Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и бытом белорусского народа.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа.
3. Проанализировать возможности народной игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 6
1.1 Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа 12
1.3 Народные игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа 19
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 30
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению знаний детей о белорусской культуре 31
2.2 Создание педагогических условий для развития знаний детей о культуре и быте белорусского народа 31
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Формир. представл. о культуре и быте.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и  содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

2. Педагогические условия оптимального подхода к воспитанию детей в процессе ознакомления с культуром и бытом белорусского народа определяют:

  • ознакомление с национальной культурой в дошкольном возрасте имеет потенциальные возможности в плане формирования личности ребенка;
  • большой педагогический потенциал содержат традиционные компоненты национальной культуры: устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры и праздники, декоративно-прикладное искусство, обычаи и традиции, предметы быта;
  • приобщение к национальной культуре осуществляется в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка;
  • эмоциональный фактор является ведущим в формировании личности ребенка;
  • решение названной проблемы возможно только в условиях осуществления преемственности со школой и семьей.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный образовательный процесс в ДУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

В практической части исследования разработана программа ознакомления дошкольников с традициями и бытом белорусского народа при активном использовании народной игры на занятиях. Экспериментально подтверждена эффективность разработанных условий, определены критерии сформированности представлений детей о культуре и быта белоруского народа.

Таким образом, формирование представлений о культуре и быте белорусского народа посредством белорусской народной игры будет осуществляться эффективно при условии отбора доступных знаний, различных форм и методов воспитательно-образовательной работы.

Работникам дошкольных учреждений образования хотелось бы дать следующие рекомендации:

  • более четко планировать и результативно проводить работу по накоплению детьми опыта;
  • при планировании работы учитывать программные требования;
  • более четко определять содержание и методы ознакомления;
  • учитывать в проводимой работе большое значение эмоционального компонента;
  • закреплять полученные детьми знания и представления в индивидуальной работе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / К.Ю. Белая. - М.: Просвещение, 1998. – 439 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  3. Бородич, А.М. Методика социализации детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 485 с.
  4. Венгер, А.Л. Старший дошкольник / А.Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1994. -№ 1. - С.37-38.
  5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 438 с.
  6. Воспитание детей в старшей группе детского сада / Сост. Г.М. Лямина. - М.: Педагогика, 1994. – 284 с.
  7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.// Вопросы психологии. – 1996. - №6. - С. 62-76.
  8. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник / М.В. Гамезо. - М-Воронеж, 1998. – 377 с.
  9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Сфера, 1978. – Т. 8. – 755 с.
  10. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: Вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 год) устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі /Дз.М. Дубініна. Мн.: Аверсэв, 2006. – 121 с.
  11. Дубовская, Л. Спадчына / Л. Дубовская // Пралеска. - 2007. - №1. -С. 21-28.
  12. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 192 с.
  13. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое знание / Р.И. Жуковская. – М.: Сфера, 2001. – 328 с.
  14. Ковалев, А.Г. Психические особенности человека / А.Г. Ковалёв, В.И. Мясищев. – М.: Педагогика, 1999. – 288 с.
  15. Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика / Т.А. Козлова, Т.И. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 322 с.
  16. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в республике Беларусь. Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125 (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 декабря 2006 г. № 8/15613)
  17. Мой край завецца Беларуссю: дапаможнiк для педагогаў / А.I. Красiла. – Мазыр: Белый Ветер, 2006. – 74 с.
  18. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. — М.: Академия, 2002. – 456 с.
  19. Никонова, И.Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / И.Е. Никонова. - Мн.: Асвета, 1991. – 122 с.
  20. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / М. Ю. Новицкая. – М.: Сфера, 2003.-  137 с.
  21. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Педагогика, 1993. – 322 с.
  22. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и др. Мн.: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.
  23. Пуйман, С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие / С.А. Пуйман. - Мн.: ТетраСистемс, 1999. - 128 с.
  24. Радищев, А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. — 558 с
  25. Реан, А. Психология и педагогика / А. Реан, Н. Бордовская, С.Розум. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
  26. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.
  27. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения» / Э.К. Суслова. - М.: Просвещение, 1994. - 433 с.
  28. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 2. – 566 с.
  29. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  30. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1990. – 374 с.
  31. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин.  - М.: Педагогика, 1999. – 284 с.
  32. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. - М.: Педагогика, 1984. - 143 с.
  33. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников / Н.Ю. Ясева. – Могилев, 2000. – 164 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Таблица № 1

Анализ планов работы воспитателей  по формированию представлентй о культуре и быте через ознакомление детей  с белорусским фольклором.

№ п/п

Месяц

Содержание работы

Форма работы

1.

октябрь

“Мая краіна”

занятие

2.

октябрь

Разучивание считалочек

подгрупповая

3.

октябрь

Разучивание игры «Шкута»

2-я половина дня

4.

ноябрь

Разучивание игры «Яшчур»

2-я половина дня

5.

ноябрь

«Сказка пра казу-манюку»

занятие

6.

ноябрь

Разучивание забаулянак

индивидуально

7.

ноябрь

Игра «Шэры кот»

2-я половина дня

8.

декабрь

Разучивание обрядовой песни «Уставай каза»

муз. занятие

9.

декабрь

Разучивание игры «Каляды»

2-я половина дня

10.

январь

«Каляды»

Праздник


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2

План работы по формированию представлений о культуре и быте через ознакомление детей  с белорусским фольклором.

№ п/п

Месяц

Содержание работы

Форма работы

январь

Анкетирование родителей

Коллективная

январь

Чтение белорусской народной сказки «Курачка-рабка»

2-я половина дня

январь

Чтение белорусской народной сказки «Каза-манюка»

Занятие

январь

Чтение белорусской народной сказки “Пшанічны каласок”

2-я половина дня

январь

Чтение белорусской народной сказки “Коцік, пеўнік і лісіца”

2-я половина дня

январь

Оформление выставки сказок.

Цель: пробуждать интерес к книгам и белорусскому фольклору.

2-я половина дня

январь

Рисование «Любимый сказочный герой»

Занятие

февраль

Чтение белорусских народных сказок по выбору детей

Индивидуально

февраль

«Беларуская народная казка»

КВН

февраль

Беседа «Фольклорный праздник «Гуканне вясны»»

Занятие

февраль

Разучивание белорусской игры “Кот і мышы”

2-я половіна дня

февраль

Разучивание весенних закличек

2-я половина дня

Март

Разучивание хоровода «Ой, вясна»

муз. Занятие

Март

Отгадывание фольклорных весенних загадок

Подгрупповая

Март

Разучивание песни «Гуканне вясны»

муз.занятие

апрель

«Гуканне вясны»

Праздник


Задания и вопросы для проверки уровня знаний детей

(констатирующий эксперимент)

 

  1. Как называет страна, в которой мы живем? (Беларусь)

 

  1. Угадай героя сказки по иллюстрации. (Каза-манюка)

 

  1. Расскажи считалку на белорусском языке.

 

  1. Угадай сказку. Чтение отрывка из сказки «Каза-манюка».

 

  1. Расскажи дразнилку на белорусском языке.

 

  1. К какому празднику персонажи: Медведь, Коза, Бусел? («Каляды»)

 

  1. На какой белорусский народный праздник исполняется песня «Уставай, каза»? («Каляды»)

 

  1. На какой праздник готовится «куцця» - каша с толчеными в ступе зернами ячменя или пшеницы? («Каляды»)

 

  1. Как празднуют белорусский народный праздник «Каляды»?

 

  1. С какой белорусской народной игры персонаж «Каза»? (Каляда)

 

  1. С какой белорусской народной игры персонаж «Кот»? (Шэры кот)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания и вопросы для проверки уровня знаний детей

(формирующий эксперимент)

 

  1. К какому празднику закличка «Ой, вясна, вясна…» (Гуканне вясны)

 

  1. С какой сказки персонажи: дед, баба, мышка, курочка, яйцо? («Курачка-рабка»)

 

  1. С какой сказки персонажи: курачка Сакатушка, гусак Шыпун, індык Балбатун?  («Пшанічны каласок»)

 

  1. Какими словами начинается сказка «Курачка-рабка»? («Жыў дзед, жыла бабка. Была ў іх курачка рабка”).

 

  1. Что говорила Каза-манюка когда возвращалась с поля? («Нідзе не была, нічога не ела, нічога не піла, а як бегла цераз масток, ухапіла кляновы лісток, а як бегла ля крынічкі, ухапіла капельку вадзічкі»).

 

  1. Угадай сказку по иллюстрации. (“Коцік, пеўнік і лісіца).

 

  1. Как празднуют белорусский народный праздник «Гуканне вясны»?

 

  1. На какой белорусский народный праздник исполняется хоровод «Ой, вясна»? («Гуканне вясны»)

 

  1. К какому празднику персонаж «Вясна»? («Гуканне вясны»)

 

  1. Герои сказок перепутались. Кто лишний? Коцік, пеўнік, курачка, лісіца? (Курачка)

 

  1. Герои сказок перепутались. Кто лишний? Дзед, баба, каза, курачка? (Каза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРАЧКА-РАБКА

Жыў дзед, жылы бабка. Была ў іх курачка-рабка. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцуды паставіла на паліцу. Мышка бегла, хвосцікам махнула, чарапіца ўпала, яечкі пабіліся.

Плача дзед, плача бабка, курачка кудахча, вароты скрыпяць, трэскі ляцяць, сарокі трашчаць, гусі крычаць, сабакі брэшуць.

Ідзе воўк:

  • Дзедка, бабка, чаго вы плачаце?
  • Як жа нам не плакаць? Была ў нас курачка-рабка. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцу ды паставіла на паліцу. Мышка бегла, хвосцікам махнула, чарапіца ўпала, яечкі пабіліся.

І воўк завыў.

Ідзе мядзведь:

  • Воўк, чаго выеш?
  • Як жа мне не выць? Жыў дзед, жыла бабка. Была ў іх курачка-рабка. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцу ды паставіла на паліцу. Мышка бегла, хвосцікам махнула, чарапіца ўпала, яечкі пабіліся. Плача дзед, плача бабка, курачка кудахча, вароты скрыпяць, трэскі ляцяць, сарокі трашчаць, гусі крычаць, сабакі брэшуць… А я брахаць не ўмею, дык і завыцў…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для бацькоў

Паважаныя бацькі!

Просім вас адказаць на шэраг пытанняў, звязанных з праблемамі дашкольнага выхавання ў дзіцячай установе.

  1. Ці ведеце Вы дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь?
  2. Падкрэсліце, у якой ступені вы валодаеце беларускай мовай: 1.лёгка размаўляю і разумею па-беларуску; 2. дастаткова разумею, размаўляю “на трасянцы”;  3. Са слоўнікам.
  3. Ці практыкуеце Вы дома размову па-беларуску?
  4. Ці ведаюць вашы дзеці ветлівыя словы, прыказкі, прымаўкі на беларускай мове? Якія?
  5. Якія святы беларускага календара з’яўляюцца традыцыйнымі ў вашай сям’і? (Каляды, Пасха, Купалле і інш).
  6. Ці жадаеце Вы, <span

Информация о работе Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе