Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:23, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс обучения детей с нарушением слуха дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности познавательного процесса у детей с нарушением слуха.
В младшей, средней и особенно в старших группах беседы проводятся в связи с разными видами работы: составлением рассказов по картинам, обсуждением событий из жизни детей, чтением и др. Беседы также проводятся в связи с играми, рисованием, организацией экскурсий, наблюдений. В предварительных беседах педагог уточняет знания детей по теме занятия, например перед рисованием праздничного салюта, задает вопросы о том, кто из детей видел салют, когда бывает салют. В процессе беседы уточняется понимание значений необходимых слов, вводятся новые. В предварительных беседах перед детьми ставятся задачи, непосредственно связанные с темой занятия. Целью проведения обобщающих бесед является систематизация знаний, их дальнейшее углубление. В работе со старшими детьми завершающая беседа может носить эвристический характер, так как в процессе уточнения фактов и их сравнения можно подводить детей к обобщениям и суждениям о сущности явлений, их взаимосвязи.
К проведению беседы предъявляется ряд дидактических требований: вопросы следует подбирать заранее, они должны быть точными, учитывать объем знаний детей по данной теме, уровень их речевого развития. В работе со старшими детьми важно изменять последовательность вопросов, потому что дети иногда ориентируется не на их содержание, а на порядок предъявления. Необходимо варьировать вопросы, задавать вопросы, близкие по содержанию, но разные по форме («Где ты живешь?», «Какой у тебя адрес?»). Учитывая особенности восприятия речи педагога, в зависимости от этапа обучения определяется форма речи. Хорошо знакомые вопросы могут предъявляться устно, в случае затруднений используются вспомогательные формы речи: письменная — для слабослышащих детей, устно-дактильная — для глухих детей начиная со средней группы. Хорошо знакомые вопросы можно предъявлять на слух.
Традиционно беседа построена так, что педагог задает вопросы, а дети отвечают. Первоначально педагог помогает детям сформулировать ответы, дает образцы, предлагает сопряженно-отраженное проговаривание. Постепенно от детей требуются самостоятельные ответы, распространенность которых зависит от этапа обучения детей. Очень важно учить дошкольников самостоятельно задавать вопросы, формировать у них интерес к поддержанию общения со взрослыми. С этой целью педагоги создают различные проблемные ситуации, в которых у ребенка возникает потребность что-то узнать. Для этого используются различные методические приемы: выяснение названия и свойств спрятанного предмета («Чудесный мешочек»), работа с закрытой картиной, вопросы другим детям по поводу выходных дней, поездок и др. Целесообразно привлекать к беседам с детьми помимо педагогов группы других людей: родителей, администрацию детского сада. Это развивает у детей навыки общения с новыми людьми, развивает умение воспринимать речь на слухо-зрительной основе, активизирует произносительные возможности.
Рассказ педагога используется предпочтительно в старших группах, когда у детей сформированы навыки слухо-зрительного восприятия речи. Он бывает непосредственно связан с темой занятия и содержит новую для детей информацию. Рассказ педагога предваряет чтение новых текстов, составление описания картины, сюжетное рисование и др. виды работы. Дошкольникам с нарушенным слухом не предъявляются большие по объему рассказы, как правило, они содержат понятный детям речевой материал. Рассказ предъявляется детям устно, но при необходимости устные высказывания подкрепляются письменной речью или дактильным проговариванием.
В качестве одного из методических приемов употребляется рассказывание педагогом доступных и занимательных историй и рассказов, героями которых могут выступать дети, взрослые, животные. Цель рассказывания — научить детей воспринимать устный связный рассказ, понимать действия персонажей и последовательность событий, формировать эмоциональное отношение к фактам и героям. Устное рассказывание педагога подкрепляется демонстрацией наглядных средств в виде макетов, фигурок, игрушек, картинок и др. После двух-трехкратного воспроизведения рассказа в рассказывание включаются и дети: подсказывают взрослому ход событий, пересказывают отдельные фрагменты или рассказ целиком. Рассказывание педагога может быть связано с последующим чтением текста.
Чтение как метод обучения используется в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха значительно шире, чем в обычных детских садах, что связано с необходимостью раннего овладения глухими и слабослышащими детьми письменной формой речи. Чтение выступает на занятиях по развитию речи и как средство, и как цель обучения, так как в течение всех лет ведется систематическое обучение сознательному чтению. Чтение на занятиях сочетается с другими словесными методами — беседами, рассказыванием, словесными инструкциями. Как метод обучения чтение используется в тесной связи с наглядными и практическими методами, потому что отсутствие наглядной и практической основы при чтении может вызвать бедность, а иногда и ошибочность представлений, связанных с прочитанным словом, фразой, текстом.
К словесным методам относится и оценка действий, поступков, деятельности детей. Поддержание самостоятельности, активности ребенка, одобрение взрослыми его поступков, взаимоотношений с другими детьми, старательности в выполнении заданий педагог выражает в виде словесной оценки, подкрепляемой ласковым взглядом, улыбкой. Это очень важно для формирования личности глухого или слабослышащего ребенка, становления правильной самооценки.
Методы воздействия на детей. Помимо методов, определяющих способы действий педагога и деятельности детей, выделяются методы, связанные с воздействием на детей в процессе воспитания и обучения: методы прямого воздействия, методы опосредованного педагогического воздействия, методы проблемного воспитания и обучения (А. Запорожец, Т. А. Маркова, 1980). Овладение этими методами имеет важное значение для педагогов, организующих развивающую и коррекционную работу с детьми с нарушениями слуха.
Методы прямого воздействия предполагают не только постановку перед детьми определенной задачи, но и способы выполнения этой задачи через совместные действия, прямой показ, демонстрацию образца, прямую словесную инструкцию, рассказ и объяснение педагога. Можно говорить о том, что перед ребенком ставится задача и раскрываются способы ее решения, т. е. взрослый пере дает информацию, приемы деятельности в готовом виде. При использовании данной группы методов существенно, чтобы ребенок овладел определенными способами выполнения заданий, усвоил необходимые знания, у него были сформированы определенные навыки. Методы прямого воздействия широко используются на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, труду в процессе формирования умений и навыков. В ходе ознакомления с окружающим миром методы прямого воздействия связаны с передачей информации о явлениях природы, жизни людей и др. Велика роль методов прямого воздействия при обучении математике, развитии речи, обучении произношению, где широко применяется выполнение действий по подражанию, образцу, словесной инструкции.
Методы опосредованного воздействия связаны с руководством самостоятельной деятельностью ребенка, когда педагог не ставит перед ребенком определенных задач, но путем учета его интересов, создания предметно-развивающей среды, поддержания общения детей, удачных попыток в изобразительной и других видах деятельности добивается решения развивающих и коррекционных задач. Эти методы чаще всего применяют при руководстве художественной деятельностью детей. Использование методов опосредованного воздействия требует от педагогов большого мастерства, понимания возможностей детей, умения руководить их общением и взаимодействием.
Методы проблемного воспитания и обучения направлены на решение некоторых задач самими детьми при использовании ими определенных знаний и навыков. Подобные ситуации создаются чаще всего при ознакомлении с окружающим миром, формировании элементарных математических представлений, играх, разнообразных бытовых ситуациях. Например, на занятиях по формированию математических представлений педагог предлагает детям выяснить, чем можно измерить объем воды, содержащейся в ведре. На ответ ребенка, что измерить можно линейкой, предлагает ребенку взять линейку и измерить воду. Путем проб ребенок убеждается, что необходимы другие предметы для измерения объема воды: чашка, стакан, банка.
Выводы по 1 главе
Из данной главы следует, что на сегодняшний день развивающее обучение является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Оно способствует созданию, необходимых условий для качественного обучения ребенка с нарушением слуха, и дальнейшей его социализации и интеграции в общество.
Но, как и любая система, развивающее обучение имеет ряд проблем, возникающих вследствие индивидуальных особенностей, характерных для детей с нарушением слуха (особенности мышления и познавательного интереса).
Значительным условием развивающего обучения является использование усвоенных способов познания предметов в деятельности ребенка: играх, рисовании, лепке, конструировании; умение самостоятельно обследовать предмет, выделив его основные внешние свойства перед рисованием; подбор необходимых по величине и форме фигур перед конструированием; самостоятельный выбор материала необходимой прочности для изготовления закладки для книг на занятиях по труду.
В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями, например, через создание специальных реабилитационных центров.
На пороге нового тысячелетия человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество.
Глава 2. Технологии организации развивающих видов деятельности дошкольников с нарушением слуха
2.1. Характеристика детерминирующих тенденций обучения и воспитания тугоухих детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение
Рассмотрение термина «развивающее обучение» предполагает прежде всего изучение проблемы соотношения обучения и развития, которая всегда признавалась одной из основных проблем . На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимани сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Целью работы явилось выявить особенности развивающего обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Для достижения поставленной цели необходимо было апробировать комплекс психодиагностических методик; выявить характерные особенности обучения дошкольников с нарушением слуха. Исследование проводилось на базе МОУ «Детский сад компенсирующего вида №71» Центрального района города Волгограда с 14.10.13г. по 26.10.13г. В исследовании принимали участие 4 детей средней группы в возрасте 4-5 лет. Обследование детей проводилось в групповом и индивидуальном порядке, в период занятий и свободное время.
Характеристика детей по степени снижения слуха представлена в таблице 1
Таблица 1
Характеристика детей группы наблюдения по степени снижения слуха
№ |
Имя ребенка |
Характер нарушения слуха |
1 |
Мария |
Хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени |
2 |
Тимофей |
Хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени. |
3 |
Александро |
Двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени. |
4 |
Андриан |
Хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени. |
Как видно из данных таблицы, дети группы наблюдения имеют одинаковое снижение слуха.
Характеристика на каждого ребенка представлена ниже.
Мария – 2009 года рождения, жительница Краснооктябрьского района г. Волгограда, из семьи неслышащих родителей. Посещает МОУ детский сад компенсирующего вида № 71 с 1 сентября 2012 г. Период адаптации завершен. Мария сразу наладила контакт с детьми, была заинтересована в контакте со взрослыми.
Мария проявляет интерес к игрушкам. Игрушки использует адекватно, игры с элементами сюжета. Игровые действия ребёнок выполняет самостоятельно и по подражанию. Включается в игру с детьми.
На занятия с сурдопедагогом идёт с удовольствием. Внимание неустойчивое, длительность сосредоточения и переключение внимания в пределах возрастной нормы, требует частой смены деятельности.
Память кратковременная. Мышление наглядно-действенное.
Речи нет, самостоятельные голосовые реакции проявляет в процессе игровой деятельности, на занятиях произносит звуки по подражанию. Знает жесты. Выработана условно-двигательная реакция на звучания барабана.
Общая и мелкая моторика сохранна, развита недостаточно. Ведущая рука правая.
В пространстве групповой комнаты и расположении предметов ориентируется.
Культурно гигиенические
Девочка активная, доброжелательная, эмоциональная.
Информация о работе Проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха