Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и бытом белорусского народа.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа.
3. Проанализировать возможности народной игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 6
1.1 Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа 12
1.3 Народные игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа 19
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 30
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению знаний детей о белорусской культуре 31
2.2 Создание педагогических условий для развития знаний детей о культуре и быте белорусского народа 31
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Формир. представл. о культуре и быте.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Обращение к народной культуре, творчеству, содействует укреплению патриотических позиций детей. Дошкольный возраст – время активной социализации человека, приобретение тех знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно адаптироваться к жизни.

Игра – принадлежность культуры, с которой она тесным образом связана и от которой зависит, поэтому так важны народные игры, которые изначально заявляют о себе, как о первичном нравственно-эстетическом регуляторе, средстве социализации. Народные игры создают сферу эмоционально-насыщенного общения, в которой совместно действуют люди с различным социальным статусом и опытом. В народных играх сохраняются и воспроизводятся навыки, ценности, которые являют собой новую форму осмысления забытого наследия. В патриотическое воспитание народные игры (как и игры создаваемые по их образу и подобию) выносят красоту творческого поиска, поскольку ребенок имеет возможность самовыражения, которое строится на основе национального менталитета. Мы понимаем фольклорную игру. Как своего рода живое произведение искусства, создаваемое, творимое участниками игры. По заранее отработанному плану, который зафиксирован в памяти поколений и имеет свои функциональные элементы. Следовательно, в игре ребенок становится в ситуацию возможного, в ней идет конструирование свободной личности, обладающей национальным своеобразием, происходит изначальное принятие ценностей народа, отраженных в игровой деятельности.

Знакомство с окружающим миром для ребенка во многом связано с игрой, которая содействует активному формированию чувственного отражения окружающей действительности в сознании. Тексты помогают ребенку понять, принять окружающий мир. Котик, петушок, голубок – все они из привычной жизни, а в играх приобретают какое-то другое освещение, по-особому обращают на себя внимание.

Как показала практика, ребенок знает свои социальные функции, но выполняет их в зависимости от опыта. Игра является школой общения для ребенка, которая помогает решать задачи бесконфликтного выхода из ситуации, в частности считалку можно рассматривать как микроигру для благополучного разрешения проблемы.

Народные игры помогают освоения национальной культуры, формируют творческие способности. А. Ю. Лозка определяет эти игры как «вид активного отдыха человека, исторически сформированного на основе драматизированных условных или творческих действий, у которого сложились правила и приемы забав и которые являются средством физического, умственного и нравственно-эстетического воспитания» (7, с. 17).

Данные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство [3, с.202]. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа с помощью белорусских народных игр.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей [19, с.58].

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: разные страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни белорусского народа, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. В играх с зачинами присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

Выводы по 1 главе: использование народных игр в педагогическом процессе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от обычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно. В народной игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Народные игры делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

 

ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

 

2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению знаний детей о белорусской культуре

После исследования теоретической литературы по вопросам формирование представлений о культуре и быте белорусского народа был проведен констатирующий эксперимент, цели которого:

- изучение планов работы воспитателя, чтобы определить когда и какая работа проводилась по формированию представлений о культуре и быте через ознакомление детей  с белорусским фольклором;

- определение форм организации работы по ознакомлению детей с белорусским фольклором;

- определение уровня знаний детей.

 Первоначально было решено проанализировать планы работы воспитателей, чтобы выяснить как часто и какая работа проводилась с детьми по формированию представлений о культуре и быте белорусского народа (см. Приложение таблица № 1). Как видим из таблицы работа по ознакомлению детей с фольклором проводилась достаточно регулярно. Воспитателя работали с детьми индивидуально вне занятий во вторую половину дня. Довольно часто проводились занятия целью которых было именно знакомство и изучение белорусского фольклора. Проводились праздники, являющиеся частью белорусской народной культуры, в основе которых лежат различные формы белорусского фольклора. Но несмотря на то, что работа проводилась в достаточно большом объеме у некоторых детей плохо сформированы представления о фольклоре Беларуси. Вторым этапом констатирующего эксперимета стало определение уровня знаний у детей (см. Приложение таблица № 3). Как видим из таблицы в опытной группе только несколько детей (Артем Б., Никита П.), которые хорошо знакомы с белорусским фольклором. Дети были мало инициативны, не все смогли хорошо ответить на вопросы. Уровень сформированности знаний детей по данным темам не соответствует старшему дошкольному возрасту. С некоторыми заданями дети справились лучше, но у большинства детей все же недостаточно знаний. Причин можно назвать несколько: частые болезни и соответственно пропуск занятий (Юлия Т.). недостаток жизненного опыта (Дарина Б.), возможно с некоторыми детьми дома мало занимаются родители. Из-за этих причин дети не справляются с заданями, не могут правильно отвечать на вопросы. Некоторые дети не могут ответить в результате невнимательности (Арсений С., Назар М., Виктория П.). Тон общения между собой недоброжелатен. Дети перебивают друг другу, говорят на повышенных тонах (Арсений С., Назар М., Виктория П.). Таким образом (Дарина Б., Лиза Ж. и Аня М.) показали самый низкий уровень знаний. Некоторые дети невнимательны, в результате чего даже зная материал не могут ответить на вопрос.

Выделите четко критерии, по которым вы определяли уровень представлений детей о культуре белорусского народа.

 

2.2 Создание педагогических условий для развития знаний детей о культуре и быте белорусского народа

Первоначально был составлен план работы по ознакомлению детей с белорусским фольклором (таблица № 2. см. Приложение)

 Было проведено анкетирование родителей, которое показало заинтересованность большинства в приобщении детей к белорусскому фольклору (см. Приложение). Затем был составлен план по ознакомлению детей с фольклором Беларуси и воспитанию любви к своей стране. Чтобы за небольшой промежуток времени достичь высоких результатов необходимо четко спланировать работу, последовательно осуществляя следующие задачи:

  • Приобщать детей к истокам белорусской духовной культуры;
  • Развивать речевую деятельность детей на материале малых форм белорусского фольклора;
  • Формировать интерес к устному народному творчеству;
  • Учить детей передавать свое отношение к событиям, героям сказок;
  • Создавать благоприятное эмоциональное настроение в проведении фольклорных праздников.

Основная работа проводилась на занятии, но и после занятий для закрепления усвоенных навыков проводилась индивидуальная и подгрупповая работа.

Так как в ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что дети плохо знакомы с белорусскими народными сказками и обрядами, было решено проводить работу в этом направлении. Дети знакомились с различными белорусскими фольклорными сказками во второй половине дня. Было проведено занятие по рисованию на тему “Любимый сказочный герой” с целью закрепления знаний и поддержания интереса к белорусским народным сказкам. Дети проявили интерес к теме. Во второй половине дня была проведена индивидуальная работа с Викой Ш. и Кариной Д., т.к. девочки отсутствовали по причине болезни и были недостаточно знакомы с материалом.

Было проведено занятие на тему “Беларуская народная казка” в форме КВН. Цель занятия: закрепить знания детей по содержанию сказок, пробуждать интерес к книгам, воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи. Дети во ремя занятия были более активны, многие дети в группе мало интересуются книгами, но такое отношение недопустимо,т.к. они скоро пойдут в школу. С целью пробуждения интереса к книгами и белорусским фольклорным сказкам в частности была организована выставка сказок.

Затем началась подготовка к фольклорному празднику “Гуканне вясны”. Была проведена беседа “Фальклорны празднік «Гуканне вясны»», целью которой стало знакомство и усвоение традиций и обрядов, связанных с данным праздником, приобщение детей к национальной белорусской культуре. Во второй половине дня с детьми была разучена белорусская игра “Кот і мыші”.

Большой интерес дети проявили к разучиванию весенних закличек. При отгадывании фольклорных загадок о весне большинство ребят были активны и выражали свою заинтересованность.

На музыкальных занятиях были разучены: хоровод «Ой, Вясна» и песня «Гуканне вясны».

Итогом стало проведение праздника «Гуканне вясны». Праздник очень понравился детям и вызвал бурю положительных эмоций.

Вторым этапом формирующего эксперимента стала повторная диагностика уровня знаний детей (см. приложение таблица № 4). Как видим из таблицы большинство детей имеют достаточный уровень знаний для старшего дошкольного возраста.

 

 

2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента

Заключительным этапом практической части работы стало проведение контрольного эксперимента, целью которого явилось повторное исследование детей с намерением выявить те изменения, которые произошли в результате формирующего эксперимента. Обследование было призвано помочь установить насколько изменился уровень знания детей. Результаты исследования отражены в таблице № 4   (см. Приложение).

В рамках эксперимента были проведены КВН “Беларуская народная казка” и праздник “Гуканне вясны”.

Как видим из таблицы произошли положительные изменения в уровне знания детей, результаты оказались достаточно высокие. Значительная часть группы показала абсолютные знания. Следует отметить то, что многи дети улучшили свои знания и справились с большим числом заданий, смогли ответить на поставленные вопросы. Это явилось одним из достижений проведенного эксперимента.

Дети были разделены по уровням (высокий, средний, низки) в соответствии со следующими критериями:

  • знания и представления детей о белорусском фольклоре;
  • эмоциональное отношение, использование средств выразительности;
  • использование имеющихся знаний и представлений на практике.

Результаты отражены в качественном и количественном соотношениии в диаграммах.

Таким образом, большинство детей имеют достаточный уровень знаний для старшего дошкольного возраста.

 

 

Количественное соотношение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественное соотношение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе теоретического исследования проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и бытом белорусского народа нами определены следующие положения.

1. Психологические особенности  детей дошкольного возраста обусловливают  основные приобретения ребенка и дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.

Информация о работе Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе