Проблема вовлечения старших школьников в просоциальные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Цель: установить степень влияния детских общественных объединений на формирование личности школьников, в зависимости от их воспитательного потенциала.
Задачи: 1. Рассмотреть проблему формирования личности школьников в различных
общественных объединениях.
2. Дать характеристику современным общественным объединениям.
3. Определить содержание деятельности социального педагога в
образовательных учреждениях.
4. Изучить технологию работы социального педагога с различными
детскими общественными организациями.
5. Подобрать диагностический инструментарий на определение интереса
учащихся к конкретному общественному объединению.

Файлы: 1 файл

вовлечение старших школьников в просоциальные объединения.docx

— 67.44 Кб (Скачать файл)

Сегодня детское движение предстает как  сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность — это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей — индивидуального самоопределения и социального развития.

Воспитательным  средством детское движение становится при особых условиях, способах его  организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью.

Детское общественное объединение — это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников  для  достижения  определенных  целей,   которые  выражают  запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности — структура открытая, демократичная, без жесткой «должностной иерархии» [17, 400]. Оно    не    является    структурой    государственного    учреждения    (школы,    учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего   при   непосредственной   кадровой,   финансовой   и   материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения — характерная его особенность. В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения — это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации — система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы, как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности). Классический пример детской организации — пионерская, скаутская.

  Современная  ситуация деполитизации детского  движения, его ориентированность  на гуманистические принципы, раскрытие творческого личностного потенциала ребенка, его природных данных обусловливают предпочтение более демократических, открытых форм общественного детского движения.

   Еще одна важная особенность  современных детских общественных структур — их правовыбирать взрослых руководителей. Сегодня нет конкретного вожатого, представителямолодежной, взрослой общественной структуры, нет единого педагогического руководства в лице профессионалов. Куратором (руководителем, лидером), детского объединения может быть практически любой взрослый без ограничения возраста, пола, национальности, образования, партийной принадлежности, действующий в рамках Декларации о правах ребенка и законов Российской Федерации. 

   Нет  ограничений в базировании детских  общественных объединений. Они  могут создаваться и действовать  на базе государственных и  частных учреждений, общественных  структур, по месту жительства [15, 512].

Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы, их влияние определяется многообразием факторов:

-спецификой государственного учреждения  и общественной детской структуры;

-воспитательными традициями школы  и целевой направленностью объединения; 

-кадровым потенциалом школы;

-особенностями окружающего социума; 

-личностью руководителя объединения.

В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный результат — позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов воспитательной системы) было существенным.

Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах:

-с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой  дети;

- с другой — как сугубо  воспитательную цель, которую ставят  перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

В первом случае добровольное объединение  детей возможно лишь тогда, когда  они видят в нем перспективу  интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе [5, 147].

   Детское общественное объединение  представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское общественное объединение  выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка       [13, 126].

В рамках учреждений Министерства образования  Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений.

Школа — одно из традиционных мест деятельности социального педагога.

На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие  цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:

- способствовать устранению и  преодолению специфических «трудностей  в процессе социализации школьников  из социально неблагополучных  семей и

слоев общества;

- развивать  процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения,  с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

  • способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
  • участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Согласно  Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

  • осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);
  • изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;
  • выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
  • выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
  • определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);
  • организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
  • способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
  • содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей) [21,51].

Процесс социализации в детском  объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей, педагогов и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

 

 

Структура и принципы формирования детских общественных объединений

 

 

   Детское общественное движение - школа социальной активности гражданина общества и переходная ступень от статуса ребенка к статусу равноправного члена общества.

Согласно  ФЗ РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», общественные объединения носят некоммерческий характер, создаются на основе общности интересов для удовлетворения духовных или нематериальных потребностей [17, 314]. Возможными формами общественных объединений выступают:

- общественная организация (совместная деятельность для достижения социально значимых целей с обязательным оформлением членства, выбором руководящего органа);

- общественное движение (массовое движение с общественно полезными целями, где нет членства, но есть участники и руководящий орган);

- общественный фонд (учреждается для формирования имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели; не предполагает членов и участников, высший орган — правление, надзор осуществляется попечительским советом);

- общественное учреждение (создается для предоставления учащимся конкретного вида услуг; предполагает наличие учредителей, участников и потребителей услуг);

- орган общественной самодеятельности (учреждается для совместного разрешения социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы; участвуют все заинтересованные в решении этих проблем; не имеет вышестоящих органов, управление — на выборной основе) [21,195].

      Для образования общественного объединения любой из возможных форм необходима инициатива отдельной личности или группы лиц, связанных общей проблемой, и проведение учредительного собрания. В повестку собрания входят вопросы принятия решения о создании объединения, утверждения устава, выбора руководящего и ревизионного органов. Устав объединения определяет: название, цели, организационно-правовую форму; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы объединения, территорию его деятельности; условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов; 
порядок внесения изменений и дополнений в устав; источники финансирования; порядок реорганизации или ликвидации объединения.

В дальнейшем общественные объединения могут  существовать как объединение физических лиц либо регистрироваться как юридическое лицо.

Разновидностью  общественных объединений являются детские и молодежные общественные объединения.

Детские и молодежные объединения, с одной  стороны, сами становятся субъектом социальной защиты детей и молодежи, а с другой — призваны подготовить их к социальной самозащите, к выживанию в новых социально-экономических условиях. Объединение детей и молодых людей в организации, группы по интересам, как показывает отечественный и международный опыт, есть важный путь решения проблемы социальной защиты личности в условиях быстро меняющегося мира. Специфика подобных организаций — необходимость или желательность участия взрослых — определяет возможные направления сотрудничества социального педагога с ними.

Объединения детей различаются по содержанию деятельности, по длительности существования, по форме управления.

   По содержанию деятельности детские  объединения могут быть трудовыми,  досуговыми, общественно-политическими,  религиозными, патриотическими и  др. Трудовые объединения детей  реализуют задачи  организации  их трудовой деятельности. Это  ученические кооперативы, созданные  чаще всего для совместной  деятельности детей по решению  личных экономических проблем.

    Досуговые, общественно-политические, патриотические и другие объединения предполагают решение задач развития способностей и склонностей детей, проблем предоставления им возможностей для общения,  самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе.

    По длительности существования  детские общественные объединения  могут быть постоянными, которые,  как правило возникают на базе  школы, учреждения дополнительного  образования, по месту жительства  детей. Типичными временными объединениями  являются детские летние центры, туристические группы и т.д.  к ситуативным относятся объединения  детей, создаваемые для решения  какой-либо задачи, не требующей  много времени (участники акции  помощи, слета и т.п.)

    По характеру управления среди  детских общественных объединений  можно выделить неформальные  объединения детей, клубные объединения, детские организации [3,56].

Будучи  субъектом социозащитных действий, детские и молодежные организации могут:

Информация о работе Проблема вовлечения старших школьников в просоциальные объединения