Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:20, курсовая работа
Цель: установить степень влияния детских общественных объединений на формирование личности школьников, в зависимости от их воспитательного потенциала.
Задачи: 1. Рассмотреть проблему формирования личности школьников в различных
общественных объединениях.
2. Дать характеристику современным общественным объединениям.
3. Определить содержание деятельности социального педагога в
образовательных учреждениях.
4. Изучить технологию работы социального педагога с различными
детскими общественными организациями.
5. Подобрать диагностический инструментарий на определение интереса
учащихся к конкретному общественному объединению.
В 1990 г. на этапе перестройки государства и общества вместо Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина возникает Союз пионерских организаций (СПО) и Федерация детских организаций (ФДО) СССР, ориентированных на идеалы гуманного и демократического общества. СПО, ФДО объявлялись объединением, не зависимым от каких-либо партий и политических сил, отказались от классового воспитания, провозгласив девиз «За Родину, добро и справедливость!». Содержание их деятельности опиралось на следующие программы: «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра — дело серьезное», «Древо жизни», «Свой голос» и др. Особенностями воспитательной системы современной пионерской организации является деполитизация, деидеологизация, гуманистическая и общечеловеческая ценностная ориентация. Однако воспитательная система современной пионерской организации не получила должного развития и находится на стадии становления [9, 150].
Типология
современных детских
Существует достаточно много типологий направленности деятельности групп.
Группа — это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных и сам находится под их влиянием. В качестве признаков группы выделяют:
-осознание отдельным индивидом своей принадлежности к группе;
Формальная организация формируется руководством для решения определенной задачи.
Примером
таких объединений служат объединения
военно-патриотического и
В целях
военно-патриотического и
-участие в подготовке к военной службе в армии [6,438].
Неформальная группа возникает, как правило, самопроизвольно (спонтанно), не имеет четко определенного статуса в обществе, не выполняет однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями. Если формальная организация создается по заранее продуманному плану, то неформальная является скорее спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Неоформленное общественное движение эпизодического плана - обычно его именуют массовым движением - связано с конкретной проблемой общества или всего мира, возникает как отклик людей на проблемы социальной жизни, конфликты, социальные события, как проявление недовольства жизнью, как акт декларации своей жизненной позиции.
В чем отличие формальных от неформальных объединений? Неформальные организации, как правило, объединяются психологическими факторами, связывающими их членов, а не законами или юридически ми основаниями.
Их условно делят на просоциальные, приносящие пользу обществу и асоциальные. Примером просоциальных объединений могут стать движение «Зеленых», движение «Добрая воля» и бойскауты [18, 230].
Широкое распространение получило движение «Зеленых», которое вовлекает в свои ряды школьников. В большом региональном пространстве данное экологическое движение оказывает свое влияние на ход общественно-производительной жизни. Идеологическая основа движения — борьба за сохранность природы. Порождено это движение тем, что нарушен баланс между использованием ресурсов природы и воссозданием этих богатств в рамках самой природы. Тяжелое положение населения в стране породило социальное движение юношества «Добрая воля». В этом движении сегодня принимают участие и младшие школьники, взросление которых стало более ранним. Идеологическая база этого движения носит этический характер. Участники его озабочены бедственным положением человека и ищут способы оказания быстрой помощи падающему в духовную и материальную бездну человеку.
Воскрешается исторический вариант юношеского западного движения — бойскаутизм. В своем лучшем проявлении бойскауты — это участники борьбы за увеличение способности человека к выживанию. Их идеологическая база — провозглашение силы свободного человека, могущего совершать желаемое и достигать поставленных целей благодаря совершенствованию себя как носителя духовных и физических сил [5, 26].
Одна из наиболее распространенных типологий предполагает деление, существующего многообразия групп на:
- при соответствующем
уровне развитая и
Согласно классификации,
- Спортивные «фанаты», цель объединения которых — эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матчах и после матчевых шествий, стремление выделиться из окружающей микросреды, продемонстрировать с помощью стилизованной одежды свою принадлежность к любимой команде. Спорт и спортивные мероприятия — лишь повод к совместным действиям. Основной контингент этих групп — подростки 12 — 17 лет.
- Экстремистские неонацистские группы правого и левого толка. Правые, как правило, малочисленные группы (20 — 30 человек). Их основное время тратится на копирование внешней атрибутики, создание тайных документов, присвоение друг другу званий и т.п. Группы имеют сложную систему посвящения, куда могут входить уголовное «братание кровью», противоправные действия, пытки с элементами садизма. Проповедуются идеи антигуманизма, насилия. Практикуется употребление алкоголя, курение. Своих взглядов не скрывают, активно вступают в дискуссии.
- Левые («ремонтники», «люберы», «консерваторы», «контролеры», «законники», «чистильщики», «чистые», «комиссары» и т.п.) объединяются для борьбы с другими неформальными объединениями, в первую очередь неофашистскими. Действуют только против тех групп, которые активно критикуются средствами массовой информации. Если неформальной группе дается положительная оценка или же она где-нибудь регистрируется, выступления против нее прекращаются. В группах «левых» наибольшей популярностью пользуются физически развитые агрессивные подростки («качки»). Члены групп демонстрируют крайнюю нетерпимость к любым проявлениям западной идеологии и внешним признакам западной культуры. На словах поддерживая государство и общечеловеческие ценности, на практике демонстрируют поведение, сходное с поведением тех групп, с которыми борются. Численность групп — 30—40 человек. Диапазон форм деятельности — от демагогических рассуждений о пользе социально-экономических реформ до систематического насилия на грани садизма.
- Группы эпатажной
Эпатаж — скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. Демонстративный эпатаж достаточно часто оборачивается противоправными поступками: драками, надругательствами над личностью, памятниками, могилами, грабежами, скорее, с целью унижения личного достоинства, нежели для удовлетворения материальных потребностей [19, 475].
К этому типу относятся также мажоры (в их группах принято носить вещи какой-либо одной западной страны — «псевдоамериканцы», «псевдонемцы» и т.п.; проповедуется активный, деловой, сильный человек), рокеры (их отличительная черта — страсть к мотогонкам, возможны угоны мототехники; наркомания и. токсикомания в данных группах не развиты..
- поперы (причисляют себя к «элите» общества; проповедуют наслаждение теми условиями, которые есть, равнодушие к негативному в жизни; подчеркнуто пренебрежительны к окружающим, стремятся к вызывающей респектабельности; активно бойкотируют любую общественную деятельность).
- Группы культурной
- Группы экономической
- Группы социальной
- Группы политической самодеятельности. Деятельность таких групп направлена на изменение политической ситуации и политических условий в стране в соответствии с их идеями. Выделяют группы в защиту и поддержку социально-экономических реформ, альтернативные политические движения, правозащитное движение, движение политического самообразования [21, 185].
Роль образовательного учреждения в формировании личности школьников
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских общественных объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.
На смену Всесоюзной пионерской
организации — единой, монопольной,
массовой — пришло множество форм
и структур детского движения. Создана
Международная Федерация
Одновременно с официально оформленными создаются и действуют неформальные, стихийно возникающие детско-молодежные объединения, которым отдают предпочтение до 30 процентов молодежи. Особенно привлекательны сегодня объединения-«тусовки» различной направленности: социальной, спортивной, культурологической (музыкальной), национальной. Есть и объединения асоциальной ориентации. «Тусовки» представляют собой самостоятельный и слабо поддающийся внешнему регулированию инструмент воздействия на детей и молодежь.
Информация о работе Проблема вовлечения старших школьников в просоциальные объединения