. Вслух ритмический рисунок.

  1. Простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.14

После этой настройки сольфеджировать, а потом петь со словами.

Ритмические особенности вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Чрезвычайную роль играет одновременное вступление поющих взятие дыхания, атаки и снятия звука.

Чтобы добиться выразительности и точности ритма можно применять упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность.

По мнению многих вокальных деятелей, учащиеся должны пользоваться грудобрюшным дыханием (формирование как у взрослых). Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках. При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепляются эти навыки упражнением дыхания без звука:

  1. Маленький вдох – произвольный выдох.

  1. Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

  1. Вдох со счётом на распев в медленном темпе.

  1. Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

В работе над упражнениями не стоит добиваться всего и сразу на одном занятии, иначе подобное действие будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи.

Необходимым условием формирования вокально навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь.

Репертуар должен отвечать таким требованиям:

  1. Носить воспитательный характер.

  1. Быть высокохудожественным.

  1. Соответствовать возрасту и пониманию детей.

  1. Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива.

  1. Быть разнообразным по характеру, содержанию.

Процесс обучения пению, как любая образовательная деятельность в сфере искусства, направлен на всестороннее творческое развитие личности. В связи с этим в вокальном классе ведется работа над формированием профессиональных качеств исполнителя-вокалиста, которые составляют две группы: технические и художественные.

В группу технических качеств вокалиста входят:

1.     Правильное певческое дыхание.

2.     Чистое интонирование.

3.     Дикция.

4.     Артикуляция.

5.     Звукообразование.

Под художественными качествами вокалиста подразумеваются:

1.     Эмоциональность.

2.     Артистизм.

3.     Музыкально-эстетический вкус.

Технические качества исполнителя-вокалиста - это физические качества, развиваемые в процессе занятия вокалом. Рассмотрим их подробнее.

1. Дыхание - это основной  жизнеобеспечивающий процесс для  человека и животного мира. Принято  различать обычное дыхание и  певческое. Правильное певческое дыхание, как правило, отличает исполнителей, которые обучались в классе вокала и имеют музыкальное образование. В пении дыхание играет огромную роль и при несоблюдении дыхательной техники, овладение другими певческими навыками становится невозможным. Это связано с тем, что дыхание влияет почти на все процессы, которые происходят во время работы голосового аппарата. Особенно мастерское владение необходимо в произведениях широкого диапазона, с наличием очень высоких или очень низких нот, или длинных звуков.

У многих артистов работа с дыханием практически не заметна: ни по движению грудной клетки, ни по набору воздуха. Как правило, это относится к людям, у которых с рождения обладают легкими большого объема и отличным от других строением грудной клетки. Если же у человека в этом плане средне нормативные данные, приходится специально работать над правильной техникой дыхания.  Без этого трудно добиться хороших результатов в пении. Поэтому, как правило, вокальное обучение начинается с работы над дыханием.

2.  Одним из основных качеств хорошего певца является чистое интонирование. Интонирование - это умение чисто воспроизводить вокально или на музыкальном инструменте звуковой тон. Для безладовых струнных инструментов (скрипка, виолончель и другие), где нет фиксированного обозначения нот на инструменте, проблема чистоты интонирования стоит особенно остро. Это же касается вокального звукоизвлечения. Пренебрежение чистотой интонирования приводит к фальши и грязи в исполнении.

Существует еще один смысл у понятия "интонирование". Об интонировании в том случае, когда имеют в виду умение мыслить музыкальные звуки не по отдельности, а заключать их в единую музыкальную  мысль, выстраивать музыкальные фразы и предложения. Опытный музыкант не мыслит отдельными звуками, а слышит сразу музыкальную мысль.

3. Дикция показывает  качество произношения, степень  отчетливости в произношении  слов, слогов, звуков в речи, пении. Без хорошей дикции исполнителя  нельзя рассчитывать на полноценное  усвоение содержания исполняемого  произведения аудиторией. Вокальные  жанры, за редкими исключениями, связаны с музыкальным интонированием  поэтического текста. Смысл песни  создается совместным звучанием  музыки и слова.

Профессионализм исполнителя-вокалиста характеризует не только владение техническими качествами, но и качествами художественными. К ним относятся эмоциональность исполнителя, артистизм и музыкальный вкус.

Одним из самых важнейших компонентов профессионализма исполнителя, является эмоциональность. Певец и вокальный педагог А.П. Зданович определяет его так: «Эмоциональность — это свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. д.»

Информация о работе Проблема формирования профессиональных качеств учащихся в классе вокала