Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:20, курсовая работа
Цель: установить степень влияния детских общественных объединений на формирование личности школьников, в зависимости от их воспитательного потенциала.
Задачи: 1. Рассмотреть проблему формирования личности школьников в различных
общественных объединениях.
2. Дать характеристику современным общественным объединениям.
3. Определить содержание деятельности социального педагога в
образовательных учреждениях.
4. Изучить технологию работы социального педагога с различными
детскими общественными организациями.
5. Подобрать диагностический инструментарий на определение интереса
учащихся к конкретному общественному объединению.
ВВЕДЕНИЕ
Тенденции
развития воспитательных
Еще в 1993 году было
принято очень важное по тем
временам решение «О поддержке
детских общественных
В настоящее время
наблюдается сотрудничество с
детскими движениями. Произошло
немало позитивных изменений:
взаимодействие на основе
Одной из актуальных проблем,
затрудняющих эффективность
Облик современного детского общественного
объединения очерчен нормами
и положениями законов
Детское общественное
Участие детей в общественном движении оказывает сильнейшее влияние на становление личности. Непосредственное включение в проживание социальных проблем и деятельность социального характера, а также невольное противодействие каким-либо силам общества и утверждение иного порядка жизни - все это, в первую очередь, интенсифицирует процесс «, социализации личности: она включается в теснейшие противоречивые социальные связи и оказывает на характер этих связей влияние. Здесь молодой человек впервые принимает на себя роль субъекта общественного развития.
Проблема: влияет ли участие школьников в различных детских общественных объединениях на формирование их личности.
Объект: формирование личности школьников в общественных объединениях.
Предмет: воспитательный потенциал различных детских общественных объединений.
Цель: установить степень влияния детских общественных объединений на формирование личности школьников, в зависимости от их воспитательного потенциала.
Задачи: 1. Рассмотреть проблему формирования личности школьников в различных
общественных объединениях.
2. Дать характеристику
3. Определить содержание
образовательных учреждениях.
4. Изучить технологию работы социального педагога с различными
детскими общественными организациями.
5. Подобрать диагностический инструментарий на определение интереса
учащихся к конкретному общественному объединению.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
История развития детских общественных объединений
Каждый человек с детских лет приобщается к общественной жизни коллективной деятельности. Первые уроки общения с другими людьми дети получают в семье в коллективе сверстников, на улице, в школе, в различных формах организованной коллективной деятельности: в игре, труде, учебе. Коллектив - это форма вхождения в общественные отношения и способ передачи опыта от поколения к поколению. К тому же и сами дети стремятся к постоянным или временным коллективам. Так повелось с доисторических времен, так есть и будет в грядущем будущем [7, 46]. Хорошо известны, потешные полки, создаваемые в детские годы Петром I. Из них потом формировались настоящие военизированные подразделения петровской армии. Некоторые коллективные объединения имеют многолетнюю историю. К таким объединениям молодежи можно отнести скаутское движение, пионерские и комсомольские организации идеологические организации молодежи, деловые, культурологические и другие коллективы.
Педагогов больше интересуют те объединения, которые несут положительный заряд в воспитании подрастающего поколения, то есть те, которые прошли испытание временем и доказали свою эффективность и которым принадлежит будущее.
В переломный период истории нашего государства молодежь ищет лучшие пути своего воспитания. Поэтому педагогам, как помощникам молодежного движения, нужно хорошо знать историю коллективных организаций и взять из нее все лучшее, передовое и прогрессивное для развития детских и юношеских организаций в современных условиях.
Знание истории молодежного движения позволяет осмыслить настоящее и предвидеть будущее. Тем более педагогам нужно воспитывать подрастающее поколение на положительных примерах старших сверстников и избежать ошибок прошлого.
В настоящее время детское и молодежное движение развивается по нескольким направлениям: скаутизм, пионерские и союзные организации, а также неформальные объединения [18, 231].
Скаутизм (в переводе с английского означает разведчик). Источником зарождения скаутского движения послужила англо-бурская война в 90-х годах прошлого века (Южная Африка), в ходе которой полковником английской армии была создана рота разведчиков для усмирения восставших аборигенов (местных жителей). Командовал этим подразделением полковник Роберт Баден Пауль.
К скаутизму весьма одобрительно относился царь Николай II. В 1917 году в стране насчитывалось около 50 тысяч скаутов.
Чем занимаются скауты, каково содержание их работы? Само название "скаутизм" - разведчество, подсказывает направление и содержание их работы. В "Официальном руководстве для скаутов" США говорится:
"Скаутизм - это образ жизни.
Скаутизм - это путь превращения
мальчика в гражданина с
"Скаутизм, — говорится далее в официальном руководстве, - это игра. И как все игры, она имеет правила, которые необходимо соблюдать". "Правила скаутизма" отражены в клятве или обещании скаута, в их законе, девизе и лозунге.
Клятва или обещание скаута; "Клянусь честью, я сделаю все возможное, чтобы выполнить долг перед Богом и моей страной. И, чтобы выполнять Закон скаутов, необходимо помогать другим людям в любое время; оставаться всегда физически сильным, умственно активным, действуя сознательно".
Закон скаутов является основанием, на котором строится все скаутское движение. Он отражает принципы поведения, которым должен следовать скаут, а это означает, что он надежен, верен, полезен, дружелюбен, благороден, добр, послушен, бодр, экономен, смел, чистоплотен, религиозен.
Готов выполнять свой долг, выстоять перед опасностью и помочь другим.
Лозунг скаутов - «Делай ежедневно доброе дело».
В дела скаутов входит: найти потерявшегося ребенка; погасить лесной пожар; ежедневно поднимать школьный флаг; сортировать книги в библиотеке; подвести инвалида к церкви, магазину; собрать битое стекло с дорог; передвинуть мебель для пожилого человека; участвовать в компании безопасности; выполнять поручения для больного; помочь пострадавшему человеку и т.д.
Девиз скаутов - "Будь, готов!". Это девиз средневековых рыцарей. "Скаут - это современный" рыцарь. Когда спросили у основателя скаутизма Баден Пауля, что означает "Будь готов!", к чему? - "Ко всему", - был ответ. Девиз скаутов означает, что скаут всегда готов умом и телом
Дела скаутов - лагеря: планирование, снаряжение, инструменты, питание, разведение костра съедобные дикие растения.
В1924году скаутское движение было запрещено как "буржуазное"!
В 1990-х годах скауты вновь появились в России. Отряды возникали главным образом после контактов с зарубежными скаутами. По данным российских скаутских организаций, в их рядах состоит свыше 30 тысяч человек. В январе 2004 года была создана Российская Ассоциация Навигаторов- скаутов. Организация пытается объединить все скаутское движение России.
В настоящее время Всемирное объединение скаутов- детей (ВОСД) существует в 150 странах мира [2, 96].
Пионерская организация как воспитательная система прошла в своем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительными событиями советского государства — образованием СССР, периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союзного государства и обновлением России.
Первый этап с 1922 по 1924 г. (становление ВС) связан с деятельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Российский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистической организации, утвердил основные положения ее программы, принципы деятельности, Законы и Торжественное обещание юных пионеров. Программа организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма [1, 84]
В качестве цели рассматривалось сплочение и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их к борьбе за интересы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являлась забота о всеобщей грамотности.
К основным принципам деятельности были отнесены: преемственность трех поколений — коммунистов, комсомольцев, пионеров; коммунистическая идейность; совместный труд на общую пользу; коллективизм, дружба, товарищество; самостоятельность и самоуправление в сочетании с педагогическим руководством взрослых; добровольность вступления и участия в делах; учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов; непрерывность деятельности; яркость и романтичность работы.
Содержание деятельности пионерской организации определялось Положением, Законами и Торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят. К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).
В 1924 г. после смерти В.И.Ленина пионерской организации было присвоено его имя. С этого времени начинается второй этап развития воспитательной системы организации. Деятельность пионеров в это время характеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах Положения, Законов и Торжественного обещания. Появляются разнообразные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспедиции и т.п.) и соответственно разные методы работы (убеждение, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).
Последующие этапы развития воспитательной системы пионерской организации характеризуются разносторонними направлениями: идейно-политическим, военно-патриотическим, интернациональным, атеистическим, нравственным, трудовым, эстетическим, физическим [11,139].
Информация о работе Проблема вовлечения старших школьников в просоциальные объединения