Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить условия формирования лидерских качеств у старших школьников - учащихся детского объединения.
Задачи работы:
1. Изучить методическую и теоретическую литературу о воспитании лидерских качеств у подростков
2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.
3. Экспериментально определить лидерские качества в детском движении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств у подростков
1.1. Понятие лидерства и лидерское поведение в подростковом возрасте…………………………………………………………………....5-9
1.2. Основные характеристики лидерства……………………………..10-17
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по выявлению лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников.......18-19
2.1. Выявление лидерских качеств у учащихся детского школьного объединения……………………………………………………………….20-21
2.2. Опыт деятельности детского объединения………………………..22-26
Заключение……………………………………………………………….27-28
Список литературы………………………………………………….......29-31
Приложение………………………………………………………………32-36

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет педагогики и практической психологии

 

Кафедра социальной педагогики и молодежной политики.

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 год.

 

 

Тема №33: «Проблема  лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении»

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств у подростков

1.1.   Понятие лидерства и лидерское поведение в подростковом возрасте…………………………………………………………………....5-9

1.2.   Основные характеристики лидерства……………………………..10-17

Глава 2. Опытно-педагогическая работа по выявлению лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников.......18-19

2.1.  Выявление лидерских  качеств у учащихся детского школьного объединения……………………………………………………………….20-21

2.2.   Опыт деятельности  детского объединения………………………..22-26

Заключение……………………………………………………………….27-28

Список литературы………………………………………………….......29-31

Приложение………………………………………………………………32-36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

         Начало XXI в. значительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом.  Современному обществу необходимы  граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются  и формируются основы лидерского потенциала, который в последствии раскрывается во взрослой жизни.

Для собственной успешности в социуме ребенку 11-16  лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. С этой целью разрабатываются обучающие занятия в детских объединениях, где создаются благоприятные условия для социализации подростка 
 
         В исследованиях лидерства в подростковом возрасте условно можно выделить три этапа:  
        

- ранний - начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин.  

- в средний период (40-90-е  г.г.) анализ проблемы лидерства  в детских объединениях практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на  другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров и на ученическом самоуправлении 
        

- в рамках современного  периода обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала, сущность характеристики лидерской компетенции; педагогические условия развития лидерских качеств. 
         Теории и практике выявления лидерства  посвящены работы: Ю.П.Платонова,  А.Н. Лутошкина. Стили лидерства раскрыты в работах  А. Аграшенко, Н.И. Шевандрина. Особую значимость представляют исследования, посвященные деятельности детских объединений. Вопросы истории, организации и функционирования детских объединений. Основное исследование их работ направлено на изучение воспитательной функции детских организаций, на вопросы подготовки подростка к работе в детском объединении, на вопрос социализации личности подростка.  
 
        

       

        Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в психологической литературе освещены основные положения и подходы к изучению  различных аспектов лидерства, мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте в литературе мало рассматривались как отдельная проблема.   

 

Исходя из вышесказанного, тема курсовой работы «Проблема лидерства  в детском движении и в ученическом  самоуправлении» является актуальной.

 
         Объект исследования -  процессы формирования лидерских способностей у старших школьников. 
 
         Предмет  исследования – возможности становления лидерских способностей старших школьников. 
 
         Цель исследования – выявить условия формирования лидерских качеств у старших школьников - учащихся детского объединения.  
 
         Гипотеза исследования - если создать условия активного включения подростка в процесс взаимодействия в коллективе, то формирование качеств современного лидера будет успешным 

        Объект, предмет, цель исследования и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования курсовой работы: 
 
         1. Изучить методическую и теоретическую литературу о воспитании лидерских качеств у подростков

         2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению. 
         3. Экспериментально определить лидерские качества в детском движении.      

База исследования: Детское школьное объединение “Спектр” МОУ школы г. Ростова-на-Дону

 

      

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств у подростков

 

       1.1. Понятие лидерства и лидерское поведение в подростковом возрасте.

           

        Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.

Будущее любого государства зависит от степени внимания общества к вопросу воспитания нового поколения, поэтому в большинстве стран правительства стремятся поддерживать и стимулировать развитие детского движения.

Проблема создания, развития и успешной деятельности детских  общественных объединений не может  быть положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров детского движения. Необходима грамотная, систематическая  работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов детских общественных объединений.

В настоящее время проблема раннего выявления, развития и воспитания будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии разных стран мира. Растет ее популярность в отечественной науке и образовательной практике. В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как стратегическая государственная задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества.

Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые  при наличии соответствующих  качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе - взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.

Анализ теоретических  источников позволил сделать вывод, что в педагогической и психологической  науках сформированы основные положения и подходы в изучении феномена лидерства.

Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства.

Основной интерес ученых направлен на изучение воспитательных функций детских организаций, уделяется внимание вопросам подготовки взрослого к работе с детьми в детском общественном объединении, социализации личности подростка в детском общественном объединении.

Что касается вопросов развития лидерских качеств подростков, то они затрагиваются лишь в контексте школьного коллектива или в условиях временного детского коллектива.

Анализ теоретических  и научно-практических источников показал, что определение и обоснование  педагогических условий эффективного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении  не рассматривалось в качестве отдельной  проблемы.

         Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их взаимодействии, осуществляющийся на основе восприятия, подражания, внушения, взаимопонимания. Лидерство основано на принципе добровольности подчинения и считается социально приемлемым и наиболее эффективным.  
 
         Лидерское поведение может быть доступно любому члену коллектива, каждый из них может иметь собственную сферу деятельности. 
 
         Лидер – любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе. 
 
         Лидерство – обозначение осуществления полномочий власти и влияние внутри социальной группы, то есть функционировать как лидер означает осуществлять лидерство. Этот термин часто используется как личностная черта, как будто имеется совокупность определенных умений, которые отражают личность 
 
         Формальная структура коллектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная - складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров. 
 
        

В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность  во власти. Подобный подход к психологии лидерства при всей внешней бесспорности не может решить проблему  его мотивации. Стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо для того, чтобы выяснить, кто и почему становиться лидером. 
 
         В развитии лидерства  используется, ряд процедур: 
 
- формирование мотивации, т. е. устойчивого желания стать лидером;                    

-  развитие уверенности в себе;  
 
- готовность принимать решения и брать на себя ответственность; 
 
 - последовательность и упорство в реализации общих целей; 
 
-  осознание собственной возможности  их достижения; 
 
           Процедуры индивидуальной самомотивации разработаны в психологической литературе и используются в практике, такие как: развитие  индивидуальных интеллектуальных  и нравственных лидерских качеств, — сюда относятся: компетентность, порядочность (без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет), развитый интеллект (проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкость ума, предусмотрительности, умение планировать и ставить цели);обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами. 
 
         Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным  и во многом противоречивым развитием. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. Для того, чтобы подросток по-настоящему «влился» в коллектив, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его самоудовлетворении.  
 
         При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям. В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Пробуя себя в этом качестве: выполняют определенные социальные  и лидерские роли, пытаясь разобраться в проблеме лидерства, вырабатывают у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицируют себя с известными лидерами  
 
         Феномен лидерства занимает особое место в психологии в силу своей яркости и занимательности, для психологии   лидерство - конкретное выражение власти в «человеческом факторе», власть в психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться.(10)

Информация о работе Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении