Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:28, реферат
В настоящее время России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято удалять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.
Введение………………………………………………………………………………..3
Эксклюзивное образование: понятие, сущность, особенности…………………….....................................................................................5
Психологические особенности детей с задержкой психического развития….10
Проблемы интегрированного образования детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………….....22
Педагоги и администрация
ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно
остро нуждаются в помощи по организации
педагогического процесса, отработке
механизма взаимодействия между
всеми участниками
Круг всех участников достаточно
широк: Департамент образования, управления
образования, методические центры, высшие
учебные заведения и
Практикующие педагоги не
готовы работать с учащимися с
«особыми образовательными потребностями».
Здесь существуют пробелы как
в качестве подготовки самих специалистов
(это зачастую связано с незнанием
специфического развития детей как
на физическом, так и на психическом
уровне), так и неготовности самих
учреждений принимать таких учеников.
Идея инклюзивного образования предъявляет
особые требования к профессиональной
и личностной подготовке специалистов,
которые имеют базовое
представление и понимание
того, что такое инклюзивное
знание психологических
закономерностей и особенностей
возрастного и личностного
знание методов
умение реализовать различные
способы педагогического
Актуальным является вопрос
о понимании масштабов
Нельзя недооценивать
значимость инклюзии для развития не
только ребенка с интеллектуальной
недостаточностью, но и общества в
целом. Вот мнение одного из родителей
ребенка со сложной структурой нарушения:
«Один день в коллективе здоровых,
позитивно настроенных
2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития
(ЗПР) - нарушение (замедление) нормального
темпа психического развития. Термин
«задержка психического развития»
(ЗПР) используется для обозначения
сборной и клинически неоднородной
группы дизонтогений (нарушений развития).
Несмотря на неоднородность задержки
психического развития имеют общие
специфические особенности
Исследования ЗПР развивались
в клиническом (клинико-патопсихологическом),
психологическом и
Характеризуя состояние
«ЗПР» по данным литературы, представляется
наиболее целесообразным выделить те
особенности дефекта, которые значимы
для психолого-педагогического
Клинический аспект задержек
психического развития подразумевает
интеллектуальные расстройства, обусловленные
недоразвитием у детей
Патогенетической основой
ЗПР в большинстве случаев
является резидуальная недостаточность
центральной нервной системы, вызванная
различными этиологическими факторами
и обусловливающая
Исследования выявили клиническую неоднородность детей с данной аномалией развития, позволили дифференцировать и систематизировать основные клинические формы ЗПР (Чупров, 2009 и др.).
Все выделенные варианты ЗПР
характеризуются сниженной
Наиболее благоприятными
в отношении прогноза педагогической
коррекции и компенсации
Значительную сложность
для коррекции представляет ЗПР
церебрально-органического
Н. Я. Семаго и М. М. Семаго
среди детей, традиционно относимых
к группе «задержки психического
развития» выделяют две различные
подгруппы. К истинно задержанному
развитию, понимаемому как замедленный
темп формирования различных характеристик
когнитивной и эмоциональной
сфер, включая и регуляторные механизмы
деятельности, авторы относят детей
с гармоническим и
Другая подгруппа - это
дети с «парциальной несформированностью
высших психических функций». Особенностью
этих детей является то, что в
их случае нельзя говорить только о
задержке развития. Эти дети не догоняют
в развитии своих сверстников, их
характеризует качественно
Данные клинико-
Первый вариант - ЗПР конституционального происхождения. Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм - это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребенка, и в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. Прогноз психического развития благоприятный.
Второй вариант - ЗПР соматогенного происхождения. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимания создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный.
Третий вариант - ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный.
Четвертый вариант - ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен. ПМПК рекомендует им обучение в классах КРО по программе специального (коррекционного) учреждения VII вида.
Характерные особенности
детей с ЗПР. Психологические
характеристики детей с ЗПР, обобщенные
по результатам исследований, рассматриваются
многими авторами. Необходимо остановится
на наиболее значимых психологических
особенностях, характерных в той
или иной степени для всей категории
детей с задержками психического
развития. Эти особенности являются
в большинстве случаев
Общим в своеобразии всех
психических функций и
В исследованиях, посвященных
изучению особенностей зрительного
восприятия при ЗПР, прежде всего, указывается
на низкую активность восприятия в
целом и замедленность
В исследованиях, посвященных изучению внимания детей с ЗПР, отмечается неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания. Между тем, внимание является необходимым условием успешности деятельности. Оно обеспечивает направленность на основное действие, сосредоточенность на нем и контроль над его протеканием (П. Я. Гальперин, 1977). Исследование Л. П.Чупрова (1987), посвященное изучению у детей с ЗПР особенностей произвольного внимания во взаимосвязи с особенностями познавательных процессов, обнаружило неоднородность обследованной группы детей. Автором выделены две подгруппы детей с ЗПР, отличающиеся по ведущему фактору в структуре дефекта. При этом для детей одной подгруппы характерна недостаточность внимания, сочетающаяся с относительно высоким уровнем развития познавательной деятельности (а также мышления и памяти). У детей другой выделенной подгруппы на первый план выступало недоразвитие познавательных процессов, сочетающееся с медленным темпом деятельности. Л. Ф. Чупров отметил возможность дифференциации детей в зависимости от структуры дефекта внутри второй подгруппы, что было бы целесообразным и полезным для уточнения содержания и направленности коррекционного обучения (Чупров, 2009).
Информация о работе Проблемы интегрированного обучения детей с ЗПР