Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования – выявить условия формирования лидерских качеств у старших школьников - учащихся детского объединения.
Задачи работы:
1. Изучить методическую и теоретическую литературу о воспитании лидерских качеств у подростков
2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.
3. Экспериментально определить лидерские качества в детском движении.
Введение…………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств у подростков
1.1. Понятие лидерства и лидерское поведение в подростковом возрасте…………………………………………………………………....5-9
1.2. Основные характеристики лидерства……………………………..10-17
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по выявлению лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников.......18-19
2.1. Выявление лидерских качеств у учащихся детского школьного объединения……………………………………………………………….20-21
2.2. Опыт деятельности детского объединения………………………..22-26
Заключение……………………………………………………………….27-28
Список литературы………………………………………………….......29-31
Приложение………………………………………………………………32-36
У 25% (Роман Н.Е. и Игорь Л.С.) качества лидера выражены средне, то есть у них хорошие задатки лидера, но необходимо работать над собой, в развитии решительности и настойчивости, целеустремленности и организованности.
Лидерская устремлённость способствует самореализации, самовыражению в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия человека с другими людьми. Обладая творческим потенциалом и сильным характером, человек-лидер постоянно находится в поиске интересных дел, увлекательных событий, которые преобразуют окружающую действительность. Учащиеся, обладающие, лидерскими качествами и являются более инициативными, они уверенны в себе и могут заставить окружающих прислушаться к их мнению. Исследование не исчерпывает все стороны и аспекты проблемы развития лидерских качеств у учащихся детского школьного объединения. Немало важную роль на развитие лидерских качеств у учащихся играют условия воспитания, факторы внешней и внутренней окружающей среды.
Необходимость коррекционной работы
с учащими определяется результатами
проведенного нами психодиагностического
исследования, согласно которым, значительная
часть подростков имеет, слабо выражены
качества лидера. Это проявляется в интересах,
намерениях и предпочтениях подростков.
Для проведения коррекции мы использовали
следующие профориентационные игры («Енотовые
круги» и «Фотограф»), которые помогают
слабо или средне выраженным лидерским
качествам развить лидерские способности
и улучшить лидерские качества у учащихся
(см. Приложение № 2).
2.2. Опыт
деятельности детского
Опыт деятельности детского школьного объединение "Спектр"
Главные цели и задачи объединения.
Помогать детям осваивать трудовые, героические и духовные традиции своего народа, привлекать детей к защите и возрождению природы родного края, развивать творческие способности, воспитывать чувство любви к Родине.
Для выполнения установленных целей объединения содействует решение следующих задач:
1. Воспитывать гражданина-
2. Создать для детей
возможности выбора сферы
3. Воспитание дружбы и
товарищества, духовных, нравственных,
коллективных установок и
4.Овладение историческим
и культурным наследием
5. Воспитание уважения
к пионерским идеалам и
Свою работу объединение строит на принципах самоуправления, гласности, законности и хозяйственной самостоятельности.
Основные принципы жизнедеятельности детского объединения
1. Основными принципами жизнедеятельности пионерского объединения являются:
Патриотизм; общественно-полезная направленность; коллективизм; игра, романтика, творчество; поиск; опора на интересы и способности пионеров; добровольность, самоуправление; активность, инициатива, личный подход в работе; постоянное совершенствование каждого, усложнение дел и задач.
2. Призыв: “ К служению
Отечеству, Добру и
3.Девиз “Всегда готов!”
4. Символика: Знамя, отрядный флажок, галстук, салют.
5.Торжественное обещание: “Я (имя, фамилия), вступая в ряды Вяземской пионерской организации, торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, свой родной край, дорожить их историей, культурой, природой, чтить традиции русского народа. Обещаю выполнять пионерские законы, беречь и хранить честь нашего знамени, своего пионерского галстука”.
Права и обязанности отряда
Отряд имеет право:
Принимать новое пополнение, создавать свои традиции, иметь свой орган печати, поощрять и наказывать своих членов, создавать свою программу деятельности, участвовать в выполнении программ Вяземской пионерской организации.
Отряд обязан:
Активно действовать с целями и принципами детского объединения, отвечать за каждого своего пионера, защищать их права и интересы, готовить себе смену, подчиняться выборному вышестоящему органу.
Высшим органом отряда является сбор, который избирает выборный орган – совет отряда и его председателя. Совет отряда в лице председателя Совета отряда организует текущую работу.
Решение о роспуске отряда принимает сбор отряда, по согласованию с Советом объединения.
Права и обязанности объединения “Спектр”
Пионерское объединение имеет право:
Создавать свои традиции, иметь свою программу деятельности, направлять своих представителей в Совет школы и другие организации, ставить свои задачи, вытекающие из потребностей школы или района, интересов и предложений пионеров, создавать свои отряды.
Пионерское объединение обязано:
Создавать условия для развития интересов, вести текущую работу с учетом задач, принципов и планов пионерской организации, вести учебу актива, вступать в сотрудничество и творческие отношения с другими детскими организациями и учреждениями, самостоятельно определять формы и методы самоуправления.
Высший орган – сбор.
Постоянно действующий
Совет объединения полномочен:
Направлять и определять содержание работы; планировать деятельность объединения и разрабатывать Программы; проводить учебу актива, вожатых.
Главные задачи объединения:
1. Воспитание через организацию
единого, тесно спаянного,
Его основная функция – организация самоуправление учебной деятельностью, коллективной общественно-полезной деятельностью и общественным поведением.
2. Для выполнения Уставных целей объединение содействует решению следующих задач:
Воспитывать гражданина – патриота своего Отечества, любящего Родину, свой край; создать для детей возможности выбора сферы деятельности и общения; обозначить перспективу интересной жизни, развития дарований, способностей, общественных интересов; воспитание дружбы и товарищества, духовных, нравственных, коллективных установок и устремлений, развитие социального творчества и самоуправления детей; овладение историческим и культурным наследием русского народа, своего родного края; продолжение традиций школы, воспитание уважения к истории, идеалам школы; воспитывать любовь к родной земле, труду; возрождать традиции пионерской дружины Шимановской средней школы.
Основные принципы жизнедеятельности:
Равноправие школьного коллектива, всех его членов; выборность должностей; обновляемость и преемственность работы коллектива; открытость и гласность; демократия между членами коллектива; законность деятельности коллектива; целесообразность деятельности коллектива; гуманность во взаимоотношениях членов коллектива; коллегиональность и персональность выборных должностей коллектива; подотчетность выборных должностей в организации; совет и согласие между членами коллектива; критика и самокритика членов объединения; распределение полномочий между членами коллектива.
Девиз:
“Путей на свете много – мы все должны пройти. За родину, добро и справедливость”.
Символика: знамя, пионерский галстук, пионерский салют.
Формы работы
Формы работы с пионерами младшего и среднего возрастов
1. Экскурсии и заочные
путешествия, походы к
2. Игра-путешествие “По
страницам “Пионерской правды”,
3. Тимуровская работа
над ветеранами войны и труда
и малышами: готовят подарки,
4. Пионеры - участники
всех пионерских трудовых
5. Неделя детской и юношеской книги (на весенних каникулах). Конкурсы юных книголюбов, участие в выпуске школьной газеты “Спектр”.
6. Конкурсы: на лучшую
поделку из природного
7. Конкурс рисунков и плакатов “Пусть всегда будет солнце”, “Моя Родина”.
8. Спортивные эстафеты, соревнование на лучшую сообразительность, быстроту ...
9. Сборы: трудовые, экологические, нравственные, патриотические, “Учеба – наш главный труд”, “Учись учиться”, “Страна Пионерия”.
10. Работа краеведов: “Великий подвиг народа” (годы Великой Отечественной войны и мирного труда), “Наше сегодня и завтра”.
Структура работы старшего вожатого и детей.
Направления работы старшего вожатого, вожатых и Совета объединения
1. Планирование работы детского объединения “Спектр” и подведение итогов этой работы.
2. Планирование работы вожатых в классах и обмен опытом работы.
3. Планирование работы Совета детского объединения и отчеты о работе лидеров классов.
4.Планирование работы по вовлечению школьников в детское объединение “Спектр” и подведение итогов работы на сборе по приему в пионеры.
5. Организация работы
кружков по интересам вожатыми
в 4–8х классах, лидерами в
4–6-х классах и подведение
итогов этой работы на
Заключение
В исследовательской работе, тема которой «Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении» были рассмотрены в теоретической части работы по данному вопросу таких авторов И.И. Фришмана, А.Н. Лутошкина, В.Б. Сбитнева, А. Тришкина (стр. 30). Основное исследование их работ направлено на изучение воспитательной функции детских организаций, на вопросы подготовки подростка к работе в детском объединении, на вопрос социализации личности подростка.
На основе существующих теорий анализа теоретических аспектов по вопросу понятие лидерства была поставлена цель исследовательской части работы - выявить условия возникновения коммуникативных и организаторских склонностей у старших школьников.
На основании изученных материалов теоретическая часть перед практической составляющей работы, в соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза: если создать условия активного включения подростка в процесс взаимодействия в коллективе, то формирование качеств современного лидера будет успешным.
Экспериментальное исследование по выявлению лидерских качеств у учащихся детского школьного объединения выявило, что у нынешней молодежи качества лидера выражены слабо, в результате этого было проведено коррекционные работы с учащимися, что подтверждает данную гипотезу (если создать условия активного включения подростка в процесс взаимодействия в коллективе, то формирование качеств современного лидера будет успешным ).
Итак, сделан обзор одной из теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера, а также определено как лидеры влияют друг на друга. В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения учеников и учителей данного класса, а затем проанализированы качества личности лидеров класса, выделенных с помощью социометрической методики. Тест “Способен ли ты быть лидером?”показал, что лидерам класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали, лидерами. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидера только испытуемого класса, и нигде больше они не будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится.
Результаты работы позволяют кое-что сказать о испытуемом классе.Не только то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты лидеров, судить о тех качествах, которые ценятся в испытуемом классе. Это: высокий интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе, независимость, воля, Т.е. установлены черты личности, которые способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему статуса «звезды» в классе. Таким образом, существует возможность для «отвергаемых» повысить свой статус. Сознание солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку некоторое независимое существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Исследование может помочь ребятам лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.
Информация о работе Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении