Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования – выявить условия формирования лидерских качеств у старших школьников - учащихся детского объединения.
Задачи работы:
1. Изучить методическую и теоретическую литературу о воспитании лидерских качеств у подростков
2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.
3. Экспериментально определить лидерские качества в детском движении.
Введение…………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств у подростков
1.1. Понятие лидерства и лидерское поведение в подростковом возрасте…………………………………………………………………....5-9
1.2. Основные характеристики лидерства……………………………..10-17
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по выявлению лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников.......18-19
2.1. Выявление лидерских качеств у учащихся детского школьного объединения……………………………………………………………….20-21
2.2. Опыт деятельности детского объединения………………………..22-26
Заключение……………………………………………………………….27-28
Список литературы………………………………………………….......29-31
Приложение………………………………………………………………32-36
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Психологический
климат в коллективе./ Н.П. Аникеева -Изд.
2-е- – М.: Просвещение, 2000.-224 с.
2. Большой толковый психологический словарь
/ Ребер Артуг. Т.1 (А-О_ перевод с анг. М.:
Вече. АСТ 2000.- 592 с.
3. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая
психология. –СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-
416 с.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический
словарь-справочник.- МН.: Харвест, М.: АСТ,
2001.- 576 с.
5. Искусство вести за собой. Тренинги и
занятия по формированию у юношества социальной
инициативности и лидерских качеств/ Под.ред.
д.п.н. С.В.Тетерского.- М.: АРКТИ, 2007.- 96 с.
(Дополнительное образование).
6. Женило М.Ю. Классные часы и родительские
собрания в 7-9 классах / М.Ю.Женило, С.А.Шин.
–Изд. 3-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с.
(Сердце отдаю детям)
7. Колузаева Н.Г. Организация знаний со
школьным активом /Классный руководитель.
№ 4. 2006.- 108-122 с.
8. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом
круге общения./ М.Ю. Кондратьев — М.: Издательство
«Институт практической психологии»,
2000. - 335.
9. Немов Р.С. Психология Учебное пособие
для учащихся педагогических институтов
и работников системы подготовки, повышения
квалификации и переподготовки пед. кадров.
– Изд. 2-е- Т.3. М.: Просвещение, 1999.-301 с.
10. Платонов Ю.П. Путь к лидерству.–СПб.:
Речь, 2006.-348 с.
11. Платонов Ю.П. Социальная психология
поведения: Учебное пособие. –СПб.: Питер,
2006.-464 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»)
12. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ
власти. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Издательский
Дом «БАХРАХ». М.: 2000.- 576 с.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического
психолога в образовании: Учебное пособие.-
М.:ВЛАДОС, 2001.-529 с.
14. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические
рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-96 с.(Воспитание
в школе)
15. Тришкина А. Педагогический опыт «Я
– лидер» Дополнительное образование
и воспитание № 4 (78) , 2006 с. 38-46 М.ИД ООО «Витязь-
М»
16. Сбитнева В.Б. Равитие лидерских качеств
подростков в детском общественном объединении
Дополнительное образования и воспитания
№ 9 2006. М. ИД ООО «Витязь – М» с.37-41
17. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический
справочник учителя.- М.: Просвещение, 1999.-
288 с
18. Фришман И.И. Развитие лидерских способностей
подростков в ходе реализации программ
в детском загородном центре Дополнительное
образование и воспитание. № 4. 2007 М. ИД
ООО «Витязь – М» с. 8-12
19. Шевандрин Н.И. Социальная психология
в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные
и прикладные основы социальной психологии.
– М.:ВЛАДОС, 2000.- 544 с.
20. Школа лидера: цикл учебно-развивающих
занятий для старшеклассников областного
лагеря старшеклассников имени А.Н. Лукошкина
«Комсорг» / Авторы-составители А.И. Тимонин,
Л.И. Тимонина. –Нижний Новгород: изд-во
ООО «Педагогические технологии», 2008.-
88 с.
21. Шалагинова Л.В. Психология лидерства.
– СПб.: Речь, 2007. -464 с.
22.Выгодский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выгодский.
–М.:Педагогика, 1991.
23. Е.В.Кудряшова, 1996 «Лидер»
24 Андреев В. И. Конфликтология. – М. : Народное образование, 1995. – 128 с.
25 Жариков Е. , Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.
26 Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – НМЦ, Пенза. – 1994. – 344 с.
27 Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М. : Просвещение, 1978. – 159 с.
28 Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М. : ТЦ “Сфера”, 2000. – 448 с.
29 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : ВЛАДОС, 1995 с. – 529 с.
Приложение №1
Тест - опросник “Способен ли ты быть лидером?”
Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
а) самый компетентный человек,
б) тот, у кого самый сильный характер.
а) тот, который все решает сам,
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
а) коллегиальный
б) авторитарный
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?
а) промолчите,
б) будете отстаивать свое мнение.
34.
Подчиняете ли Вы свои
35.
Возникает ли у Вас чувство
тревоги, если на Вас
36. Что бы Вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека,
б) работать самостоятельно без руководителя.
37.
Как Вы относитесь к
а) согласен
б) не согласен
38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
39.
Считаете ли Вы свои
40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) опускаете руки,
б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?
42.
Считаете ли Вы, что Ваша нервная
система способна выдержать
43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?
а) введу нужные изменения немедленно,
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44.
Сумеете ли Вы прервать
45. Согласны ли Вы в утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?
46.
Считаете ли Вы, что каждый
человек должен сделать что-
47. Кем Вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым,
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку Вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49.
Испытываете ли Вы волнение, ожидая
встречи с важными и
50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?
Оценка результатов тестирования: Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
Интерпретация:
Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.
Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.
Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
Приложение № 2
Игра «Енотовые круги»
Всем ребятам
вашего отряда предлагается встать в
один круг, взяться за руки.
Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза
и, не открывая глаз, не отпуская руки,
построить треугольник». Сначала возникает
пауза и полное бездействие ребят, затем
кто-то из участников предлагает какой-то
вариант решения: например, рассчитаться
и далее строить треугольник по порядковым
номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно
эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу,
и предложить ребятам построить квадрат,
звезду, шестиугольник.
Игра «Фотограф»
Предлагается, чтобы ребята представили,
что все они — большая семья и нужно всем
вместе сфотографироваться для семейного
альбома. Необходимо выбрать «фотографа».
Он должен расположить всю семью для фотографирования.
Первым из семьи выбирается «дедушка»
он тоже может участвовать в расстановки
членов «семьи». Более никаких установок
для детей не даётся, они должны сами решить,
кому кем быть и где стоять. А вы постойте
и понаблюдайте за этой занимательной
картиной. Роль «фотографа» и «дедушек»
обычно берутся исполнять стремящиеся
к лидерству ребята. Но, однако, не исключены
элементы руководства и других «членов
семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать
за распределением ролей, активностью-пассивностью
в выборе месторасположения.
Эта игра, проведённая в середине смены,
может открыть вам новых лидеров и раскрыть
систему симпатий-антипатий в группах.
После распределения ролей и расстановки
«членов семьи» «фотограф» считает до
трёх. На счёт «три!» все дружно и очень
громко кричат «сыр» и делают одновременный
хлопок в ладоши.
Информация о работе Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении