Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:23, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс обучения детей с нарушением слуха дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности познавательного процесса у детей с нарушением слуха.
Рис.5. Результаты изучения речевой деятельности детей группы наблюдения
Из бесед с детьми выявлено, что двое детей - 50% (2 человека) произносят звуки и слоги, 25% (1 ребенок) знает жесты и 25% (1 ребенок) не использует ни речь, ни жесты.
Таблица 8
Характеристика психических процессов детей группы наблюдения
Голосовые реакции |
речи нет, знает жесты |
речи нет |
произносит звуки, слоги, приближённо слова |
произносит звуки, слоги, приближённо слова |
Мышление |
наглядно-действенное |
наглядно-действенное |
наглядно-действенное |
наглядно-действенное |
Память |
Кратковременная |
уровень развития выявить не удалось |
кратковременная, преобладает моторная память |
кратковременная, преобладает моторная память |
Внимание |
Неустойчивое |
неустойчивое, кратковремен-ное |
устойчивое, кратковремен-ное |
устойчивое, кратковремен-ное |
Игровая деятельность |
игры с элементами сюжета |
уровень не соответствует возрастной норме |
уровень развития игры соответствует возрастной норме. |
игры с элементами сюжета |
Контакт-ность |
сразу наладила контакт с детьми |
проявлял реакцию протеста |
охотно вступает в контакт |
охотно вступает в контакт |
Имя |
Мария |
Тимофей |
Александ-ро |
Андриан |
Нам известно, что двое детей - 50% (Александр и Андриан) пытаются использовать речь как основное средство общения; один ребенок - 25% (Мария) - жестовую речь; и один ребенок – 25% (Тимофей) не использует ни речь, ни жесты как основное средство общения. Не все дети контакты, 75% (Мария, Александро и Андриан) проявляют интерес к занятиям, включаются в игру с удовольствием, внимательны. Следует отметить, что один ребенок – 25% (Тимофей) проявляет интерес к занятиям, но не включается в игру с детьми, невнимателен. Результаты изучения компонентов для обучения представлены на рисунке 6.
Рис.6. Результаты изучения компонентов обучения детей с нарушением слуха по методу беседа
Для решения поставленных задач мы использовали методику, изложенную в методических рекомендациях Забрамной С.Д., Боровик О.В.[8 c.19] Диагностический комплекс составили методы: наблюдение, беседа, «Расположи картинки».
Методика «Расположи картинки»
Цели исследования: выявить особенности зрительной памяти и внимания.
Оборудование: шесть картинок (цветок, кукла, шарик, машинка, домик).
Ход проведения: перед ребенком кладут 5–6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем убирают картинки и ребенку предлагают следующую инструкцию: «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».
Оценка результатов: дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и легко выполняют его. Исключения составляют дети с нарушением внимания.
При проведении методики выявлено, что двое детей – 50% (Александро и Андриан) поняли смысл задания и легко выполнили его; один ребенок – 25% (Мария) поняла смысл задания, выполнила его, но допустила одну ошибку, так как отвлекалась на посторонние предметы; еще один ребенок – 25% (Тимофей) не понял смысл задания, и как следствие не выполнил его, был невнимателен.
Результаты выявления особенностей зрительной памяти и внимания представлены на рисунке 7.
Рис.7. Результаты проведения методики «Расположи картинки»
2.2. Технические средства как необходимое условие развивающего обучения детей с нарушением слуха
Для того, чтобы процесс развивающего обучения детей с нарушением слуха был наиболее эффективным необходимо использование специальной звуко-речевой аппаратуры.
1.Звуко-речевой аппарат «Соло»
Проводная звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования – слухоречевой тренажер Соло – разработана на базе индивидуального усилителя аудиокласса Сонет.
Слухоречевой тренажер успешно применяется для оснащения сурдологических кабинетов, в специализированных учебных заведениях для организации индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработки ритмико-интонационной речи.
Благодаря простоте управления, тренажер Соло рекомендуется для применения в домашних условиях с целью развития речи, исправления дикции как у детей с пониженным слухом, так и при коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Звукоречевой тренажер Соло выпускается в следующей комплектации:
Вариант поставки: слухоречевой тренажер в комплектации с вибротактильным устройством.
2. Звукоусиливающая аппаратура аудиоклассс «Сонет-01-1»
Проводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования – аудиоклассы серии Сонет – обеспечивает оптимальные акустические условия для высококачественного восприятия звуков и улучшения разборчивости речи.
Применяется при коррекционной работе с детьми, имеющими различную конфигурацию аудиометрической кривой и степень снижения слуха, так как имеет регулировки для индивидуальной настройки по тембру и интенсивности звука для каждого уха. Новые схемные решения обеспечивают лучшую разборчивость за счет повышения соотношения полезного сигнала к фоновому шуму.
Использование аудиокласса Сонет дает возможность педагогу с легкостью руководить учебным процессом, прослушивая ученика персонально или в общем диалоге всего класса. Дополнительная индикация уровня выходного сигнала позволяет ученику сохранять комфортный уровень восприятия речи.
Аудиоклассы Сонет выпускаются в комплектации для групп численностью от 1-го до 10-ти учащихся. Вариант поставки: с магнитофоном, компьютером, радиомикрофоном, заушными индукторами.
Параметры, используемого аудиокласса представлены в таблице 9.
Таблица 9
Техническая характеристика аппарата «Сонет-01-1»
Параметры (IEC118-7 (2cc)) |
СОНЕТ |
Частотный диапазон, Гц |
60 - 10 000 |
Уровень выходного сигнала, дБ |
136 |
Регулировка тембра, дБ: на
НЧ 250 Гц |
30 30 20 |
Основные свойства аппарата «Сонет-01-1»:
1.Высокий уровень выходного сигнала.
2.Расширенный частотный диапазон.
3.Регулировка
тембра в трех полосах
4.Наличие
системы автоматической
5.Световой
10-ти разрядный индикатор
6.Возможность
подключения заушных
Свойства
данных аппаратов позволяют
Выводы по 2 главе
По результатам экспериментального обследования, с помощью методов исследования и методики «Расположи картинки» выявили характерные особенности развивающего обучения детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста. При проведении методики «Расположи картинки» мы выявили, что высокой уровень развития составил – 75% , а низкий -25%. Низкий уровень развития обусловлен неустойчивостью и кратковременностью внимания, отсутствием зрительного контакта, и трудностями переключения внимания на другой объект или действие.
Так же нами были проведены исследования контактности, деятельности, памяти, мышления, внимания и речевой деятельности детей группы наблюдения с использованием методов наблюдения и беседы. Нами было выявлено, что группе наблюдения 75% детей (3 человека) охотно вступают в контакт, а 25% детей (1 человек) не вступает в контакт. 100% детей (4 человека) на занятия идут с удовольствием;75% детей (3 человека) имеют уровень развития игры соответствующий возрастной норме, а у 25% детей (1 человек) уровень игры не соответствует возрастной норме. Исследование внимания показало, что группе наблюдения 25% детей (1 человек) имеет неустойчивое внимание, 50% детей (2 человека) имеют устойчивое кратковременное внимание и 25% детей (1еловек) имеет неустойчивое, кратковременное внимание. Мы выявили, что в группе наблюдения у 75% детей (3 человека) кратковременная память не нарушена и развита хорошо, а у 25% (1 человек) уровень развития памяти выявить не удалось. Из бесед с детьми выявлено, что двое детей - 50% (2 человека) произносят звуки и слоги, 25% (1 ребенок) знает жесты и 25% (1 ребенок) не использует ни речь, ни жесты. Тем самым стало известно, что индивидуальные особенности детей с нарушением слуха, такие как: память, внимание, мышление и речь являются неотъемлемыми факторами, влияющими на развивающее обучение.
Заключение
В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования (Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994. - С.159-160).
Конкретное отражение проблема закономерностей и принципов обучения находит в концепциях развивающего обучения, разработанных отечественными психологами и педагогами. В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования уделяют этой проблеме все больше внимания, посвящая ей научные труды, создавая методические пособия и специальные программы. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования. Однако многие педагоги - ученые, учителя и методисты все еще имеют смутные представления о сущности развивающего обучения, о различных его видах формах, о том, что в российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному.
Изучение особенностей развивающего обучения детей с нарушением слуха имеет принципиальное значение для педагогики и психологии, поскольку именно в этой сфере можно найти ответы на важные вопросы, в частности на такой: в какой мере нарушение слуха (первичное нарушение) и особенности развития речи (вторичные отклонения) оказывают влияние на развитие.
Данным вопросом занимались такие ученные, как Разанова, Нудельман, Маянц, Занкова, Соловьев, Обозова и тд.
Исследования Т.В. Розановой показали, что при непроизвольном запоминании наглядного материала глухие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников: в дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов.
В результате наблюдений и специальных исследований И.М. Соловьева и М.М. Нудельмана было определено, что давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым.
Д.М. Маянц обнаружила, что в процессе воспроизведения запомнивших слов у слышащих и глухих одно слово заменяется другим, близким по смыслу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети с нарушением слуха лучше воспринимают наглядный материал, чем словесный. Так же рекомендуется уделять больше внимания времени и материалу, так как долговременная память развита недостаточно.
Следует популяризировать идею обязательного обучения жестовому языку среди родителей, имеющих неслышащих детей, совершенствовать законодательную базу в области оказания помощи детям с нарушением слуха и их семьям.
Информация о работе Проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха