Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:01, курсовая работа
Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и бытом белорусского народа.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа.
3. Проанализировать возможности народной игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 6
1.1 Проблема ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы формирования патриотических качеств на основе ознакомления с культурой и бытом белорусского народа 12
1.3 Народные игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа 19
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 30
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению знаний детей о белорусской культуре 31
2.2 Создание педагогических условий для развития знаний детей о культуре и быте белорусского народа 31
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Таким образом, условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к
- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
- совместная деятельность
- использование разнообразных
технологий организации
1.3 Народные игры в системе ознакомления детей с культурой и бытом белорусского народа
Белорусские народные игры – одно из самых старых и оригинальных средств воспитания. Их воспитательное воздействие каждый (пусть не осознанно) почувствовал на себе. Формирование личности не возможно без игры, которая является неотъемлемой частью периода детства. Народные игры знакомят с культурой, традициями, морально-эстетическими нормами общества
В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка.
Исследователи отмечают, что «менталитет, как специфическая часть социальной информации имеет особенные каналы трансляции которые позволяют ему передаваться из поколения в поколение. Главным среди них является природное окружение, классические, сакральные и другие широко распространенные тексты, структура языка, предметы повседневного быта, типовые примеры поведения» (18, с. 143). Народные игры как раз и выполняют роль такого канала трансляции: в доступной, понятной для детей форме с самого раннего возраста передают моральные, эстетические традиции, закладывают основу физического и интеллектуального развития. «Игра, по сущности, - это мудрый залог предков, который имеет последовательный сценарий, не требует обязательного участия взрослого или педагога, а легко организуется самими детьми». (5, с. 73).
«Игры белорусского народа тесно связаны с бытом и трудовой деятельностью людей, природой. Некоторые из них имеют конкретные традиционные нормы и словесное оформление, что делает их действия драматизированными. Другие – со строгим распределением ролей, в которых слова являются сигналом для какого-то действия». (26, с. 12). Традиционные детские игры с присущими им порядком и правилами направленными на моделирование ролевых отношений между участниками осуществляют социализацию детей в культурном этносе.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Исследованиями психологов З.А. Зак, А.Н. Поливанова, С.С. Степанова подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заменителей. Действительно, именно в игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закреплённой и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т.п. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребёнка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.
Наиболее типичная для детей дошкольного возраста форма таких представлений - построение и использование наглядных моделей (типа схемы, плана, чертежа). Способность к наглядному моделированию обусловлена как раз тем, что сама деятельность детей носит моделирующий характер и что в ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для интеллектуального развития ребёнка имеет игровое моделирование действительности [5, с.154].
Ещё одно приобретение в интеллектуальном развитии, непосредственно связанное с игрой, - формирование способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами. Замещение и моделирование явлений, действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнять игровые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заменителей; один и тот же заменитель начинает использоваться для обозначения разных предметов, и наоборот. А это уже элементы воображения, творчества. Ещё больший толчок развитию воображения даёт сопоставление модели, создаваемой в игре, с самой моделируемой действительностью. За собственными игровыми действиями и действиями партнёров ребёнок начинает видеть второй, воображаемый план.
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.
Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения социального опыта является народная игра.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа [22, с.86].
Посредством игры ребенок познает окружающий мир, получает новые впечатления, реализует свою активность. Д. Дьюи, Я А. Каменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Платон, Ф. Рабле, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.П. Толстой, Ф. Фребель, СТ. Шацкий, и другие раскрывали в своих трудах воспитательное и развивающее значение игры. Рассматривая игру в историческом контексте, ученые приходят к выводам о том, что игра берет свое начало из народной культуры и что существуют игры, которые были созданы непосредственно народом, с ним росли, видоизменялись и передавались из поколения в поколение, сохраняя вековую народную мудрость. Педагоги и психологи рассматривали традиционные народные игры в педагогическом процессе как стимул к развитию ребенка (П.С Александрова, В.Ф. Афанасьев, Г.П. Волков, В.М. Григорьев, СВ. Григорьев, А.Г. Козлова, Ю.А. Рудь и др.).
Широко распространенные так называемые имитационные игры были важным способом актуализации опыта предшествующих поколений. В такие игры дети переносили впечатления от увиденного в семье, в том числе связанные с характером трудовой деятельности. Пример имитационной игры – «Надзейка».
Игры-хороводы с сочетанием мелодий, слов, движений содействуют воспитанию интереса к белорусскому народному творчеству, к родному языку («Бярозка», «Лянок», «грушка», «Сонца и месяц», «Мост» и т.д.).
Выделяют такой тип белорусской игры как образно-поучительный. К нему можно отнести игру «Мышка».
Многие народные игры – «Рэдзька», «Лянок», «Агароднік», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др. - имитируют основные сельскохозяйственные процессы; эти игры подготавливают детей к труду.
Сохранились игры, сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов («Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др.). Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В пана», «Некрут» и др.). В некоторых играх нашли отражение представления скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др.). На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др.) [7, с.41].
Игры с элементами интермедии театрализованного показа содействуют пробуждению природных задатков. Их реализация формирует эстетический вкус.
Этнологи характеризуют белорусов как людей сдержанных, трудолюбивых, настойчивых, способных преодолеть значительные трудности. Можно с уверенностью сказать, что эти качества характера закладывались с детства. В том числе в процессе игр и подготовки к ним. Например, игры с мячом, зимние забавы на льду требовали не только тренировки, но и самостоятельного выбора инвентаря: мячей, санок и коньков. Игрушки делали с дерева, глины, соломы, льна, домашних вещей, которые вышли из употребления. Липовые свистульки, самодельные луки и пистолеты, куклы из кукурузных початков не утратят своей ценности, потому что это часть родной природы, а мы – дети своей земли.
В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба: «Ловишки», «Уголки», «Охотники и обезьяны», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы — веселые ребята», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц», «Не оставайся на земле», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков», «Классы», «Кто скорее до флажка», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении», «Охотники и зайцы», «Брось за флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кегли», «Мяч водящему», «Школа мяча».
Организация игр несложна, и, как правило, для них не требуется специальных площадок. Из традиционных игровых снарядов и приспособлений для народных игр можно выделить палки для метания (биты), палки для отбивания предметов в виде лопатки, кожаный или тряпичный мяч (апука), клюшки, чурки, обработанные косточки животных (бабки), чурку с заостренными концами («клёк»), деревянные круги - спилы дерева, металлические колышки («трэнцики»), деревянные шарики.
Программой «Пралеска» в работе с детьми старшего дошкольного возрасте рекомендуется использовать следующие виды игр [22]:
Основными формами реализации данного направления программы дошкольного учреждения являются:
В течение работы должны использоваться следующие методы и приёмы:
Обучение детей дошкольного возраста белорусским народным играм имеет свои специфические особенности.
Во-первых, подбирая игру, педагог должен обратиться к программе «Воспитание и обучение в детском саду». Во-вторых, выбор игры определяет ее место в режиме дня. К началу игры необходимо сделать разметку площадки, подготовить необходимое оборудование и атрибуты. В третьих, сбор детей на игру необходимо проводить быстро и интересно, поэтому надо продумать приёмы и постоянно их менять. Организация детей на игру требует от педагога большой находчивости. Особенно важно вызвать интерес к игре в самом начале. Иногда эти приёмы совпадают с приемами сбора детей. Большой эффект дает обыгрывание атрибутов. В четвертых объяснение правил игры должно быть коротким, понятным, эмоциональным, интересным.