Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:01, курсовая работа
Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и бытом белорусского народа.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа.
3. Проанализировать возможности народной игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 6
1.1 Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа 12
1.3 Народные игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа 19
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 30
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению знаний детей о белорусской культуре 31
2.2 Создание педагогических условий для развития знаний детей о культуре и быте белорусского народа 31
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Базовый процесс «вращивания»
ребенка в культуру в дошкольном
возрасте определяет изучение форм и
содержания родной культуры, помогает
ребенку-дошкольнику познать
2. Педагогические условия оптимального подхода к воспитанию детей в процессе ознакомления с культуром и бытом белорусского народа определяют:
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный образовательный процесс в ДУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
В практической части исследования разработана программа ознакомления дошкольников с традициями и бытом белорусского народа при активном использовании народной игры на занятиях. Экспериментально подтверждена эффективность разработанных условий, определены критерии сформированности представлений детей о культуре и быта белоруского народа.
Таким образом, формирование представлений о культуре и быте белорусского народа посредством белорусской народной игры будет осуществляться эффективно при условии отбора доступных знаний, различных форм и методов воспитательно-образовательной работы.
Работникам дошкольных учреждений образования хотелось бы дать следующие рекомендации:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Таблица № 1
Анализ планов работы воспитателей по формированию представлентй о культуре и быте через ознакомление детей с белорусским фольклором.
№ п/п |
Месяц |
Содержание работы |
Форма работы |
1. |
октябрь |
“Мая краіна” |
занятие |
2. |
октябрь |
Разучивание считалочек |
подгрупповая |
3. |
октябрь |
Разучивание игры «Шкута» |
2-я половина дня |
4. |
ноябрь |
Разучивание игры «Яшчур» |
2-я половина дня |
5. |
ноябрь |
«Сказка пра казу-манюку» |
занятие |
6. |
ноябрь |
Разучивание забаулянак |
индивидуально |
7. |
ноябрь |
Игра «Шэры кот» |
2-я половина дня |
8. |
декабрь |
Разучивание обрядовой песни «Уставай каза» |
муз. занятие |
9. |
декабрь |
Разучивание игры «Каляды» |
2-я половина дня |
10. |
январь |
«Каляды» |
Праздник |
Таблица № 2
План работы по формированию представлений о культуре и быте через ознакомление детей с белорусским фольклором.
№ п/п |
Месяц |
Содержание работы |
Форма работы |
январь |
Анкетирование родителей |
Коллективная | |
январь |
Чтение белорусской народной сказки «Курачка-рабка» |
2-я половина дня | |
январь |
Чтение белорусской народной сказки «Каза-манюка» |
Занятие | |
январь |
Чтение белорусской народной сказки “Пшанічны каласок” |
2-я половина дня | |
январь |
Чтение белорусской народной сказки “Коцік, пеўнік і лісіца” |
2-я половина дня | |
январь |
Оформление выставки сказок. Цель: пробуждать интерес к книгам и белорусскому фольклору. |
2-я половина дня | |
январь |
Рисование «Любимый сказочный герой» |
Занятие | |
февраль |
Чтение белорусских народных сказок по выбору детей |
Индивидуально | |
февраль |
«Беларуская народная казка» |
КВН | |
февраль |
Беседа «Фольклорный праздник «Гуканне вясны»» |
Занятие | |
февраль |
Разучивание белорусской игры “Кот і мышы” |
2-я половіна дня | |
февраль |
Разучивание весенних закличек |
2-я половина дня | |
Март |
Разучивание хоровода «Ой, вясна» |
муз. Занятие | |
Март |
Отгадывание фольклорных весенних загадок |
Подгрупповая | |
Март |
Разучивание песни «Гуканне вясны» |
муз.занятие | |
апрель |
«Гуканне вясны» |
Праздник |
Задания и вопросы для проверки уровня знаний детей
(констатирующий эксперимент)
Задания и вопросы для проверки уровня знаний детей
(формирующий эксперимент)
КУРАЧКА-РАБКА
Жыў дзед, жылы бабка. Была ў іх курачка-рабка. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцуды паставіла на паліцу. Мышка бегла, хвосцікам махнула, чарапіца ўпала, яечкі пабіліся.
Плача дзед, плача бабка, курачка кудахча, вароты скрыпяць, трэскі ляцяць, сарокі трашчаць, гусі крычаць, сабакі брэшуць.
Ідзе воўк:
І воўк завыў.
Ідзе мядзведь:
Анкета для бацькоў
Паважаныя бацькі!
Просім вас адказаць на шэраг пытанняў, звязанных з праблемамі дашкольнага выхавання ў дзіцячай установе.