Проблемы физического развития ребёнка в системе раннего и дошкольного возраста и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших показателей состояния здоровья детей является физическое развитие. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Без планомерного физического развития в дошкольном возрасте невозможно полноценное развитие умственных, психических, а также личностных качеств ребёнка, что, в свою очередь, находит отражение во взрослой жизни и оказывает негативное влияние на следующее поколение

Содержание работы

Введение
1. Определение понятия «физическое развитие».
2. Значение физического развития детей раннего и дошкольного возраста.
3. Проблемы физического развития детей.
3.1. Отягощённая наследственность.
3.2. Слабое здоровье современных детей.
3.3. Влияние социальных факторов на физическое развитие дошкольников.
3.4. Неблагополучная экологическая обстановка.
4. Пути решения проблем.
4.1. Борьба с отягощённой наследственностью и её последствиями.
4.2. Способы укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
4.3. Формирование осознанного подхода современной семьи к физическому развитию дошкольников.
4.4. Помощь растущему организму в процессе адаптации к окружающей среде.
Заключение
Словарь используемых терминов
Литература

Файлы: 1 файл

КОГОКУСПО.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

   При ряде наследственных заболеваний разработаны разнообразные лечебные диеты, позволяющие с помощью исключения или ограничения определенных веществ в рационе добиться нормального физического развития детей и предупреждения прогрессирования обменных нарушений..

    При некоторых наследственных заболеваниях проводится «чистка» организма путем назначения специальных препаратов, выводящих вредные продукты обмена, а также проведения очищения крови .

Несмотря на достигнутые  успехи при лечении наследственных заболеваний, основное и решающее значение в борьбе с этой патологией принадлежит, конечно, профилактике. Она осуществляется в двух направлениях: предупреждение возникновения новых мутаций и профилактика рождения больных детей в семьях, где есть наследственные заболевания.

    Предотвращение вновь возникших мутаций пока затруднено. Для профилактики унаследованных мутаций существуют действенные подходы. Наибольшее значение имеет медико-генетическое консультирование и пренатальная (дородовая) диагностика.

    Не менее важной является профилактика болезней с наследственным предрасположением (сердечно-сосудистые, нервные, психические заболевания, врожденные пороки развития, аллергические заболевания, лекарственная устойчивость или повышенная чувствительность к лекарственным и пищевым воздействиям и т. п.).

     Для раннего выявления больных и лиц, предрасположенных к наследственным заболеваниям, большое значение придается учету генетических факторов. Если в семье установлен диагноз наследственной патологии, то ребёнка необходимо направить на специальное обследование. Это позволит выявить предрасположенность к этому же заболеванию и своевременно приступить к предупреждению развития патологии.

      В настоящее время ученые во всем мире изучают гены предрасположенности к различным хроническим заболеваниям. Это позволит с раннего возраста формировать группы риска по той или иной патологии и проводить профилактику.

      Важным методом профилактики наследственных заболеваний может стать введение генетического паспорта. Генетический паспорт — это набор сведений, касающихся состояния группы генов у определенного индивидуума.

     Каждая семья должна знать свои «слабые места». Составив и проанализировав родословную, можно выявить детей, предрасположенных к развитию определенных заболеваний. Далее, используя методы молекулярной генетики, можно провести обследование на наличие или отсутствие у них генов предрасположенности к заболеванию, которым болеют его родственники.

    Таким образом,  для профилактики и лечения наследуемых заболеваний, необходимо своевременное выявление склонностей к данным заболеваниям в раннем возрасте. Родителям следует быть внимательными к здоровью своего ребёнка и принимать во внимание факт пластичности организма ребёнка, находящегося в дошкольном возрасте, позволяющий направлять организм на планомерное развитие.

 

 

 

 

4.2. Способы  укрепления здоровья детей раннего  и дошкольного возраста.

 

  Здоровье в дошкольном  детстве рассматривается как динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости к неблагоприятным факторам. Таким образом, здоровье в этом возрасте можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять.

Существует несколько  основных способов укрепления здоровья детей:

  1. Поддержание двигательной активности.

Двигательная активность повышает устойчивость организма к  различным заболеваниям, развивает  физическую работоспособность, нормализует деятельность отдельных органов и функциональных систем, способствует появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Дети дошкольного возраста, как правило, обладают высокой двигательной активностью от природы, но в современном  мире возросла тенденция снижения двигательной активности, ввиду нарастания популярности среди детей  телепередач и компьютерных игр. Как следствие участились случаи гиподинамии – нарушения функций организма при ограничении двигательной активности.

Родителям и педагогам  необходимо учитывать данные факты  и способствовать укреплению здоровья детей путём обучения их подвижным играм, поощрения к участию в утренней и корригирующей гимнастике, организовывать среду для физических упражнений. Нельзя  забывать и о важности формирования осознанного отношения ребёнка к двигательному режиму.

2. Соблюдение правильного режима дня.

Режим дня – это  оптимально сочетаемые периоды бодрствования  и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности  в пище, в деятельности, отдыхе и  двигательной активности.

3. Организация закаливающих процедур.

Закаливание, как отмечал  известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин, для ослабленного ребёнка  имеет большее значение, чем для  здорового. Закаливание – это  повышение устойчивости организма  к неблагоприятному воздействию  ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся факторам окружающей среды.

 Существуют различные виды закаливания: контрастное закаливание ( из тёплого помещения дети попадают в «холодное»), хождение босиком (укрепляются своды и связки стопы, осуществляется профилактика плоскостопия, увеличивается интенсивность деятельности различных групп мышц, стимулируется кровообращение во всём организме),контрастный душ, полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры(профилактика заболеваний носоглотки).

При поведении закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст и  чувствительность к воздействию.

4. Полноценное питание.

Чтобы восполнить большие  затраты энергии и обеспечить потребности  роста и развития дошкольникам необходим постоянный приток энергии и всех питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов), единственным источником которых является полноценное, адекватное возрасту питание. Системы внутренних органов в дошкольном детстве чувствительны к несоответствию количества, качества и состава питания. Поэтому именно в этом возрасте берут своё начало хронические заболевания пищеварительной системы у детей, нарушается их общее физическое развитие.

 Питание должно быть дифференцированным по величине разового и           суточного объёма пищи в зависимости от возраста детей.

Суточная калорийность питания также должна соответствовать возрасту и правильно распределяться между приёмами пищи

Рациональное полноценное  питание дошкольников обеспечивается широким ассортиментом продуктов  животного и растительного происхождения.

5.Формирование личной мотивации дошкольника в стремлении к здоровому образу жизни.

У детей необходимо формировать  интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит  представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни, так как основные привычки и нормы поведения закладываются в детстве.

Таким образом, существует ряд мер по сохранению и укреплению здоровья дошкольника, учитывая пластичность детского организма, можно полагать, что своевременное их осуществление принесёт пользу физическому развитию ребёнка.

 

4.3. Формирование осознанного подхода современной семьи к физическому развитию дошкольников.

 

Семья – это сложный  механизм, поэтому, выполнение задач формирования и соблюдения здорового образа жизни вызывает определенные трудности. Одним из способов помочь семье по-новому взглянуть на свой образ жизни, и предупредить влияние его отрицательных факторов на развитие ребёнка является профилактическое направление, которое является основополагающим принципом охраны здоровья подрастающего поколения. Данное направление можно отнести к профилактической работе, осуществлять которую могут различные социальные институты.

Большинство семей не знают о правилах здорового образа жизни и нормах физического развития ребёнка, следовательно, не занимаются формированием здорового образа жизни своих детей и не оказывают должного внимания физическому развитию.

 С целью повышения  уровня знаний о здоровом образе и физическом развитии детей детским образовательным и оздоровительным учреждениям необходимо принять следующий ряд мер:

1. Осуществлять информирование семей о правилах здорового образа жизни.

2. Проводить работу по осведомлению родителей с особенностями физического развития детей.

3. Пропагандировать литературу по физическому развитию дошкольников.

4. Принимать активное участие в пропаганде здорового образа жизни среди всех членов семей посредством наглядной агитации.

 5. Своевременно предупреждать семью о проблемах, связанных с физическим развитием, и способах их устранения.

    Полученная  информация поможет семье избежать  негативного влияния социальных  факторов на физическое развитие ребёнка, сформирует чувство ответственности за здоровье собственных детей, компенсирует нехватку знаний у родителей, по различным причинам не получивших начальных медицинских знаний, и впоследствии побудит семьи самостоятельно вмешиваться в процесс физического развития, организовывать развивающую среду.

 

4.4. Помощь растущему  организму в процессе адаптации  к окружающей среде.

 

 Рядовому горожанину  трудно повлиять на экологическую  ситуацию в стране, но, не смотря  на это, возможно соблюдать простые правила, чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие загрязнённой окружающей среды на ребёнка.

Один из самых опасных  компонентов городского воздуха  – свинец. Вместе с кислородом он попадает в кровь и замещает железо в красных кровяных клетках – эритроцитах, а это приводит к анемии. Поэтому ,если чувствуется, что на улице дышится тяже­ло, необходимо отменить прогулку с детьми, открыть окна, почаще поить ребенка травяным чаем или минеральной водой без газа. Чтобы в квартире стало свежее, пользоваться не кондиционером, а вентилятором, который заставляет воздух двигаться. Если же остаться дома не получается, перед выходом необходимо надеть на малыша влажную марлевую повязку.

 Для прогулки с малышом по возможности нужно выбирать парки, где есть водоемы: вода уменьшает концентрацию угарного газа в воздухе, как можно чаще выезжать за город,  стараться держаться дальше от автомагистралей.

Не стоит выходить с малышом на прогулку в часы пик, когда на дорогах особенно много  машин.

Оказавшись на улице с оживленным движением, нужно взять ребенка на руки, потому что тяжелые испарения скапливаются на высоте около 1 метра, а рост малышей до 4 лет не выше этого уровня. Необходимо быть осторожным с прогулочными колясками: они, как правило, низкие, и дети сидят в них на уровне выхлопных труб автомобилей.

Из атмосферы загрязняющие вещества попадают в водоёмы, поэтому  необходимо очищать воду, предназначенную  для питья и приготовления  пищи.

 Ввиду загрязнения  почвы пестицидами, следует отдавать предпочтение овощам, фруктам, ягодам, выращенных в экологически чистых районах. 

Конечно, изменить экологически вредный фон внешней среды  в одночасье мы не можем, но в наших  силах правильно организовать с  точки зрения экологии собственное  жизненное пространство и бытовой уклад своей семьи. В частности, правильно питаться, при любой возможности вывозить детей из города на выходные, на каникулы. На природе защитные реакции организма укрепляются. Например, за три летних месяца вне города организм ребенка, мгновенно реагируя на изменение ситуации, способен значительно восстановить свои силы.

 

Заключение

 

Таким образом, в процессе изучения данной темы определено понятие «физическое развитие», доказана его важная роль в развитии организма в целом, подчёркнуто значение физического развития в раннем и дошкольном возрасте и взаимосвязь с состоянием здоровья, изучены анатомические и физиологические особенности детского организма.  Кроме того, мы выделили основные проблемы физического развития детей раннего и дошкольного возраста, нашли пути решения этих проблем.

Предложенные способы  решения проблем для достижения положительного результата необходимо использовать в комплексе.

Применение на практике полученных знаний поможет оптимизировать процесс физического развития и  преодолеть возникающие сложности в период созревания организма.

 

Словарь используемых терминов

 

Гипертрофия - (hypertrophia; гипер- + греч. trophe питание) увеличение органа или его части вследствие увеличения объема и (или) числа клеток. (Словарь медицинских терминов)

Заболевание - факт возникновения болезни у отдельного человека. (Словарь медицинских терминов)

Болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного (Словарь медицинских терминов)

Информация о работе Проблемы физического развития ребёнка в системе раннего и дошкольного возраста и пути их решения