Проблема формирования профессиональных качеств учащихся в классе вокала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 09:44, реферат

Описание работы

Мировой финансово-экономический кризис, захватывает и область образования и воспитания, в том числе и художественного. В силу развернувшихся социальных процессов началось разрушение традиционных форм досуговой культуры. Образующийся вакуум зачастую становится пространством стагнации и деградации личности. Мы забываем, что положительные эмоции, увлечение любимым делом, интересный досуг являются основой формирования и развития личности. А наиболее значимым профилактическим средством особенно в детском возрасте является искусство.

Файлы: 1 файл

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования профессиональных качеств учащихся-вокалистов.docx

— 58.38 Кб (Скачать файл)

Упражнения для распевания должны быть доступны логическому пониманию учащегося, легко восприниматься на слух и усложняться постепенно. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить, когда учащийся овладеет элементами звуковедения и культуры звука, примерно со 2-3-го года обучения. В качестве вокализов поначалу можно использовать мелодии детских песен.

В целом в учебно-воспитательной работе возможно предусмотреть условно четыре основных этапа:

— подробное ознакомление с учащимся, установление контакта с ним. Психическое и физическое освобождение учащегося. Усвоение учащимся необходимых установочных, теоретических сведений и терминов;

— приобретение понятия навыков;

— закрепление полученных певческих навыков, развитие данных, приобретение начальных исполнительских навыков;

— дальнейшее развитие исполнительской техники. Большое 
внимание исполнительских навыков и подготовке концертных выступлений.

Продвигаясь от простого к более сложному, необходимо стремиться к тому, чтобы концертное исполнение являлось следствием эмоционального отношения детей к музыке и содержанию исполняемых произведений. А показ музыкальных спектаклей, сказок и детских опер - результатом коллективного творчества, отображением музыкального мышления учащихся.

Накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции) и совершенствование качества звучания (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции), установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа и вокальным представлением должно осуществляться непрерывно с детского сада. В условиях и детского сада и школы построение методики обучения детей пению осуществляется исходя из голосовых возможностей для данного возраста. Вокальные возможности учащихся младшего школьного возраста (6-8 лет) характеризуются прежде всего узкой динамической амплитудой, обусловленной физиологическим развитием ребёнка, небольшим объёмом лёгких, вместе с этим происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя.

Основным индикатором правильного методического обучения в певческом исполнительстве является ровность и чистота вокального интонирования учащегося, это явление подтверждают научные исследования голосовых возможностей детей в домутационном возрасте. Было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров (отвечающих за ровное певческое звучание). В фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком - либо другом; в натуральном регистре интонация чище, чем при смешанном голосообразования; причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуков у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков. Из полученных данных можно сделать вывод, что неумение правильно интонировать мелодию, а значит и петь, происходит чаще всего из-за злоупотребления грудного механизма голосообразования. Отсюда должен выстраивается принцип вокально-тренировочных упражнений (распевание), цель которых достигнуть сглаженного регистрового звучания.

Хорошо начинать распевание с нисходящего постепенного звукоряда (или коротких попевок в диапазоне б.3, ч.5), при этом необходимо учитывать зону примерных тонов и диапазон детского голоса. Зона примерного звучания у большинства детей младшего школьного возраста, с них и рекомендуется начинать распевание. Диапазон детского голоса нельзя считать возрастным признаком (возрастными возможностями), при работе над расширением звуковысотного диапазона целесообразней говорить о методической последовательности его использования в процессе обучения пению, с какого бы возраста не начинать учить пению. Характеризуя развитие детского голоса, следует отметить, что изменение его основных характеристик относятся не столько к звуковысотному диапазону, сколько к возрастающей силе голоса и обогащению тембра. Ширина же звуковысотного диапазона зависит от регистрового механизма и поддаётся управлению. В процессе обучения пению следует идти по пути постепенного расширения голоса, а, следовательно, поэтапного освоения голосовых регистров, в этой связи эффективно использовать вокальные упражнения нисходящего движения (постепенного, по звукам мажорного трезвучия с последующим его заполнением или скачкообразным движением на любой интервал в пределах октавы в различных штрихах).

При включении в распевочный материал упражнений восходящего движения необходимо следить за тем, когда грудной регистр достигает предела своего напряжения, в этот момент слышится. «перелом» голоса. Такое избыточное напряжение голоса при пении грудным регистром появляется обычно за кварту до переходных звуков. Зная это, следует сознательно уже при подходе к ним, примерно за кварту до переходных тонов, облегчать звук за счёт ослабления динамики (т.е. уменьшения подскладочного давления) и смягчения атаки звука.

Преодоление технически сложных задач должно осуществляется посредством вокального показа педагогом, при этом важно соблюдать оптимальные условия для звуковысотного восприятия детей. Иначе говоря, вокальный показ педагога должен быть в манере звучания детского голоса (лёгкое по тембру, в средней и высокой зоне диапазона относительно певческого голоса детей, весьма умеренно по динамике, ближе к тихой звучности, в умеренном темпе). В этом случае слуховое восприятие будет наиболее полным, а результат положительным.

Уровень вокального развития характеризуется качеством исполнения, заключающимся не только в тембре и интонации, но, первоначально, правильным звукообразованием, артикуляцией, дыханием поющих.

Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную. Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим и развивающимся организмом молодого человека, изменяющимися возможностями.

1. У детей младшего  школьного возраста сила голоса  невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которыми нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фалыдетном, так и в грудном 
режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое 
преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе. Если 
произведение написано в удобной тесситуре, детский естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса заставляет 
нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в более низкой тональности.8

2. Голоса детей 11-13 лет  становятся более сильными, несколько  расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период справедливо считают временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально образного мышления.

3. Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей и подростков. Это 6-8 и 13-15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, другие проявления нестабильности.

4. Следующий период развития  детского голоса — мутация. Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет, требуют особенно бережного 
отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса, В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость, Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать. Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны 
голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсировки звука;

5. Известна и проблема  голоса мальчиков, В возрасте 8-11 лет многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в 12-14 лет у мальчиков начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар, особое внимание к состоянию голоса и психологическому состоянию самого учащегося, связанному с новыми для него непривычными ощущениями.9

Начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно. С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.10

6.На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленностъ звука, вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и др.). Часть детей, начинающих обучение пению, уже является с вполне развитыми недостатками голоса, искаженными ощущениями. На таких учащихся необходимо сразу же обратить внимание, так как всякая плохая привычка, чем больше запущена, тем более стойкий характер она принимает.

Исправление недостатков голоса — нелегкий период воспитания, требующий деликатности, терпения и кропотливого труда педагога и  самого учащегося. Затем, от урока к уроку, в процессе музыкальных занятий и общения, необходимо выявить особенности психики, уровень интеллектуального развития и воспитания учащегося. Только тогда можно наиболее верно и точно поставить учебные задачи и  
подобрать репертуар. Этот процесс должен начаться как можно раньше, уже с первой встречи с учеником, и продолжаться до тех пор, пока существует связь с педагогом.

Основные приёмы развития вокальных навыков:

  • вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

  • вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

  • при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

  • расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;

  • целенаправленное управление дыхательными движениями;

  • произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

  • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

  • проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;

  • вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.11

У детей необходимо развивать и дикцию. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией, нужно научить учащихся, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это очень важно, потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо также учить учащихся и редуцированию. Редукция – ослабление артикуляции звука. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.12

Основной момент в работе над гласными – воспроизведение их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Информация о работе Проблема формирования профессиональных качеств учащихся в классе вокала