Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:20, курсовая работа
Цель: установить степень влияния детских общественных объединений на формирование личности школьников, в зависимости от их воспитательного потенциала.
Задачи: 1. Рассмотреть проблему формирования личности школьников в различных
общественных объединениях.
2. Дать характеристику современным общественным объединениям.
3. Определить содержание деятельности социального педагога в
образовательных учреждениях.
4. Изучить технологию работы социального педагога с различными
детскими общественными организациями.
5. Подобрать диагностический инструментарий на определение интереса
учащихся к конкретному общественному объединению.
Сегодня
детское движение предстает как
сложная социально-
Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью.
Детское общественное объединение — это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности — структура открытая, демократичная, без жесткой «должностной иерархии» [17, 400]. Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения — характерная его особенность. В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения — это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации — система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы, как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности). Классический пример детской организации — пионерская, скаутская.
Современная
ситуация деполитизации
Еще одна важная особенность
современных детских
Нет
ограничений в базировании
Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы, их влияние определяется многообразием факторов:
-спецификой государственного
-воспитательными традициями
-кадровым потенциалом школы;
-особенностями окружающего
-личностью руководителя объединения.
В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный результат — позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов воспитательной системы) было существенным.
Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах:
-с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети;
- с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе [5, 147].
Детское общественное
Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка [13, 126].
В рамках учреждений Министерства образования
Российской Федерации социально-
Школа — одно из традиционных мест деятельности социального педагога.
На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:
- способствовать устранению и
преодолению специфических «
слоев общества;
- развивать
процесс опережающей
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:
Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей, педагогов и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
Структура и принципы формирования детских общественных объединений
Детское общественное движение - школа социальной активности гражданина общества и переходная ступень от статуса ребенка к статусу равноправного члена общества.
Согласно ФЗ РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», общественные объединения носят некоммерческий характер, создаются на основе общности интересов для удовлетворения духовных или нематериальных потребностей [17, 314]. Возможными формами общественных объединений выступают:
- общественная организация (совместная деятельность для достижения социально значимых целей с обязательным оформлением членства, выбором руководящего органа);
- общественное движение (массовое движение с общественно полезными целями, где нет членства, но есть участники и руководящий орган);
- общественный фонд (учреждается для формирования имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели; не предполагает членов и участников, высший орган — правление, надзор осуществляется попечительским советом);
- общественное учреждение (создается для предоставления учащимся конкретного вида услуг; предполагает наличие учредителей, участников и потребителей услуг);
- орган общественной самодеятельности (учреждается для совместного разрешения социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы; участвуют все заинтересованные в решении этих проблем; не имеет вышестоящих органов, управление — на выборной основе) [21,195].
Для образования
общественного объединения любой из возможных
форм необходима инициатива отдельной
личности или группы лиц, связанных общей
проблемой, и проведение учредительного
собрания. В повестку собрания входят
вопросы принятия решения о создании объединения,
утверждения устава, выбора руководящего
и ревизионного органов. Устав объединения
определяет: название, цели, организационно-правовую
форму; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные
органы объединения, территорию его деятельности;
условия и порядок приобретения и утраты
членства, права и обязанности членов;
порядок внесения изменений и дополнений
в устав; источники финансирования; порядок
реорганизации или ликвидации объединения.
В дальнейшем общественные объединения могут существовать как объединение физических лиц либо регистрироваться как юридическое лицо.
Разновидностью общественных объединений являются детские и молодежные общественные объединения.
Детские и молодежные объединения, с одной стороны, сами становятся субъектом социальной защиты детей и молодежи, а с другой — призваны подготовить их к социальной самозащите, к выживанию в новых социально-экономических условиях. Объединение детей и молодых людей в организации, группы по интересам, как показывает отечественный и международный опыт, есть важный путь решения проблемы социальной защиты личности в условиях быстро меняющегося мира. Специфика подобных организаций — необходимость или желательность участия взрослых — определяет возможные направления сотрудничества социального педагога с ними.
Объединения детей различаются по содержанию деятельности, по длительности существования, по форме управления.
По содержанию деятельности
Досуговые, общественно-
По длительности существования
детские общественные
По характеру управления среди
детских общественных
Будучи
субъектом социозащитных
Информация о работе Проблема вовлечения старших школьников в просоциальные объединения