Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа
Одним из важнейших показателей состояния здоровья детей является физическое развитие. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Без планомерного физического развития в дошкольном возрасте невозможно полноценное развитие умственных, психических, а также личностных качеств ребёнка, что, в свою очередь, находит отражение во взрослой жизни и оказывает негативное влияние на следующее поколение
Введение
1. Определение понятия «физическое развитие».
2. Значение физического развития детей раннего и дошкольного возраста.
3. Проблемы физического развития детей.
3.1. Отягощённая наследственность.
3.2. Слабое здоровье современных детей.
3.3. Влияние социальных факторов на физическое развитие дошкольников.
3.4. Неблагополучная экологическая обстановка.
4. Пути решения проблем.
4.1. Борьба с отягощённой наследственностью и её последствиями.
4.2. Способы укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
4.3. Формирование осознанного подхода современной семьи к физическому развитию дошкольников.
4.4. Помощь растущему организму в процессе адаптации к окружающей среде.
Заключение
Словарь используемых терминов
Литература
КОГОКУСПО
«Кировский педагогический колледж»
Германова Марина Александровна
(050144 «Дошкольное образование»
Заочное отделение Д -22)
«Проблемы физического развития ребёнка в системе раннего и дошкольного возраста и пути их решения »
Руководитель:
Половникова С. И.
Преподаватель:
Шавкунова Т. Л.
2012 г.
План
Введение
1. Определение понятия «физическое развитие».
2. Значение физического развития детей раннего и дошкольного возраста.
3. Проблемы физического развития детей.
3.1. Отягощённая наследственность.
3.2. Слабое здоровье современных детей.
3.3. Влияние социальных
факторов на физическое
3.4. Неблагополучная экологическая обстановка.
4. Пути решения проблем.
4.1. Борьба с отягощённой наследственностью и её последствиями.
4.2. Способы укрепления
здоровья детей раннего и
4.3. Формирование осознанного подхода современной семьи к физическому развитию дошкольников.
4.4. Помощь растущему
организму в процессе
Заключение
Словарь используемых терминов
Литература
Введение
Одним из важнейших показателей состояния здоровья детей является физическое развитие. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Без планомерного физического развития в дошкольном возрасте невозможно полноценное развитие умственных, психических, а также личностных качеств ребёнка, что, в свою очередь, находит отражение во взрослой жизни и оказывает негативное влияние на следующее поколение
В последние десятилетия среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений отмечается тенденция к увеличению числа часто болеющих детей, отставанию в физическом развитии, распространенности хронической патологии. Этот факт подчеркивает необходимость выявления проблем физического развития детей раннего и дошкольного возраста и, в процессе изучения, нахождение путей решения обнаруженных проблем со своевременным переносом полученных знаний на практику.
Согласно словарю медицинских терминов, физическое развитие это - 1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность; оценивается методом антропометрии, обобщенные данные которой служат одним из показателей состояния здоровья населения.
Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. «Теория и методика физического воспитания и спорта»: «Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания».
Таким образом, физическое развитие можно охарактеризовать как процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
А) Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
Б) Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
В) Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для
управления физическим развитием в
процессе физического воспитания имеют
биологический закон
Среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение, так как в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем.
Для того чтобы подчеркнуть важную роль физического развития в раннем и дошкольном возрасте необходимо познакомится с особенностями протекания данного процесса, посредством изучения анатомии и физиологии детского организма.
В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, поскольку движение является биологической потребностью растущего организма.
Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает.
Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большей становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большей). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту.
В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения.
Сроки начала и окончания окостенения различны для различных костей. Так, сращение подвздошной, седалищной и лобковых костей начинается только с 5-6 лет. По мере роста и развития ребенка с переходом его в вертикальное положение формируются физиологические кривизны позвоночника в шейном и поясничном отделах с изгибом вперед, а в грудном и крестцовом - назад. К 6-7 годам они отчетливо намечаются, но только к 14-15 годам становятся постоянными. Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. Большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.
До 4 лет свод стопы несколько уплощён - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей. Это подтверждается исследованиями, выявившими значительную гипертрофию костной ткани при чрезмерной нагрузке на руки при длительной тренировке в метании и на толчковой ноге при тренировке прыжков в высоту.
Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2%.
Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.
Развитие и улучшение
функции опорно-двигательного
При интенсивной мышечной нагрузке ребенок обладает малыми возможностями, по сравнению со взрослыми, за счет недостаточного регулирования кислородного режима. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом.
Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению работы грудной клетки, мощности дыхательного аппарата. С возрастом дыхание становится все более управляемым. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно. Вдыхаемый через нос воздух раздражает рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол. Улучшению управления дыханием способствует пребывание и активная двигательная деятельность детей на воздухе (подвижные игры, лыжи, санки и др.).
Как указывалось ранее, функцию сердечно-сосудистой системы нельзя рассматривать отдельно от функций других систем организма. Работоспособность детского сердца высокая. Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза.
Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг. массы тела с возрастом постепенно снижаются.
Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.
Таким образом, из вышеперечисленных фактов можно сделать вывод о взаимосвязи всех систем органов в детском организме, которые, находясь в стадии развития, создают прекрасные условия для воздействия на физическое развитие ребёнка с целью улучшения процесса и предоставляют возможность избежать негативного влияния наследственных факторов и окружающей среды. Осознание изученной информации позволяет полагать, что процесс физического развития в раннем и дошкольном возрасте приобретает немаловажное значение.
К сожалению, одной из проблем физического развития детей раннего и дошкольного возраста является плохая наследственность.
Наследственные болезни — это такие заболевания, которые передаются из поколения в поколение от родителей потомству через половые клетки (гаметы). Общее число наследственных болезней огромно, к настоящему времени их установлено уже более 6000 и примерно 1000 из них на сегодня могут быть выявлены еще до рождения ребенка. Причиной наследственных болезней являются изменения (мутации) на уровне гена или хромосомы. Наследственные заболевания могут проявляться сразу после рождения либо в течение всей жизни.