Отметим, что только совместная работа социальных
работников, педагогов и родителей в работе
с детьми с нарушением слуха позволит
решить проблемы развития личности ребенка,
его социальной реабилитации и адаптации
в будущем.
Разработка теории развивающего обучения
связана прежде всего с идеей гуманизации
образования. Эта задача стала сознаваться
лишь к концу 90-х гг. XX в., когда стало ясно,
что обучение не может быть основано лишь
на тех принципах, которые ориентируют
только на психическое развитие человека.
Идея развивающего обучения нашла отражение
в педагогике сотрудничества - направлении
в практике обучения и воспитания, которое
оформилось в нашей стране в 80-е годы как
альтернативное в противовес административной
и академической педагогике. Это направление
представляли педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили,
С.Н.Лысенко, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов,Е.Н.Ильин
и др.), не признаваемые официальными педагогическими
кругами. Изучение их работ позволяет
понять и почувствовать общий для них
гуманистический подход, лежащий в основе
используемых педагогических технологий.
Его суть составляет озабоченность жизнью
детей, их проблемами и трудностями, их
переживаниями и стремлениями, обращенность
к подлинному, реальному Я ребенка.
Тем самым, в последние годы происходит
обновление системы образования, сближение
специальных и общеобразовательных учебных
заведений, изменение отношения общества
к детям с проблемами развития и закономерно
встают вопросы условий организации их
развития, обучения и воспитания на перспективу.
Библиография:
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.
– М., 1995. – 258с.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Академия, 2002. – 3-203с.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.,
1999. – 488 с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии.
– М.: Просвещение, 1997. – С.329-331.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973. – 453с.
- Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. – М., 1954. – 132с.
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика:
Воспитание и обучение дошкольников с
нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
– М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 304с.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В.
Методические рекомендации к пособию
"Практический материал для проведения
психолого-педагогического обследования
детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.:
Пособие для психолого-педагогических
комиссий. – М.: Владос, 2003. - 32 с.
- Зикеев А.Г. Особенности развития
глухих детей. – М., 1997. – С.16
- Игра в жизни детей с нарушениями слуха
// Дошкольное воспитание аномальных детей:
Книга для учителя и воспитателя/ Под редакцией
Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 92-104с.
- Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей
дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта //Особенности развития и воспитания детей
дошкольного возраста с недостатками
слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М, 1984. – 74-90с.
- Кузнецова Л. В. Основы специальной
психологии. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002. – 480с.
- Лубовский, В.И. Специальная
психология. – М.: Мнемозина, 2003. – 150с.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных
интересов у аномальных детей. – М, 1969. – 280с.
- Михайлова Е.Н.Основы коррекционной
педагогики. - Томск: ТГПУ, 2000. – С.28
- Обухова Т.И. Влияние нарушения слуха на
психическое развитие ребенка // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1984.
- Педагогика: Учебное пособие для вузов / Авт. Сластенин В.А. и др. – 4-е изд. – М., 2002. – 443с.
- Педагогика. / Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2007. – 430 с.
- Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 2001.
- Развитее детей с нарушениями слуха во внеурочной
деятельности: пособие для учителя и воспитателя
спец. (коррекц.) образоват. Учреждений
I и II вида/Под ред. Е. Г. Речицкой. – М., 2005. – 560с.
- Реан А. А. Психология
детства. - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368с.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих
детей. - М., 1987. – С.42
- Рубенштейн С.Л. Основы общей
психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 720с.
- Сурдопедагогика и сурдопсихология.
/ Под ред. Ждановой П.И. – М.: ВЛАДОС, 2005.
– С.18.
- Синяк В. А., Нудельман М.М. Особенности психического развития
глухого ребенка. — М., 1995. – 200с.
- Стребелева Е.А. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2002. – 235с.
- Сурдопедагогика. Учебник для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.
Речицкой Е.Г. – М., 2004. – 655с.
- Специальная педагогика. Учебное пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Назаровой М.Н. – М., 2000.
- Тигранова Л.И. Умственное развитие
слабослышащих детей. — М., 1978.
- Фадина Г.В. Специальная
дошкольная педагогика: Учебно-методическое
пособие для студентов педагогических
факультетов. Балашов: Николаев, 2004. – 80с.
- Шиф, Ж.И. Усвоение языка
и развитие мышления у глухих
детей. М.: Наука, 1998. – 105с.
- Юркевич B.C. Светлая радость
познания. – М.: Знание, 2004. – 234с.