Проблема вовлечения старших школьников в просоциальные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Цель: установить степень влияния детских общественных объединений на формирование личности школьников, в зависимости от их воспитательного потенциала.
Задачи: 1. Рассмотреть проблему формирования личности школьников в различных
общественных объединениях.
2. Дать характеристику современным общественным объединениям.
3. Определить содержание деятельности социального педагога в
образовательных учреждениях.
4. Изучить технологию работы социального педагога с различными
детскими общественными организациями.
5. Подобрать диагностический инструментарий на определение интереса
учащихся к конкретному общественному объединению.

Файлы: 1 файл

вовлечение старших школьников в просоциальные объединения.docx

— 67.44 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

        Тенденции  развития воспитательных систем  в образовательных учреждениях  в последнее десятилетие потребовали  существенного пересмотра сложившегося  ранее механизма взаимодействия  органов управления образованием, образовательных учреждений и  детских общественных объединений.

    Еще в 1993 году было  принято очень важное по тем  временам решение «О поддержке  детских общественных организаций  в Российской Федерации», определив  стратегию сотрудничества системы  образования и детских общественных  организаций. Развитие демократических  процессов в обществе, а значит  и в школе, привело к тому, что взамен единственной в  стране Всероссийской пионерской  организации были созданы многочисленные  детские объединения —экологические, спортивные, патриотические, религиозные и другие, возникающие на основе общих интересов. Однако все они оказались лишены традиционной прежде государственной помощи и поддержки, что негативно сказалось на их жизнеспособности в новых социально-экономических условиях.

      В настоящее время  наблюдается сотрудничество с  детскими движениями. Произошло  немало позитивных изменений:  взаимодействие на основе партнерских  отношений, заключение договоров,  оказание юридической и финансовой  поддержки, предоставление права  пользования помещениями школ, учреждений  дополнительного образования стало  нормой во многих регионах  России. Но в развитии детского  движения наметились и серьезные  методологические, организационные  проблемы. Среди них — отсутствие единой методической службы, малочисленность новых детских общественных объединений, утрата налаженных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, проблемы финансового обеспечения их деятельности. Ощутимые потери понесла и массовая общеобразовательная школа, вытеснив из воспитательного процесса надежного и действенного союзника.

     Одной из актуальных проблем,  затрудняющих эффективность такого  взаимодействия, считаю отсутствие  на федеральном уровне некоего  единого исполнительного органа, в состав которого вошли бы  представители всех или большинства  ныне действующих организаций. 

Облик современного детского общественного  объединения очерчен нормами  и положениями законов Российской Федерации, документами международного значения — и это является достижением последних лет. Но, к сожалению, нет содержательного единства в ответе на вопрос: «Что такое детская организация, а что объединение?» — когда речь идет об объединении детей разных социальных и национальных групп с целью их участия в преобразовании общества.

       Детское общественное объединение  может стать воспитательным средством,  если создавать особые условия,  позволяющих положительно влиять  на ребенка усилиями самих  детей.

Участие детей в общественном движении оказывает  сильнейшее влияние на становление  личности. Непосредственное включение в проживание социальных проблем и деятельность социального характера, а также невольное противодействие каким-либо силам общества и утверждение иного порядка жизни - все это, в первую очередь, интенсифицирует процесс «, социализации личности: она включается в теснейшие противоречивые социальные связи и оказывает на характер этих связей влияние. Здесь молодой человек впервые принимает на себя роль субъекта общественного развития.

Проблема: влияет ли участие школьников в различных детских общественных объединениях на формирование их личности.

Объект: формирование личности школьников в общественных объединениях.

Предмет: воспитательный потенциал различных детских общественных объединений.

Цель: установить степень влияния детских общественных объединений на формирование личности школьников, в зависимости от их воспитательного потенциала.  

Задачи: 1. Рассмотреть проблему формирования личности школьников в различных            

                  общественных объединениях.

2. Дать характеристику современным  общественным объединениям.

3. Определить содержание деятельности  социального педагога в 

    образовательных учреждениях.

4. Изучить технологию работы социального педагога с различными

    детскими  общественными организациями.

5. Подобрать диагностический инструментарий на определение интереса

    учащихся к конкретному общественному объединению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

 

 

История развития детских общественных объединений

 

 

Каждый человек с детских  лет приобщается к общественной жизни коллективной деятельности. Первые уроки общения с другими людьми дети получают в семье в коллективе сверстников, на улице, в школе, в  различных формах организованной коллективной деятельности: в игре, труде, учебе. Коллектив - это форма вхождения в общественные отношения и способ передачи опыта от поколения к поколению. К тому же и сами дети стремятся к постоянным или временным коллективам. Так повелось с доисторических времен, так есть и будет в грядущем будущем [7, 46]. Хорошо известны, потешные полки, создаваемые в детские годы Петром I. Из них потом формировались настоящие военизированные подразделения петровской армии. Некоторые коллективные объединения имеют многолетнюю историю. К таким объединениям молодежи можно отнести скаутское движение, пионерские и комсомольские организации идеологические организации молодежи, деловые, культурологические и другие коллективы.

Педагогов больше интересуют те объединения, которые несут положительный заряд в воспитании подрастающего поколения, то есть те, которые прошли испытание временем и доказали свою эффективность и которым принадлежит будущее.

В переломный период истории нашего государства молодежь ищет лучшие пути своего воспитания. Поэтому педагогам, как помощникам молодежного движения, нужно хорошо знать историю коллективных организаций и взять из нее все лучшее, передовое и прогрессивное для развития детских и юношеских организаций в современных условиях.

Знание истории молодежного  движения позволяет осмыслить настоящее  и предвидеть будущее. Тем более  педагогам нужно воспитывать  подрастающее поколение на положительных  примерах старших сверстников и  избежать ошибок прошлого.

В настоящее время детское и  молодежное движение развивается по нескольким направлениям: скаутизм, пионерские и союзные организации, а также неформальные объединения [18, 231].

 Скаутизм (в переводе с английского  означает разведчик). Источником зарождения скаутского движения послужила англо-бурская война в 90-х годах прошлого века (Южная Африка), в ходе которой полковником английской армии была создана рота разведчиков для усмирения восставших аборигенов (местных жителей). Командовал этим подразделением полковник Роберт Баден Пауль.

К скаутизму весьма одобрительно относился царь Николай II. В 1917 году в стране насчитывалось около 50 тысяч   скаутов.

Чем занимаются скауты, каково содержание их работы?   Само  название  "скаутизм"  - разведчество,  подсказывает направление и содержание их работы. В "Официальном   руководстве  для   скаутов"   США  говорится:

"Скаутизм - это образ жизни.  Скаутизм - это путь превращения  мальчика в гражданина с чувством  долга, это наука о том, как  быть полезным другим".

"Скаутизм, — говорится далее  в официальном руководстве, - это игра. И как все игры, она имеет правила, которые   необходимо   соблюдать".   "Правила  скаутизма" отражены в клятве или обещании скаута, в их законе, девизе и  лозунге.

Клятва или обещание скаута; "Клянусь  честью, я сделаю все возможное, чтобы  выполнить долг перед Богом и  моей страной. И, чтобы выполнять  Закон скаутов, необходимо помогать другим людям в любое время; оставаться всегда физически сильным, умственно  активным, действуя сознательно".

Закон скаутов является основанием, на котором строится все скаутское движение. Он отражает принципы поведения, которым должен следовать скаут, а это означает, что он надежен, верен, полезен, дружелюбен, благороден, добр, послушен, бодр, экономен, смел, чистоплотен, религиозен.

Готов выполнять свой долг, выстоять перед опасностью и помочь другим.

   Лозунг скаутов - «Делай ежедневно доброе дело».

В дела скаутов входит: найти потерявшегося  ребенка; погасить лесной пожар; ежедневно  поднимать школьный флаг; сортировать книги в библиотеке; подвести инвалида к церкви, магазину; собрать битое стекло с дорог; передвинуть мебель для пожилого человека; участвовать в компании безопасности; выполнять поручения для больного; помочь пострадавшему человеку и т.д.

Девиз скаутов - "Будь, готов!". Это девиз  средневековых рыцарей. "Скаут - это современный" рыцарь. Когда спросили у основателя скаутизма Баден Пауля, что означает "Будь готов!", к чему? - "Ко всему", - был ответ. Девиз скаутов означает, что скаут всегда готов умом и телом

Дела  скаутов - лагеря: планирование, снаряжение, инструменты, питание, разведение костра съедобные дикие растения.

В1924году скаутское движение было запрещено  как "буржуазное"!

В 1990-х  годах скауты вновь появились  в России. Отряды возникали главным  образом  после контактов с  зарубежными скаутами. По данным российских скаутских организаций, в их рядах  состоит свыше 30 тысяч человек. В  январе 2004 года была создана Российская Ассоциация Навигаторов- скаутов. Организация  пытается объединить все скаутское  движение России. 

В настоящее  время Всемирное объединение  скаутов- детей (ВОСД) существует в 150 странах мира [2, 96].

Пионерская организация как  воспитательная система прошла в  своем развитии ряд этапов. Их, как  правило, связывают со значительными  событиями советского государства  — образованием СССР, периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союзного государства и обновлением России.

Первый этап с 1922 по 1924 г. (становление ВС) связан с деятельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Российский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистической организации, утвердил основные положения ее программы, принципы деятельности, Законы и Торжественное обещание юных пионеров. Программа организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма [1, 84]

В качестве цели рассматривалось сплочение  и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их к борьбе за интересы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являлась забота о всеобщей грамотности.

К основным принципам деятельности были отнесены: преемственность трех поколений — коммунистов, комсомольцев, пионеров; коммунистическая идейность; совместный труд на общую пользу; коллективизм, дружба, товарищество; самостоятельность и самоуправление в сочетании с педагогическим руководством взрослых; добровольность вступления и участия в делах; учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов; непрерывность деятельности; яркость и романтичность работы.

Содержание деятельности пионерской организации определялось Положением, Законами и Торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят. К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).

В 1924 г. после смерти В.И.Ленина пионерской организации было присвоено его имя. С этого времени начинается второй этап развития воспитательной системы организации. Деятельность пионеров в это время характеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах Положения, Законов и Торжественного обещания. Появляются разнообразные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспедиции и т.п.) и соответственно разные методы работы (убеждение, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).

Последующие этапы развития воспитательной системы пионерской организации характеризуются разносторонними направлениями: идейно-политическим, военно-патриотическим, интернациональным, атеистическим, нравственным, трудовым, эстетическим, физическим [11,139].

Информация о работе Проблема вовлечения старших школьников в просоциальные объединения