Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:28, реферат
В настоящее время России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято удалять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.
Введение………………………………………………………………………………..3
Эксклюзивное образование: понятие, сущность, особенности…………………….....................................................................................5
Психологические особенности детей с задержкой психического развития….10
Проблемы интегрированного образования детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………….....22
Для осуществления интегрированного воспитания и инклюзивного обучения необходимо у детей с дошкольного возраста строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой их жизненной позиции должна стать толерантность. Проблема воспитания толерантности зависит от эффективности интеграции ребенка с ограниченными возможностями в культуру сверстников, под которой понимается определенная система ценностей при усвоении опыта и предполагаются социальные правила общения в разных сферах жизни ребенка: в семье, школе, на улице и т. д., что позволяет формировать активную жизненную позицию в сообществе (Шипицина, 2010).
Заключение
Для людей с особыми образовательными потребностями должны учитываться определенные условия, без которых обучение будет весьма затруднительным: 1) обеспечение соблюдения прав учащихся на осуществление полноценного образования; 2) эргономически доступная среда (пандусы, лифты, специально оборудованные туалеты, профилакторий, ЛФК, медицинский кабинет, специально оборудованный спортивный зал и др.); 3) организационно-методическая поддержка учебного процесса (индивидуальные учебные программы; инновационные информационные технологии в учебном процессе; воспитательная работа, используемая в учебном процессе; текущий и итоговый контроль знаний учащихся); 4) мониторинг инклюзивного образования (отслеживание индивидуальных образовательных достижений учащихся и др.).
Принципы российской концепции интегрированного обучения
Интеграция через раннюю
коррекцию - первый и самый главный
принцип. Речь идет о комплексных
программах ранней (с первых месяцев
жизни) медико-психолого-
Наличие обязательного коррекционного
блока, функционирующего параллельно
с общеобразовательным. Интеграция
детей с отклонениями в развитии
в массовые образовательные учреждения
предусматривает
Необходимость дифференцированного подхода к детям с ЗПР. Следует отметить, что в отдельных случаях (например, при нарушениях эмоционально волевой сферы, поведения, неблагополучных социальных условий проживания ребёнка) более предпочтительным является обучении и воспитание детей в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Модели интеграции:
- комбинированная интеграция - интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);
- частичная интеграция - интеграция,
при которой дети, еще не способные
на равных с нормально
- временная интеграция - интеграция,
при которой все воспитанники
специальной группы (класса) вне
зависимости от уровня
- полная интеграция может
быть эффективна для детей,
которые по уровню
Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР // Под ред. К.С.Лебединской. -М.: Педагогика, 1982. - 125 с.
2. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. - 400 с.
3. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Антипьева. - М.: Владос-Пресс, 2002.
4. Бациев В. Реабилитация и образование особого ребенка: от прогрессивных законов к их реализации. Кн. 2. / В. Бациев, Р. Дименштейн, В. Корнеев. - М.: ИПО «Профиздат», 2003. - 96 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
6. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 160 с.: ил.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с
8. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. - М.: Лабиринт, 2001. - 367 с.
9. Выготский Л. Основы дефектологии: Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
10. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом Университет: Высшая школа, 2002. - 400 с.
11. Голубева А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 5. - С. 55-63.
12. Жаворонков Р. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) Р. Жаворонков Человек и труд. - 2005. - № 9. - С. 22-28.
13. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008. - № 6. - С. 3-6
14. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Р. н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
16. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей : социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 3-6.
17. Костенкова Ю. А., Тригер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, речи. / Под ред. В. И. Лубовского. - М: Школьная пресса, 2004. - 64 с.
18. Малофеев Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения. Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 3-18.
Информация о работе Проблемы интегрированного обучения детей с ЗПР