Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить условия формирования лидерских качеств у старших школьников - учащихся детского объединения.
Задачи работы:
1. Изучить методическую и теоретическую литературу о воспитании лидерских качеств у подростков
2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.
3. Экспериментально определить лидерские качества в детском движении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств у подростков
1.1. Понятие лидерства и лидерское поведение в подростковом возрасте…………………………………………………………………....5-9
1.2. Основные характеристики лидерства……………………………..10-17
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по выявлению лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников.......18-19
2.1. Выявление лидерских качеств у учащихся детского школьного объединения……………………………………………………………….20-21
2.2. Опыт деятельности детского объединения………………………..22-26
Заключение……………………………………………………………….27-28
Список литературы………………………………………………….......29-31
Приложение………………………………………………………………32-36

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе./ Н.П. Аникеева -Изд. 2-е-  – М.: Просвещение, 2000.-224 с. 
 
2. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артуг. Т.1 (А-О_ перевод с анг. М.: Вече. АСТ 2000.- 592 с. 
 
3. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. –СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 416 с. 
 
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001.- 576 с. 
 
5. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ Под.ред. д.п.н. С.В.Тетерского.- М.: АРКТИ, 2007.- 96 с. (Дополнительное образование). 
 
6. Женило М.Ю. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах / М.Ю.Женило, С.А.Шин. –Изд. 3-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с. (Сердце отдаю детям) 
 
7. Колузаева  Н.Г. Организация знаний со школьным активом /Классный руководитель.   № 4. 2006.- 108-122 с. 
 
8. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения./ М.Ю. Кондратьев — М.: Издательство «Институт практической психологии»,  2000. - 335. 
 
9. Немов Р.С. Психология Учебное пособие для учащихся педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – Изд. 2-е- Т.3. М.: Просвещение, 1999.-301 с. 
 
10. Платонов Ю.П. Путь к лидерству.–СПб.: Речь, 2006.-348 с.  
 
11. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. –СПб.: Питер, 2006.-464 с.: ил. (Серия «Учебное пособие») 
 
 12. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». М.: 2000.- 576 с. 
 
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.:ВЛАДОС, 2001.-529 с. 
 
14. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-96 с.(Воспитание в школе) 
 
15.  Тришкина А.  Педагогический опыт «Я – лидер» Дополнительное образование и воспитание № 4 (78) , 2006  с. 38-46 М.ИД ООО «Витязь- М» 
 
16. Сбитнева В.Б. Равитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении  Дополнительное образования и воспитания № 9 2006. М. ИД ООО «Витязь – М» с.37-41 
 
17. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1999.- 288 с 
 
18. Фришман И.И. Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре Дополнительное образование и воспитание. № 4. 2007 М. ИД ООО «Витязь – М» с. 8-12 
 
19. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.:ВЛАДОС, 2000.- 544 с. 
 
20. Школа лидера: цикл учебно-развивающих занятий для старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А.Н. Лукошкина «Комсорг» / Авторы-составители А.И. Тимонин,  Л.И. Тимонина. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.- 88 с. 
21. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. – СПб.: Речь, 2007. -464 с. 
22.Выгодский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выгодский. –М.:Педагогика, 1991.

23. Е.В.Кудряшова, 1996  «Лидер»

24 Андреев В. И. Конфликтология. – М. : Народное образование, 1995. – 128 с.

25 Жариков Е. , Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.

26 Козырева А. Ю. Лекции  по педагогике и психологии  творчества. – НМЦ, Пенза. –  1994. – 344 с.

27 Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М. : Просвещение, 1978. – 159 с.

28 Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М. : ТЦ “Сфера”, 2000. – 448 с.

29 Рогов Е. И. Настольная  книга практического психолога  в образовании. – М. : ВЛАДОС, 1995 с. – 529 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Тест - опросник “Способен ли ты быть лидером?”

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.

  1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
  2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?
  3. Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?
  4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?
  5. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?
  6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
  7. Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?
  8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?
  9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
  10. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
  11. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
  12. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
  13. Считаете ли Вы себя мечтателем?
  14. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
  15. Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
  16. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

а) будете рады, если ответственность  за это дело возложат на кого-то другого,

б) возьмете на себя ответственность  и сами доведете дело до конца.

  1. Какое из двух мнений Вам ближе:

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими  и не обязательно делать дело сам.

  1. С кем Вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

  1. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
  2. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
  3. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
  4. Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

а) дадите возможность принять решение  наиболее компетентному из вас,

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая  на других.

  1. Есть такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”. Справедлива ли она?
  2. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
  3. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
  4. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек,

б) тот, у кого самый сильный характер.

  1. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
  2. Уважаете ли Вы дисциплину?
  3. Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:

а) тот, который все решает сам,

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

  1. Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?

а) коллегиальный 

б) авторитарный

  1. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
  2. Какой из следующих “портретов” больше напоминает Вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как Вы поведете себя на  собрании и совещании, если  считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?

а) промолчите,

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли Вы свои интересы  и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у Вас чувство  тревоги, если на Вас возложена  ответственность за важное дело?

36. Что бы Вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека,

б) работать самостоятельно без руководителя.

37. Как Вы относитесь к утверждению:  “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?

а) согласен

б) не согласен

38. Случалось ли Вам покупать  что-либо под влиянием мнения  других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли Вы свои организаторские  способности хорошими?

40. Как Вы ведете себя, столкнувшись  с трудностями?

а) опускаете руки,

б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли Вы упреки людям,  если они этого заслуживают?

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная  система способна выдержать жизненные  нагрузки?

43. Как Вы поступите, Если Вам  предложат реорганизовать Ваше  учреждение?

а) введу нужные изменения немедленно,

б) не буду торопиться и сначала все  тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли Вы прервать слишком  болтливого собеседника, если  это необходимо?

45. Согласны ли Вы в утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?

46. Считаете ли Вы, что каждый  человек должен сделать что-либо  выдающееся?

47. Кем Вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым,

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку Вам приятнее  слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая  встречи с важными и известными  людьми?

50. Часто ли Вы встречали людей  с более сильной волей, чем  Ваша?

Оценка результатов  тестирования: Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

Интерпретация:

Если  сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если  сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.

Если  сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.

Если  сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Приложение № 2

Игра «Енотовые круги»

Всем ребятам  вашего отряда предлагается встать в  один круг, взяться за руки. 
Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. 
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

Игра «Фотограф» 
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они — большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. 
Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.


Информация о работе Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении