Проблема вовлечения старших школьников в просоциальные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Цель: установить степень влияния детских общественных объединений на формирование личности школьников, в зависимости от их воспитательного потенциала.
Задачи: 1. Рассмотреть проблему формирования личности школьников в различных
общественных объединениях.
2. Дать характеристику современным общественным объединениям.
3. Определить содержание деятельности социального педагога в
образовательных учреждениях.
4. Изучить технологию работы социального педагога с различными
детскими общественными организациями.
5. Подобрать диагностический инструментарий на определение интереса
учащихся к конкретному общественному объединению.

Файлы: 1 файл

вовлечение старших школьников в просоциальные объединения.docx

— 67.44 Кб (Скачать файл)

В 1990 г. на этапе перестройки государства и общества вместо Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина возникает Союз пионерских организаций (СПО) и Федерация детских организаций (ФДО) СССР, ориентированных на идеалы гуманного и демократического общества. СПО, ФДО объявлялись объединением, не зависимым от каких-либо партий и политических сил, отказались от классового воспитания, провозгласив девиз «За Родину, добро и справедливость!». Содержание их деятельности опиралось на следующие программы: «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра — дело серьезное», «Древо жизни», «Свой голос» и др. Особенностями воспитательной системы современной пионерской организации является деполитизация, деидеологизация, гуманистическая и общечеловеческая ценностная ориентация. Однако воспитательная система современной пионерской организации не получила должного развития и находится на стадии становления [9, 150].

 

 

 

Типология современных детских общественных объединений и групп

 

 

Существует  достаточно много типологий направленности деятельности групп.

Группа — это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким      образом, что   каждый оказывает влияние на остальных и сам находится под их влиянием. В качестве признаков группы выделяют:

  -осознание отдельным индивидом своей принадлежности к группе;

  • наличие между индивидами определенных отношений;
  • сформированное  внутренней   организации   (распределение   обязанностей,     личностных влияний, статусов и т.п.);
  • групповое давление, побуждающее индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами;
  • изменение в мнениях, установках, поведении индивидов, обусловленное их включенностью в некоторую общность. Различают формальные и неформальные группы.

Формальная организация формируется руководством для решения определенной задачи.

Примером  таких объединений служат объединения  военно-патриотического и гражданского воспитания [21, 183].

В целях  военно-патриотического и гражданского воспитания в 2000 г. в стране было принято государственное постановление о создании военно-патриотических молодежных и детских объединений имеющих следующие задачи:

  • участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
  • Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите.
  • Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  • участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников отечества.
  • передача и развитие лучших традиций российского воинства;
  • противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма.
  • физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни;                                            

  -участие в подготовке к военной службе в армии [6,438].                  

Неформальная группа возникает, как правило, самопроизвольно (спонтанно), не имеет четко определенного статуса в обществе, не выполняет однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями. Если формальная организация создается по заранее продуманному плану, то неформальная является скорее спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Неоформленное общественное движение эпизодического плана - обычно его именуют массовым движением - связано с конкретной проблемой общества или всего мира, возникает как отклик людей на проблемы социальной жизни, конфликты, социальные события, как проявление недовольства жизнью, как акт декларации своей жизненной позиции.

В чем  отличие формальных от неформальных объединений? Неформальные организации, как правило, объединяются психологическими факторами, связывающими их членов, а не законами или юридически ми основаниями.

Их условно делят на просоциальные, приносящие пользу обществу и асоциальные. Примером просоциальных объединений могут стать движение «Зеленых», движение «Добрая воля» и бойскауты [18, 230].

Широкое распространение получило движение «Зеленых», которое вовлекает в  свои ряды школьников. В большом региональном пространстве данное экологическое движение оказывает свое влияние на ход общественно-производительной жизни. Идеологическая основа движения — борьба за сохранность природы. Порождено это движение тем, что нарушен баланс между использованием ресурсов природы и воссозданием этих богатств в рамках самой природы. Тяжелое положение населения в стране породило социальное движение юношества «Добрая воля». В этом движении сегодня принимают участие и младшие школьники, взросление которых стало более ранним. Идеологическая база этого движения носит этический характер. Участники его озабочены бедственным положением человека и ищут способы оказания быстрой помощи падающему в духовную и материальную бездну человеку.

Воскрешается  исторический вариант юношеского западного  движения — бойскаутизм. В своем  лучшем проявлении бойскауты — это участники борьбы за увеличение способности человека к выживанию. Их идеологическая база — провозглашение силы свободного человека, могущего совершать желаемое и достигать поставленных целей благодаря совершенствованию себя как носителя духовных и физических сил [5, 26].

Одна из наиболее распространенных типологий  предполагает деление, существующего  многообразия групп на:

  • просоциалъные группы, направленность которых согласуется с поощряемыми обществом ценностями и установками. Позитивные групповые нормы привносятся из социальной среды, формируются   и   укрепляются   в   процессе   социально   значимой   учебной,   трудовой   и общественной совместной деятельности;
  • асоциальные группы, направленность которых не согласуется с устоявшимися в обществе ценностями и нормами. Члены этих групп ведут совместный асоциально-криминальный образ жизни и совершают различные правонарушения. Совместная асоциально-криминальная деятельность характеризуется в этих группах социальным отчуждением, обособлением, противостоянием;

- при соответствующем  уровне развитая и организованности  асоциально-криминальной деятельности  асоциальные группы могут совершать  преступления, и тогда они превращаются  в криминогенные, или преступные, группы, которые характеризуются большей замкнутостью, круговой порукой, преступной деятельностью, выраженным противопоставлением себя другим группам. Межличностные отношения в таких группах опосредуются асоциальными или антиобщественными ценностями и ведут к деперсонализаттии личности[10, 124].

    Согласно классификации, предложенной  И. Ю. Сундиевым, можно выделить: Группы агрессивной самодеятельности.

- Спортивные «фанаты», цель объединения которых — эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матчах и после матчевых шествий, стремление выделиться из окружающей микросреды, продемонстрировать с помощью стилизованной одежды свою принадлежность к любимой команде. Спорт и спортивные мероприятия — лишь повод к совместным действиям. Основной контингент этих групп — подростки 12 — 17 лет.

- Экстремистские неонацистские группы правого и левого толка. Правые, как правило, малочисленные группы (20 — 30 человек). Их основное время тратится на копирование внешней атрибутики, создание тайных документов, присвоение друг другу званий и т.п. Группы имеют сложную систему посвящения, куда могут входить уголовное «братание кровью», противоправные действия, пытки с элементами садизма. Проповедуются идеи антигуманизма, насилия. Практикуется употребление алкоголя, курение. Своих взглядов не скрывают, активно вступают в дискуссии.

- Левые («ремонтники», «люберы», «консерваторы», «контролеры», «законники», «чистильщики», «чистые», «комиссары» и т.п.) объединяются для борьбы с другими неформальными объединениями, в первую очередь неофашистскими. Действуют только против тех групп, которые активно критикуются средствами массовой информации. Если неформальной группе дается положительная оценка или же она где-нибудь регистрируется, выступления против нее прекращаются. В группах «левых» наибольшей популярностью пользуются физически развитые агрессивные подростки («качки»). Члены групп демонстрируют крайнюю нетерпимость к любым проявлениям западной идеологии и внешним признакам западной культуры. На словах поддерживая государство и общечеловеческие ценности, на практике демонстрируют поведение, сходное с поведением тех групп, с которыми борются. Численность групп — 30—40 человек. Диапазон форм деятельности — от демагогических рассуждений о пользе социально-экономических реформ до систематического насилия на грани садизма.

- Группы эпатажной самодеятельности. Целью объединения подростков в такие группы служит как подтверждение принадлежности к элитарной группе, так и претензия на образование «новой элиты». Наиболее характерные представители — панки. Одежда, манера поведения, словарный запас, сленг вычурно грубы и унизительны. Демонстрируется крайнее уважение к девушкам. Открыто пропагандируется секс, употребление наркотических и токсических веществ. Общение примитивно: в основном обсуждение эпатажных акций.

Эпатаж  — скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. Демонстративный эпатаж достаточно часто оборачивается противоправными поступками: драками, надругательствами над личностью, памятниками, могилами, грабежами, скорее, с целью унижения личного достоинства, нежели для удовлетворения материальных потребностей [19, 475].

К этому  типу относятся также мажоры (в их группах принято носить вещи какой-либо одной западной страны — «псевдоамериканцы», «псевдонемцы» и т.п.; проповедуется активный, деловой, сильный человек), рокеры (их отличительная черта — страсть к мотогонкам, возможны угоны мототехники; наркомания и. токсикомания в данных группах не развиты..

- поперы (причисляют себя к «элите» общества; проповедуют наслаждение теми условиями, которые есть, равнодушие к негативному в жизни; подчеркнуто пренебрежительны к окружающим, стремятся к вызывающей респектабельности; активно бойкотируют любую общественную деятельность).

-  Группы культурной самодеятельности. Они направлены не столько на создание новых художественных ценностей, сколько на создание «культуры для себя», культуры, отвечающей насущным потребностям конкретной личности, группы. Наибольшее распространение получили рокеры, среди которых выделяются битломаны, ньювейвщики (поклонники «Новой волны»), рокабили и мракобили (поклонники рок-н-ролла), хардрокеры (поклонники тяжелого рока), металлисты (поклонники одного из направлений «тяжелого металла»), лохи (ненастоящие металлисты, поверхностно разбирающиеся в музыкальном течении, но отличающиеся повышенной агрессивностью, хулиганскими выходками в защиту «истинного металла»), брейкеры (поклонники брейк-данса). Наиболее оригинальными представителями неформальных групп культурной самодеятельности являются хиппи. Одной из принципиально неформальных групп можно считать группы «компьютерной самодеятельности», где основным инструментом творчества является компьютер [7, 46].

- Группы экономической самодеятельности. Деятельность таких групп направлена на создание и реализацию материальных благ для себя, своей группы или других групп. В последние годы данное направление активно развивается, преобладают группы кооперативно-предпринимательской направленности.

- Группы социальной самодеятельности. Деятельность этих групп направлена на решение конкретных социальных проблем. В настоящее время наиболее известны экологисты (защита окружающей среды, восстановление природных ценностей), экокультурные группы (защита культурной среды), этнокультурные группы (возрождение или сохранение культурно-исторического наследия различных этнических общностей; в числе подобных групп возможны и экстремистски настроенные, например «Память» и др.), группы интернационалистов (акции героико-патриотического, интернационального характера), группы взаимной поддержки (образуются лицами, испытавшими сходные адаптационные сложности), группы «Милосердия» (добровольная помощь людям, в ней нуждающимся) и т.п.


- Группы политической самодеятельности. Деятельность таких групп направлена на изменение политической ситуации и политических условий в стране в соответствии с их идеями. Выделяют группы в защиту и поддержку социально-экономических реформ, альтернативные политические движения, правозащитное движение, движение политического самообразования [21, 185].

 

 

Роль образовательного учреждения  в формировании личности школьников

 

 

   Школа не может не учитывать  влияния на воспитание детей  различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских общественных объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

На смену Всесоюзной пионерской организации — единой, монопольной, массовой — пришло множество форм и структур детского движения. Создана  Международная Федерация детских  организаций (СПО-ФДО), в составе  которой 65 субъектов Российской Федерации и СНГ — республиканские, краевые, областные, городские детские структуры. Федерация детских организаций «Юная Россия» объединяет 72 детских общественных объединения разных уровней (от первичных объединений до союзов, ассоциаций).

Одновременно с официально оформленными создаются и действуют неформальные, стихийно возникающие детско-молодежные объединения, которым отдают предпочтение до 30 процентов молодежи. Особенно привлекательны сегодня объединения-«тусовки» различной направленности: социальной, спортивной, культурологической (музыкальной), национальной. Есть и объединения асоциальной ориентации. «Тусовки» представляют собой самостоятельный и слабо поддающийся внешнему регулированию инструмент воздействия на детей и молодежь.

Информация о работе Проблема вовлечения старших школьников в просоциальные объединения