Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:28, реферат
В настоящее время России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято удалять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.
Введение………………………………………………………………………………..3
Эксклюзивное образование: понятие, сущность, особенности…………………….....................................................................................5
Психологические особенности детей с задержкой психического развития….10
Проблемы интегрированного образования детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………….....22
Особенности памяти при ЗПР
характеризуются следующим
Неполноценность мышления и,
прежде всего словесно-логического
имеет широкие проявления при
ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность
детей с ЗПР характеризуют: инертность,
низкая продуктивность и самостоятельность,
неустойчивость. Дети этой категории
затрудняются в установлении точно
дифференцированных связей и отношений,
выделении существенных признаков
и свойств, их мышление тесно связано
с конкретной ситуацией, отвлечься
от которой они во многих случаях
не могут. У них наблюдается
Продуктивное (творческое) мышление в дошкольном возрасте не сформировано, начальная стадия его формирования приходится на младший школьный возраст, при этом компоненты такого мышления развиваются неравномерно. В целом по уровню сформированности мышления дети с ЗПР одного возраста также неоднородны. Меньшая часть из них, по результатам исследования мыслительной деятельности, близка к детям с нормальным развитием. У большинства наблюдаются в разной степени особенности мышления, приведенные выше (Лубовский, 1979).
Рассмотренные выше психические
функции и процессы представляют
собой основные составляющие познавательной
деятельности. Недостаточность той
или иной функции не может не отразиться
на полноценности деятельности в
целом. Установить степень влияния
несформированности какой-либо функции
на успешность познавательной деятельности
ребенка достаточно сложно. К тому
же, судя по неоднородности и неравномерности
задержек психического развития у детей,
обусловленность специфики
К особенностям познавательной
деятельности детей с ЗПР, в том
числе и речевой, относятся: низкий
уровень мотивации, недостаточность
организованности и целенаправленности,
выраженная истощаемость, импульсивность
и большое количество ошибок. Познавательная
деятельность детей с ЗПР может
сопровождаться нарушением последовательности
действий, затруднениями в переключении
с одного приема работы на другой, недоразвитием
самоконтроля и словесной регуляции
действий. В исследованиях отмечается
зависимость критериев
3. Проблемы интегрированного образования детей с задержкой психического развития
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Тенденции развития ребенка
с задержкой психического развития
те же, что и нормально
Несмотря на трудности
формирования представлений и усвоения
знаний и навыков, задержку в развитии
разных видов деятельности, дети с
задержкой психического развития все
же имеют возможности для
Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения» (Выготский, 1956).
В связи с особенностями развития дети с задержкой психического развития в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Отставание в коммуникативном развитии у детей этой категории на этапах раннего онтогенеза в силу деструктивных органических и социальных влияний, основным из которых является дефицит общения со взрослым, различные деформации в их отношениях нарушают процесс личностного развития детей (в совокупности его социальных компонентов), межличностных отношений (взаимоотношений) и их социально-психологическую адаптацию.
Формирование мыслительной
деятельности способствует продвижению
такого ребенка в общем развитии
и тем самым создает основу
для его социальной адаптации. Важным
направлением является совершенствование
эмоционально-волевой сферы
Перед инклюзивным образованием стоит задача удовлетворять надлежащим образом широкий спектр образовательных потребностей в рамках формального и неформального образования. Являясь не просто второстепенным вопросом, касающимся методов возможного вовлечения некоторых обучающихся в основной процесс образования, инклюзивное образование представляет собой подход, позволяющий изыскивать методы трансформации образовательных систем для удовлетворения потребностей широкого круга обучающихся. Оно направлено на то, чтобы позволить учителям и учащимся не испытывать неудобств в условиях многообразия и рассматривать его скорее не как проблему, а как задачу и фактор, способствующий обогащению среды обучения (Концептуальный доклад, 2003).
«Обычное» образование Специальное образование
* «Обычный» ребенок * Особый ребенок
* Круглые колышки * Квадратные колышки для круглых отверстий,для квадратных отверстий
* Обычные педагоги * Специальные педагоги
* Обычные школы * Специальные школы
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Интегрированное образование
* Адаптация ребенка
* Система остаетсяк требованиям системы неизменной
* Превращение квадратных
* Ребенок либо адаптируется
колышков в круглые к системе,
либо становится для нее
По мнению С. И. Сабельниковой,
детям с особенностями развития
сегодня вовсе не обязательно
обучаться в специальных
Интеграция в культуру сверстников является наиболее успешной в дошкольном возрасте, по сравнению со школьным, и главную роль играют значимые взрослые. Одним из основных условий интеграции в культуру сверстников является коррекция отношений участников процесса (детей, их педагогов и родителей) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие - три составляющих успеха социальной интеграции. Эффективная социальная интеграция в дальнейшем способствует успешной инклюзии этих детей при обучении в общеобразовательной школе.
С. Н. Сорокоумова обозначает
следующие преимущества инклюзивного
образования: это - создание благоприятных
условий для их скорейшей социализации
и индивидуализации, где эти процессы
понимаются в более широком смысле.
Основой такой индивидуализации
является возможность вести каждого
конкретного ребенка в
Для успеха интеграции и последующей инклюзии возникает необходимость учета важного принципа - «качества жизни». Повышение качества жизни, детей с отклонениями в развитии может быть достигнуто за счет принципа социализации, который осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:
- в деятельности - у человека развиваются задатки и способности, происходит их реализация;
- в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
- в самосознании, сознании и понимании самого себя, то есть в развитии правильной самооценки, что означает адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинствах и недостатках, способностях, потенциальных возможностях, а также своем месте и роли среди других людей.
Для осуществления интегрированного воспитания и инклюзивного обучения необходимо у детей с дошкольного возраста строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой их жизненной позиции должна стать толерантность. Проблема воспитания толерантности зависит от эффективности интеграции ребенка с ограниченными возможностями в культуру сверстников, под которой понимается определенная система ценностей при усвоении опыта и предполагаются социальные правила общения в разных сферах жизни ребенка: в семье, школе, на улице и т. д., что позволяет формировать активную жизненную позицию в сообществе.
На интеграцию в культуру
сверстников влияет возраст, пол
и тип нарушения ребенка. Установлено,
что чем старше дети с ограниченными
возможностями, тем сложнее интеграция.
В гендерном отношении также
отмечаются различия: девочки более
позитивно относятся к
Информация о работе Проблемы интегрированного обучения детей с ЗПР