Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:01, курсовая работа
Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и бытом белорусского народа.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа.
3. Проанализировать возможности народной игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 6
1.1 Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа 12
1.3 Народные игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа 19
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 30
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению знаний детей о белорусской культуре 31
2.2 Создание педагогических условий для развития знаний детей о культуре и быте белорусского народа 31
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
1.2 Особенности формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа
Психологическим и социально-психологическим инструментарием формирования патриотических чувств являются: уровень развития психических процессов у человека (ощущений, восприятий, представлений, воображений, эмоций, воли речи и других); уровень развитости социально-психологических особенностей (направленности, интересов, ценностей, убеждений и т.д.), социально-психологическое настроение, психические особенности человека.
Как показывают социальный опыт и общественная практика, эмоционально-волевые качества, чувства, представления, характер — все это проявление психических процессов, которые участвуют в формировании патриотических чувств, патриотического настроения и активизируют их. Известный советский психолог Б.Г.Ананьев писал, например, о характере, что он выражает не только определенную цельность личности, но является условием этой цельности. Именно характер является мерилом степени единства направленности и деятельности, формы и содержания, психической жизни личности, отражающей социальную жизнь [1, с.72]. При этом он указывал, что «цельность личности — не природный дар, а исторически образующееся социальное качество психического развития личности» [1, с.72]. В своей программе исследования характера школьника другой советский психолог — А.Г.Ковалев — наравне с идейной убежденностью, честностью, правдивостью относил патриотизм к идейно-моральным чертам характера [14, с.258].
Посредством психологического инструментария в сознании человека «как высшей формы развития психики» происходит отражение всей окружающей действительности, формируются формы отношений людей к миру в целом, к данному обществу, Родине, народу. Наиболее ярко проявляется отношение подрастающего поколения к своей Родине, народу, гордости за их прошлое и настоящее через сформированное социальное чувство — патриотизм.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачей педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь подчёркивается, что формирование и развитие личности обусловлено возрастными особенностями обучающихся. Учет важнейших особенностей на каждом возрастном этапе развития личности обучающегося способствует выявлению психолого-педагогических условий для оптимального удовлетворения ведущих потребностей обучающихся [16, с.12].
Особенности процесса воспитания в дошкольном возрасте:
- формирование самосознания в процессе ведущих видов деятельности;
- нравственный опыт взрослых передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания;
- существенное значение приобретают оценки, которые дают близкие взрослые поведению ребенка;
- появление и закрепление новых мотивов деятельности и интересов в сюжетно-ролевых играх;
- становление характера в играх, межличностном общении и труде.
Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
- природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны);
- сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);
- социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, её столицы, других городов, государственной символики);
- некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности [6, c.87].
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.
Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.
Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.
Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.
Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира [12, с.87].
Таким образом, в период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Благодаря научным исследованиям по изучению психологических механизмов становления патриотизма мы можем ответить на вопросы, каким образом следует организовать систему воспитательных и психолого-педагогических воздействий на личность с раннего возраста в целях формирования у нее патриотических чувств, патриотической направленности.
Приоритетными направлениями в деятельности ДУ по патриотическому воспитанию дошкольников можно назвать следующие:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть белорусского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В белорусском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.
Знакомство с данными материалами (праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.
Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов) [15, с.121].
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Известно, что дети учатся
тому, что видят в окружающей жизни:
если ребенок встречается с
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.