Проблемы интегрированного обучения детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:28, реферат

Описание работы

В настоящее время России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято удалять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Эксклюзивное образование: понятие, сущность, особенности…………………….....................................................................................5
Психологические особенности детей с задержкой психического развития….10
Проблемы интегрированного образования детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………….....22

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

 

Для осуществления интегрированного воспитания и инклюзивного обучения необходимо у детей с дошкольного  возраста строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой их жизненной позиции должна стать толерантность. Проблема воспитания толерантности зависит от эффективности интеграции ребенка с ограниченными возможностями в культуру сверстников, под которой понимается определенная система ценностей при усвоении опыта и предполагаются социальные правила общения в разных сферах жизни ребенка: в семье, школе, на улице и т. д., что позволяет формировать активную жизненную позицию в сообществе (Шипицина, 2010).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для людей с особыми  образовательными потребностями должны учитываться определенные условия, без которых обучение будет весьма затруднительным: 1) обеспечение соблюдения прав учащихся на осуществление полноценного образования; 2) эргономически доступная  среда (пандусы, лифты, специально оборудованные  туалеты, профилакторий, ЛФК, медицинский  кабинет, специально оборудованный  спортивный зал и др.); 3) организационно-методическая поддержка учебного процесса (индивидуальные учебные программы; инновационные  информационные технологии в учебном  процессе; воспитательная работа, используемая в учебном процессе; текущий и  итоговый контроль знаний учащихся); 4) мониторинг инклюзивного образования (отслеживание индивидуальных образовательных  достижений учащихся и др.).

Принципы российской концепции  интегрированного обучения

Интеграция через раннюю коррекцию - первый и самый главный  принцип. Речь идет о комплексных  программах ранней (с первых месяцев  жизни) медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций, позволяющей  вывести ребенка с проблемами на такой уровень психофизического развития, который дает ему возможность  максимально рано влиться в общеобразовательную  среду.

Наличие обязательного коррекционного блока, функционирующего параллельно  с общеобразовательным. Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую  поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью  его обучения, оказание помощи в  решении проблем адаптации в  среде здоровых сверстников.

Необходимость дифференцированного  подхода к детям с ЗПР. Следует  отметить, что в отдельных случаях (например, при нарушениях эмоционально волевой сферы, поведения, неблагополучных  социальных условий проживания ребёнка) более предпочтительным является обучении и воспитание детей в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Модели интеграции:

- комбинированная интеграция - интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);

- частичная интеграция - интеграция, при которой дети, еще не способные  на равных с нормально развивающимися  сверстниками овладевать образовательным  стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;

- временная интеграция - интеграция, при которой все воспитанники  специальной группы (класса) вне  зависимости от уровня психофизического  и речевого развития объединяются  с остальными детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения  различных мероприятий воспитательного  характера;

- полная интеграция может  быть эффективна для детей,  которые по уровню психофизического  и речевого развития соответствуют  возрастной норме и психологически  готовы к совместному со здоровыми  сверстниками обучению. Такие дети  по 1-2 человека включаются в обычные  группы детского сада или классы  школы, при этом они обязательно  должны получать коррекционную  помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями  речи в логопункте детского  учреждения), либо в группе кратковременного  пребывания специального детского  сада или школы, либо в разнообразных  центрах.

Реализация всех этих моделей  предполагает обязательное руководство  процессом интеграции со стороны  учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации  воспитания и обучения ребенка с  отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР // Под ред. К.С.Лебединской. -М.: Педагогика, 1982. - 125 с.

2. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. - 400 с.

3. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Антипьева. - М.: Владос-Пресс, 2002.

4. Бациев В. Реабилитация и образование особого ребенка: от прогрессивных законов к их реализации. Кн. 2. / В. Бациев, Р. Дименштейн, В. Корнеев. - М.: ИПО «Профиздат», 2003. - 96 с.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

6. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 160 с.: ил.

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с

8. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. - М.: Лабиринт, 2001. - 367 с.

9. Выготский Л. Основы дефектологии: Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.

10. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом Университет: Высшая школа, 2002. - 400 с.

11. Голубева А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 5. - С. 55-63.

12. Жаворонков Р. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) Р. Жаворонков Человек и труд. - 2005. - № 9. - С. 22-28.

13. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008. - № 6. - С. 3-6

14. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с.

15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Р. н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

16. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей : социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 3-6.

 

17. Костенкова Ю. А., Тригер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, речи. / Под ред. В. И. Лубовского. - М: Школьная пресса, 2004. - 64 с.

18. Малофеев Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения. Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 3-18.

 


Информация о работе Проблемы интегрированного обучения детей с ЗПР