Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:28, реферат
В настоящее время России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято удалять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.
Введение………………………………………………………………………………..3
Эксклюзивное образование: понятие, сущность, особенности…………………….....................................................................................5
Психологические особенности детей с задержкой психического развития….10
Проблемы интегрированного образования детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………….....22
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«Забайкальский
государственный гуманитарно-
Педагогический факультет
Реферат
Проблемы интегрированного обучения детей с ЗПР
Чита 2012
Содержание
Введение
В настоящее время России
сложилось единое образовательное
пространство, и интеграции стала
ведущим направлением при обучении
и воспитании детей с ограниченными
возможностями здоровья, что выражалось
в сближении массовой и специальной
образовательных систем. На сегодняшний
день институт инклюзивного образования
является единственным международно признанным
инструментом реализации прав ребенка
с ограниченными физическими
возможностями на образование и
счастливое будущее. В мире давно
принято удалять особое внимание
детям с ограниченными
В настоящее время у родителей, чьи дети имеют ограниченные физические возможности, есть два варианта выбора учебного заведения общего среднего образования:
специализированная школа;
общая образовательная школа с возможностями обучения ребенка с ограниченными физическими возможностями.
Интегрированное обучение выступает
как одна из форм альтернативного
обучения, базовыми принципами которого
являются: ранняя коррекция, образовательная
психокоррекционная помощь каждому
ребенку, обоснованный психолого-медико-
Сегодня речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике. Особое значение приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определенного возраста деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей.
На современном этапе
произошли значительные изменения
в области государственной
На данном этапе действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа. Содержание образования определяется образовательной программой VII вида, разрабатываемой с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.
1. Инклюзивное образование:
Как уже отмечено во введении,
в нашей стране накоплен небольшой
опыт технологий инклюзии. В последние
годы в российском образовании актуализируются
ценности инклюзивного образования. С.
Н. Сорокоумова, кандидат психологических
наук, доцент, в своем исследовании
дает определение инклюзивному образованию:
инклюзивное образование - процесс
развития общего образования, который
подразумевает доступность
С. И. Сабельникова отмечает
следующее: в настоящее время
болонское соглашение, в части
инклюзии как реформы, поддерживающей
и приветствующей различия и особенности
каждого ученика (пол, раса, культура,
социальный класс, национальность, религии,
а также индивидуальные возможности
и способности), начинает свои первые
шаги в России. Инклюзия рассматривается
зачастую исключительно как обучение
детей с инвалидностью в
Принцип инклюзивного образования
заключается в следующем: администрация
и педагоги обычных школ принимают
детей с особыми
Образовательный процесс
при инклюзивном подходе
Наряду с привычными понятиями «инвалид», «ребенок-инвалид», в правовой материи используются такие термины, как «дети с отклонениями в развитии», «дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «лица с ограниченными возможностями».
При существующем разнообразии
терминологии общими, однако, для всех
понятий, характеризующих
? у ребенка имеются
физические, психические ограничения
или функциональные недостатки,
причем эти недостатки должны
быть зафиксированы
? эти недостатки или
ограничения в той или иной
степени затрудняют выполнение
обычных для человека
? эти недостатки или
ограничения являются
Л. М. Шипицина, еще в 1996 году в статье «Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России» отмечала: учитывая значительную вариативность индивидуального развития детей, образовательным учреждением предусматривается несколько моделей совместного обучения - от постоянного до эпизодического, с сохранением во всех случаях необходимой специализированной психолого-педагогической помощи (Шипицина, 1996).
Следовательно, для успешного
развития инклюзивного образования
необходимо создать модель психолого-педагогического
сопровождения и индивидуальные
образовательные маршруты для таких
обучающихся, где на каждой образовательной
ступени была оказана необходимая
помощь специалистами учреждений. Главная
задача - выявить индивидуальные положительные
особенности в каждом ученике, зафиксировать
его умения, приобретенные за определенное
время, наметить возможную ближайшую
зону и перспективу
Важнейшим условием, обеспечивающим успешную интеграцию, является точная дифференциальная психодиагностика каждого ребенка. Это может быть осуществлено только при наличии квалифицированной диагностической службы. Такая служба должна не только ставить диагноз, но и давать заключение для школы или другого образовательного учреждения, куда предполагается направить ребенка в соответствии с диагнозом, содержащее рекомендации к индивидуальному плану обучения.
Сложным аспектом является методологическая
рассогласованность диагностических
исследований, проводимых специалистами
различного профиля: педагогами, психологами,
медицинскими работниками. Комплексность,
«командный стиль» работы сталкиваются
с неготовностью специалистов к
конструктивному диалогу на базе
имеющихся диагностических
Смысловое назначение системы
сопровождения при инклюзивном
образовании связано с
Кроме того, компонентом успешной интеграции и инклюзии ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников является подготовка окружения к этим процессам с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов массовых и специальных (коррекционных) учреждений и программ повышения родительской компетентности.
В особой поддержке нуждаются учителя, которые работают в классах инклюзивного обучения. Здесь психолог помогает преодолеть страх, тревожность, связанные с поиском правильных подходов во взаимодействии с учениками с особыми образовательными потребностями.
Сегодня актуальны вопросы:
Как подготовить ребенка с
ограниченными возможностями
Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире - он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее ОУ) лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность. Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения «особых» детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр. (Сабельникова, 2010).
Информация о работе Проблемы интегрированного обучения детей с ЗПР