Проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс обучения детей с нарушением слуха дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности познавательного процесса у детей с нарушением слуха.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис.5. Результаты изучения речевой деятельности детей группы наблюдения

 

Из бесед с детьми выявлено, что двое детей - 50% (2 человека) произносят звуки и слоги, 25% (1 ребенок) знает жесты и 25% (1 ребенок) не использует ни речь, ни жесты.

 

Таблица 8

Характеристика психических процессов детей группы наблюдения 

Голосовые реакции

речи нет, знает жесты

речи нет

произносит звуки, слоги, приближённо слова

произносит звуки, слоги, приближённо слова

Мышление

наглядно-действенное

наглядно-действенное

наглядно-действенное

наглядно-действенное

Память

Кратковременная

уровень развития выявить не удалось

кратковременная, преобладает моторная память

кратковременная, преобладает моторная память

Внимание

Неустойчивое

неустойчивое, кратковремен-ное

устойчивое, кратковремен-ное

устойчивое, кратковремен-ное

Игровая деятельность

игры с элементами сюжета

уровень не соответствует возрастной норме

уровень развития игры соответствует возрастной норме.

игры с элементами сюжета

Контакт-ность

сразу наладила контакт с детьми

проявлял реакцию протеста

охотно вступает в контакт

охотно вступает в контакт

Имя

Мария

Тимофей

Александ-ро

Андриан


 

 

Нам известно, что двое детей - 50% (Александр и Андриан) пытаются использовать речь как основное средство общения; один ребенок - 25% (Мария) - жестовую речь; и один ребенок – 25% (Тимофей) не использует ни речь, ни жесты как основное средство общения.  Не все дети контакты, 75% (Мария, Александро и Андриан) проявляют интерес к занятиям, включаются в игру с удовольствием, внимательны. Следует отметить, что один ребенок – 25% (Тимофей)  проявляет интерес к занятиям, но не включается в игру с детьми, невнимателен. Результаты изучения компонентов для обучения представлены на рисунке 6.

Рис.6. Результаты изучения компонентов обучения детей с нарушением слуха по методу беседа

 

Для решения поставленных задач мы использовали методику, изложенную в методических рекомендациях Забрамной С.Д., Боровик О.В.[8 c.19] Диагностический комплекс составили методы: наблюдение, беседа, «Расположи картинки».

 

Методика «Расположи картинки»

Цели исследования: выявить особенности зрительной памяти и внимания.

Оборудование: шесть картинок (цветок, кукла, шарик, машинка, домик).

Ход проведения: перед ребенком кладут 5–6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем убирают картинки и ребенку предлагают следующую инструкцию: «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».

Оценка результатов: дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и легко выполняют его. Исключения составляют дети с нарушением внимания. 

При  проведении методики выявлено, что двое детей – 50% (Александро и Андриан) поняли смысл задания и легко выполнили его; один ребенок – 25% (Мария) поняла смысл задания, выполнила его, но допустила одну ошибку, так как отвлекалась на посторонние предметы; еще один ребенок – 25% (Тимофей) не понял смысл задания, и как следствие не выполнил его, был невнимателен.

Результаты выявления особенностей зрительной памяти и внимания представлены на рисунке 7.

Рис.7. Результаты проведения методики «Расположи картинки»

 

 

2.2. Технические средства как необходимое условие развивающего обучения детей с нарушением слуха

 

Для того, чтобы процесс развивающего обучения детей с нарушением слуха был наиболее эффективным необходимо использование специальной звуко-речевой аппаратуры.

1.Звуко-речевой аппарат «Соло»

Проводная звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования – слухоречевой тренажер Соло – разработана на базе индивидуального усилителя аудиокласса Сонет.

Слухоречевой тренажер успешно применяется для оснащения сурдологических кабинетов, в специализированных учебных заведениях для организации индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработки ритмико-интонационной речи.

Благодаря простоте управления, тренажер Соло рекомендуется для применения в домашних условиях с целью развития речи, исправления дикции как у детей с пониженным слухом, так и при коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Звукоречевой тренажер Соло выпускается в следующей комплектации:

  • Темброусилительный блок.
  • Микрофон учителя.
  • Микрофон и головной телефон ученика.
  • Адаптер для подключения к сети.

Вариант поставки: слухоречевой тренажер в комплектации с вибротактильным устройством.

2. Звукоусиливающая аппаратура  аудиоклассс «Сонет-01-1»

Проводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования – аудиоклассы серии Сонет – обеспечивает оптимальные акустические условия для высококачественного восприятия звуков и улучшения разборчивости речи.

Применяется при коррекционной работе с детьми, имеющими различную конфигурацию аудиометрической кривой и степень снижения слуха, так как имеет регулировки для индивидуальной настройки по тембру и интенсивности звука для каждого уха. Новые схемные решения обеспечивают лучшую разборчивость за счет повышения соотношения полезного сигнала к фоновому шуму.

Использование аудиокласса Сонет дает возможность педагогу с легкостью руководить учебным процессом, прослушивая ученика персонально или в общем диалоге всего класса. Дополнительная индикация уровня выходного сигнала позволяет ученику сохранять комфортный уровень восприятия речи.

Аудиоклассы Сонет выпускаются в комплектации для групп численностью от 1-го до 10-ти учащихся. Вариант поставки: с магнитофоном, компьютером, радиомикрофоном, заушными индукторами.

Параметры, используемого аудиокласса представлены в таблице 9.

 

Таблица 9

Техническая характеристика аппарата «Сонет-01-1»

Параметры (IEC118-7 (2cc))

СОНЕТ

Частотный диапазон, Гц

60 - 10 000

Уровень выходного сигнала, дБ

136

Регулировка тембра, дБ:

на НЧ 250 Гц  
на СЧ 3500 Гц  
на ВЧ 7000 Гц

                                   

30

30

20


 

Основные свойства аппарата «Сонет-01-1»:

1.Высокий  уровень выходного сигнала.

2.Расширенный  частотный диапазон.

3.Регулировка  тембра в трех полосах частотного  диапазона.

4.Наличие  системы автоматической регулировки усиления на каждом канале.

5.Световой 10-ти разрядный индикатор выходного  сигнала на каждое ухо.

6.Возможность  подключения заушных индукторов.

 

 Свойства  данных аппаратов позволяют использовать  их как в домашних условиях  с целью развития речи и исправления дикции у детей с пониженным слухом. Так и при коррекционной работе с детьми, имеющими различную конфигурацию аудиометрической кривой и степень снижения слуха, так как имеет регулировки для индивидуальной настройки по тембру и интенсивности звука для каждого уха. Данные аппараты дают возможность педагогу с легкостью руководить учебным процессом, прослушивая ученика персонально или в общем диалоге всего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

По результатам экспериментального обследования, с помощью методов исследования и методики «Расположи картинки» выявили характерные особенности развивающего обучения детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста. При проведении методики «Расположи картинки» мы выявили, что высокой уровень развития составил – 75% , а низкий -25%. Низкий уровень развития обусловлен неустойчивостью и кратковременностью внимания, отсутствием зрительного контакта, и трудностями  переключения внимания на другой объект или действие.

Так же нами были проведены исследования контактности, деятельности,  памяти, мышления, внимания и речевой деятельности детей группы наблюдения с использованием методов наблюдения и беседы. Нами было выявлено, что   группе наблюдения 75% детей (3 человека) охотно вступают в контакт, а 25% детей (1 человек) не вступает в контакт. 100%  детей (4 человека) на занятия идут с удовольствием;75% детей (3 человека) имеют уровень развития игры соответствующий возрастной норме, а у 25% детей (1 человек) уровень игры не соответствует возрастной норме. Исследование внимания показало, что  группе наблюдения 25% детей (1 человек) имеет неустойчивое внимание,  50% детей (2 человека) имеют устойчивое кратковременное внимание и 25% детей (1еловек) имеет неустойчивое, кратковременное внимание. Мы выявили, что в группе наблюдения у 75% детей (3 человека) кратковременная память не нарушена и развита хорошо, а у 25%  (1 человек) уровень развития памяти выявить не удалось. Из бесед с детьми выявлено, что двое детей - 50% (2 человека) произносят звуки и слоги, 25% (1 ребенок) знает жесты и 25% (1 ребенок) не использует ни речь, ни жесты. Тем самым стало известно, что индивидуальные особенности детей с нарушением слуха, такие как: память, внимание, мышление и речь являются неотъемлемыми факторами, влияющими на развивающее обучение.

 

Заключение

 

В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования (Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994. - С.159-160).

Конкретное отражение проблема закономерностей и принципов обучения находит в концепциях развивающего обучения, разработанных отечественными психологами и педагогами. В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования уделяют этой проблеме все больше внимания, посвящая ей научные труды, создавая методические пособия и специальные программы. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования. Однако многие педагоги - ученые, учителя и методисты все еще имеют смутные представления о сущности развивающего обучения, о различных его видах формах, о том, что в российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному.

Изучение особенностей развивающего обучения детей с нарушением слуха имеет принципиальное значение для педагогики и психологии, поскольку именно в этой сфере можно найти ответы на важные вопросы, в частности на такой: в какой мере нарушение слуха (первичное нарушение) и особенности развития речи (вторичные отклонения) оказывают влияние на развитие.

Данным вопросом занимались такие ученные, как Разанова, Нудельман, Маянц, Занкова, Соловьев, Обозова и тд.

Исследования Т.В. Розановой показали, что при непроизвольном запоминании наглядного материала глухие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников: в дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов.

В результате наблюдений и специальных исследований И.М. Соловьева и М.М. Нудельмана было определено, что давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым.

Д.М. Маянц обнаружила, что в процессе воспроизведения запомнивших слов у слышащих и глухих одно слово заменяется другим, близким по смыслу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети с нарушением слуха лучше воспринимают наглядный материал, чем словесный. Так же рекомендуется уделять больше внимания времени и материалу, так как долговременная память развита недостаточно.

Следует популяризировать идею обязательного обучения жестовому языку среди родителей, имеющих неслышащих детей, совершенствовать законодательную базу в области оказания помощи детям с нарушением слуха и их семьям.

Информация о работе Проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха