Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования – выявить условия формирования лидерских качеств у старших школьников - учащихся детского объединения.
Задачи работы:
1. Изучить методическую и теоретическую литературу о воспитании лидерских качеств у подростков
2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.
3. Экспериментально определить лидерские качества в детском движении.
Введение…………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств у подростков
1.1. Понятие лидерства и лидерское поведение в подростковом возрасте…………………………………………………………………....5-9
1.2. Основные характеристики лидерства……………………………..10-17
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по выявлению лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников.......18-19
2.1. Выявление лидерских качеств у учащихся детского школьного объединения……………………………………………………………….20-21
2.2. Опыт деятельности детского объединения………………………..22-26
Заключение……………………………………………………………….27-28
Список литературы………………………………………………….......29-31
Приложение………………………………………………………………32-36
1.2. Основные характеристики лидерства.
В психологической литературе существуют
различные подходы к типологии лидерства.
Лидер может быть формальным, то есть на
него официально возложены коллективом
определенные полномочия, выбранный на
должность человек; и неформальным, то
есть ведущим за собой в силу личных особенностей
и убеждений без официального назначения
или выбора роль лидера.
По отношению к общественным нормам лидер
может быть не социальным лидером, деятельность
которого протекает в рамках морали и
права, и асоциальным, организующим группу
на нарушение правовых и моральных норм.
По характеру деятельности лидер может
быть универсальным, то есть проявляющим
лидерские качества в любой обстановке,
- и ситуативным, эффективно действующим
только в определенной деятельности или
ситуации.
По направленности деятельности лидер
может быть созидателем, действующим в
интересах дела, в интересах организации
и всех ее членов, которых он ведет за собой,
и разрушителем - дезорганизатором, действующим
в своих личных интересах, на первом плане
у него не дело и люди, а собственное эгоистическое
желание - показать себя, используя для
этого дело и окружающих, зачастую во вред
делу и людям.
Лидерство опирается на наличие власти
и личностное влияние, характеризуясь
определенным стилем.
Стиль лидерства — это своеобразный процесс
осуществления влияния на поведение людей,
проявляющийся в особенностях совокупности
приемов и методов, применяемых лидером
с целью оказания указанного влияния.
Понятие стиля лидерства впервые предложил
К.Левин. Н.И. Шевандрин предложил различать
три типа стилей лидерства.
1. Демократический — решения принимаются
группой. Указанный стиль лидерства наиболее
эффективен в слабо структурированных
ситуациях. Более ориентирован на межличностные
отношения, решение творческих задач.
При таком стиле лидер стремится управлять
группой совместно с подчиненными, предоставляя
им свободу действий, организуя обсуждение
своих решений, поддерживая их инициативу.
2. Авторитарный — решение принимает руководитель.
Этот стиль лидерства наиболее эффективен
в хорошо упорядоченных (структурированных)
ситуациях, когда деятельность носит алгоритмизуемый
характер (по заданной системе правил).
Более ориентирован на решение алгоритмизуемых
задач. Демонстрирующий этот стиль лидер
действует по отношению к ведомым властно,
жестко закрепляет роли участников, осуществляет
детальный контроль, сосредоточивает
в своих руках все основные функции управления.
3. Попустительский - участники группы
ведут себя в соответствии со своими желаниями,
их активность носит спонтанный характер.
Очень эффективен в ситуациях поиска наиболее
продуктивных направлений групповой активности.
При этом стиле лидер практически устраняется
от активного управления группой, ведет
себя как рядовой участник, предоставляет
участникам группы полную свободу.
Между описанными полярными типами поведения
лидера существуют различные промежуточные
варианты, которые могут быть эффективными
в зависимости от наличной ситуации функционирования
группы, характера ее деятельности, уровня
развития межличностных отношений в ней,
сочетания личностных особенностей участников
группы.
Во главе каждой группы стоит взрослый,
придерживавшийся одного стиля лидерства
— авторитарного, демократического или
попустительского (либерального).
В исследовании Левин и его сотрудники
установили, что при авторитарном стиле
лидерства группа выполняла больший объем
работы, чем при демократическом стиле;
имела более низкие мотивацию, оригинальность
действий и дружелюбие. В таких группах
отсутствовало групповое мышление, проявлялась
большая агрессивность, демонстрируемая
как по отношению к руководителю, так и
по отношению к другим участникам группы;
наблюдались признаки большей подавляемой
тревоги и, одновременно, более зависимого
и покорного поведения. В сравнении с демократическим
стилем лидерства, при попустительском
стиле объем работы уменьшается, ее качество
снижается, появляется больше игры, и в
вопросах фиксируется предпочтение демократического
стиля
Лидер должен уметь делать очень многие
вещи. Его роль меняется в зависимости
от ситуации. Но существуют общие положения,
о которых Вы должны помнить всегда, - это
законы лидерства.
Перестань ждать и прикидывать шансы,
действуй и стремись к
поставленной цели. Только действия приводят
к результату. Следуй
законам лидерства, тренируйся, используй
для этого любую возможность -
и ты станешь лидером.
Лидер должен иметь мечту. Для того, чтобы
добиться успеха, нужно
уметь мечтать, быть преданным своей мечте
и настойчивым в ее
достижении. Именно мечта, опирающаяся
на веру в ее осуществимость,
является источником созидательной энергии
и вдохновения. Лидер должен
вдохновлять людей на свершения.
Лидер концентрирует внимание на решении
проблемы. Лидер умеет
выделить главное и сосредоточиться на
решении задачи. Очень важно - не
размениваться по мелочам.
Лидер готов принимать решения. Ничто,
так не деморализует организацию, как
нерешительность. Совершенно не обязательно,
чтобы все твои решения были правильными.
Самое главное - это то, чтобы ты принимал
решения и брал на себя ответственность
за их выполнение и результат. Часто люди
боятся принимать решения, опасаясь ошибиться.
Нерешительность приводит к нестабильности
и неуверенности. То, что ты готов принимать
решения, важнее, чем то, то все твои решения
правильны. По мере накопления опыта решения
будут все лучше и лучше.
Лидер принимает ответственность за ошибочные
действия. Нет
ничего более вредного для организации,
чем лидер, который всегда прав. Настоящий
лидер - это тот, кто берет на себя ответственность
за любые ошибки в работе организации.
Не занимайся обвинениями и поиском виноватых
- проанализируй ситуацию, извлеки уроки,
сделай выводы и двигайся дальше.
Лидер продвигает людей, которых он ведет
за собой. Лидер всегда
выдвигает на первое место тех людей, которыми
он руководит.
Выдвижение людей на первые роли дает
им огромное преимущество, в
первую очередь - демонстрирует объективную
оценку их результатов.
Лидер находится впереди и является примером
Социально-экономические
и культурные преобразования в современном
обществе, их динамизм влияют на повышение
требований к личности, которая должна
быть творческой, саморазвивающейся и
самосовершенствующейся. Обществу необходимы
граждане, способные по-новому взглянуть
на решение насущных проблем, повести
за собой. В связи с этим первостепенную
важность приобретает изучение лидерства
среди подростков, т.к. именно в этом возрасте
закладываются и формируются основы лидерского
потенциала.
Будущее любого государства зависит от
степени внимания общества к вопросу воспитания
и образования своего нового поколения,
поэтому в большинстве стран правительства
стремятся поддерживать и стимулировать
развитие детского движения. Проблема
создания, развития и успешной деятельности
детских общественных объединений (ДОО)
не может быть положительно решена при
отсутствии подготовленных лидеров детского
движения. Необходима грамотная, систематическая
работа с будущими лидерами: целенаправленно
укомплектованный и подготовленный актив
сможет в дальнейшем стать резервом организаторов
детских общественных объединений.
При систематическом вовлечении подростков
в специально организованную деятельность,
направленную на приобретение лидерского
опыта и при использовании в деятельности
детского общественного объединения технологии
социального проектирования с предоставлением
каждому подростку возможности реализации
различных позиций членов объединения
(от исполнителя до организатора) лидерские
качества подростков развиваются успешнее.
Именно деятельность выдвигает лидера,
через специально организованную деятельность
можно обеспечить благоприятные возможности
для успеха тех подростков, которые обладают
потенциалом влияния на своих товарищей.
Позиция подростка в коллективе - способствует
формированию определенных черт личности
через выполнение соответствующей деятельности.
Подросток может сознательно выбирать
и занимать ту позицию, где наиболее полно
будет происходить реализация его возможностей
и развитие лидерских качеств.
Изменению позиции подростка, приобретению
опыта лидерского поведения, содействует
использование технологии социального
проектирования.
При создании педагогических условий
в группе возможно наличие нескольких
лидеров, а не одного, и каждый из них может;
иметь собственную сферу деятельности.
Рассматривая использование технологии
социального проектирования в качестве
условия развития лидерских качеств подростков,
можно отметить важность создания педагогом
«ситуации успеха». Ситуацию успеха понимается
как целенаправленное сочетание психолого-педагогических
приемов, которые способствуют осознанному
включению каждого подростка в специально
организованную деятельность в зависимости
от индивидуальных возможностей и обеспечивают
положительный эмоциональный настрой
подростков на выполнение поставленных
задач.
Ситуация успеха складывается не только
из того, что учитываются склонности подростка
к определенному виду деятельности. Обязательно
используется обучение члена отряда новым
видам деятельности через индивидуальные
консультации, тренинги, беседы. Все это
позволяет подростку овладеть новыми
знаниями, умениями, навыками, принимать
участие в других видах деятельности в
процессе проектирования. Ситуация успеха
может стать своего рода «пусковым механизмом»
дальнейшего движения личности.
В создании ситуации успеха подростка
очень важна позиция педагога, родителей,
социального окружения.
Таким образом, использование технологии
социального проектирования дает возможность
проявить самостоятельность и организаторские
способности подросткам с разным уровнем
подготовки. Подросток может сознательно
выбирать для себя ту позицию, в которой
наиболее полно реализуются его возможности
и желания. Включение подростков в социально
значимые виды деятельности, которые возможны
при работе над социальным проектом, участие
в планировании и обсуждении результатов
учит их искать и находить правильные
решения, отстаивать и доказывать правильность
своего мнения, осознавать необходимость
единства слова и дела, объективно оценивать
свое участие и участие товарищей в общем
деле, быть ответственным, требовательным
и принципиальным в отношении к себе и
к окружающим, т.е. способствует не только
обретению подростками жизненного опыта,
но и формированию их лидерской позиции.
Неформальное образование представляет
собой особый вид социальной практики
растущей личности. Его появление и выделение
из иных видов образования часто связывают
с общественным европейским движением
«молодые обучают молодых». Основная идея
движения заключается в интеграции опыта
групп подростков, молодежи с различным
социальным опытом, уровнем лидерских
способностей. Участие в подобном движении
оказывает влияние на изменение их самооценки,
т.к. неформальное образование имеет ярко
выраженную социально-педагогическую
направленность и ориентацию на разработку
технологий развития лидерских способностей
подростка. Возможности неформального
образования гораздо шире, чем внедрение
в детском центре системы досуговых и
творческих мероприятий, которые зачастую
дублируют уже приобретенный опыт подростка
в образовательном учреждении или же служат
средством времяпрепровождения. Неформальное
образование ориентировано, прежде всего,
на развитие лидерских способностей подростков,
поддержку их инициативы и творчества,
как в постоянных, так и временных коллективах
сверстников. Лидерские способности, как
совокупность определенных свойств, черт,
позволяющих подростку изменить свой
социальный статус, взяв на себя ответственность
за решение ситуаций, значимых для группового
развития.
Примеряя на себя роль лидера, подростки
проявляют интерес к социально-значимой
деятельности не только потому, что они
разделяют и осознают цель образовательной
деятельности, но и потому, что эта деятельность
значима для решения их личностных проблем
и задач. Главный мотив участия детей и
подростков в программах неформального
образования - возможность проявить себя
в интересном деле, личностный рост, осознание
социальной значимости своей деятельности,
проба сил в новом и временном коллективе.
Поэтому для участников неформального
образования приоритетно не только формальное
образование (знания, умения, навыки), связанного
с получением документа или сертификата
(что тоже немаловажно; для оценки достижений
личности), а иной опыт социальной практики
в реальной деятельности. В ходе неформального
образования подростки и молодежь учатся:
- ставить и достигать личные цели, интегрируя
их с задачами общественно значимой деятельности;
- защищаться от применяемых в социальной
практике приемов манипулирования;
- управлять собой в сложившейся социально
опасной ситуации;
- быть ответственным за принимаемые решения;
- осознавать последствия своих поступков;
- уметь проводить или участвовать в процедурах
общественного контроля или гражданской
экспертизы;
- основам волонтерской или добровольной
деятельности;
- правилам ведения дискуссий, дебатов
и отстаиванию своего мнения.
При этом программы неформального образования
ориентируют их участников, что направления
совместной деятельности, система коллективных
творческих дел или ключевых мероприятий
не преподносятся взрослыми в заранее
подготовленном виде. Подростки, проявляя
инициативу и творчество, объединяясь
в творческие группы, команды, коллективы
при поддержке педагогов-наставников,
проявляют инициативу и творчество, создавая
проекты и сценарии тех социально значимых
дел, которые помогут их сверстникам справиться
с проблемами и трудностями. Навыки коллективной
деятельности, которые составляют основу
лидерских способностей в программе неформального
образования, развиваются в процессе совместного
обсуждения идеи, их реализации, подведения
итогов достигнутых результатов. Становясь
участником программы неформального образования,
подросток включается в работу по выполнению
общего задания. При этом педагог-организатор
формулирует задачу, помогает в планировании
совместных действий, но не знает «стереотипа
образца», позволяя детям и подросткам
воплотить на практике свои идеи и начинания.
Программы неформального образования,
как и любой другой инновационный продукт,
складывается из нескольких компонентов.
Первый из них - теоретический. На нем
определяются целевые установки, структурные
элементы, причинно-следственные связи,
объединяющие участников временного объединения.
На данном этапе педагогический коллектив
детского центра определяет сферы возможных
направлений неформального образования.
Второй компонент - методический. Он состоит
из выбора путей и способов получения
планируемого результата, а также в определении
приемов и средств, используемых его участниками,
сравнения инновационных и традиционных
путей, оценки их эффективности. Третий
компонент - процедурный. Он связан с решением
задач практической деятельности детского
центра, составлением и реализацией алгоритма
действий. Объединяющей основой всех трех
компонентов выступает взаимодействие
субъектов программы неформального образования.
Целевыми установками программы неформального
образования, как показала практика, зачастую
выступают вовлечение представителей
детского и педагогического коллективов
детского центра в решение насущных социально-педагогических
проблем на разных этапах; приобретение
участниками программы неформального
образования новых знаний, умений, способствующих
развитию их самоконтроля и лидерских
способностей; демонстрация возможностей
ценностей нравственно и физически развитого
молодого гражданина, обладающего лидерскими
способностями объединения сверстников
для решения проблем, сложившихся в ходе
организации коллективной жизни.
Лидера выдвигает деятельность. Для развития
группы как коллектива характерна постоянная
смена лидеров в зависимости от вида, качества
характера и содержания деятельности.
Каждый член группы может выступать в
роли лидера и приобретать навыки организации
других людей и самоорганизации.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по выявлению лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников
Организаторские способности лидера
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков, Е. Крушельницкий являются: волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.
В психологии принято различать следующие типы лидеров
Эмоциональный лидер – умеет выстраивает доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.
Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.
Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи.
Лидер-организатор - умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.
Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.
Все
это требует наличия
Представленные ниже методики позволяют оценить способность человека быть лидером. (см. Приложение № 1)
2.1. Выявление лидерских качеств у учащихся детского школьного объединения
В процессе проведения исследования
были получены следующие результаты.
Анализ данных, полученных по Тест – опроснику
“Способен ли ты быть лидером?”
(см. таблицу №1), свидетельствует о том, что у учащихся качества лидера выражены сильно
Таблица № 1
Характеристика Выявление лидерских качеств
у учащихся
№ |
Ф.И.О. |
качества лидера выражены слабо |
качества лидера выражены средне |
лидерские качества выражены сильно |
данный человек, как лидер, склонен к диктату |
1 |
Елена П.С. |
15 б |
|||
2 |
Анастасия Л.В. |
38 б |
|||
3 |
Игорь С.А. |
16 б |
|||
4 |
Александр К.И. |
37 б |
|||
5 |
Людмила С.Д. |
19 б |
|||
6 |
Роман Н.Е. |
34 б |
|||
7 |
Ирина К.И. |
42 б | |||
8 |
Галина Л.И. |
18 б |
|||
9 |
Игорь Л.С. |
28 б |
|||
10 |
Анна Ц.А. |
17 б |
|||
11 |
Иван А.И. |
37 б |
|||
12 |
Любовь Д.А. |
22 б |
|||
13 |
Борис Б.Р. |
20 б |
|||
14 |
Марина И.И. |
39 б |
|||
15 |
Ольга П.В. |
25 б |
Таким образом, можно сказать, что у нынешней молодежи качества лидера выражены слабое.
Были получены
следующие данные: у 40% учащихся (Елена
П.С., Игорь С.А., Людмила С.Д. и т. д.) лидерские
качества выражены слабо, т.е. не концентрирует
внимание на решении проблемы, не умеет
выделить главное и сосредоточиться на
решении задачи, не готов принимать решения
и т. д.
У 10% из них склонность к диктату (Ирина К.И).
Диктат - это навязывание лицу определенного образа действий вне его воли, по принуждению, закрепление неравноправных условий в договоре более сильной стороной.
У 35% сильно выражены лидерские качества (Анастасия Л.В., Александр К.И., Любовь Д.А., Марина И.И.) . Эти люди смогут занимать руководящие должности. У большинства из них высокая самооценка, сильные коммуникативные способности, готовность принимать решения и т.д.
Информация о работе Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении