Проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растител

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, материалы научных статей по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
2. Определить роль природы в формировании личности дошкольника.
3.Рассмотреть особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.

Файлы: 1 файл

растительный мир.docx

— 95.74 Кб (Скачать файл)

Сотрудничество детского сада и семьи невозможно без знания особенностей воспитания детей в семье. Знакомство с традициями семейного воспитания осуществлять через гостиные «Мы и наши дети».

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

    • уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними;
    • уголок «выращивания», оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской и практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;
    • фотографии на тему «растения», журналы и книги о растительном мире.

Такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей в первую очередь поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к миру растений, природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры [11, с.94-96].

 

 

Выводы по первой главе

 

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Бережное отношение к растительному миру предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.

Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой – это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о растительном мире и природе в целом, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

Работа с родителями по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В работе с родителями по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру дошкольников необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей, как традиционные, так и нетрадиционные.

 

 

ГЛАВА ІІ Практическое изучение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру

 

2.1 Изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру

 

Констатирующий эксперимент был проведен с 7.10.2013 г. по 18.10.2013 г. на базе детского сада № 43 (младшая группа) города Могилева. В эксперименте приняли участие 12 детей, 12 родителей  и воспитатель данного ДОУ.

Цель констатирующего эксперимента – изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Выявить формы взаимодействия  воспитателя с семьёй в процессе формирования осознанного правильного отношения младших дошкольников к растительному миру.

2. Определить отношение родителей к формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

3. Измерить уровень знаний о растительном мире в группе младших дошкольников.

Методы:

  • беседа с воспитателем;
  • анкетирование родителей;
  •   методика диагностики уровня сформированности экологических знаний Т. А. Серебряковой.

1.Беседа с воспитателем

Воспитателю были предложены следующие вопросы:

  • Как осуществляется педагогический процесс в группе?
  • Какие формы используются во взаимодействии с семьёй по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру?
  • Как относятся родители к формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру?

В беседе с воспитателем выяснилось, что в ходе педагогического процесса перед воспитателем стоит задача: показать детям разнообразие растительного мира, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Наиболее значимым методом в педагогическом процессе является наблюдение. Наблюдение как метод работы с детьми осуществляется в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включают в себя и такие формы работы, как занятия, экскурсии, прогулки.

Также важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

Особое внимание уделяется занятиям комплексного, обобщающего и углублённо-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о растительном мире, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов.

Наибольшее значение имеет построение беседы воспитателя с детьми; необходима четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Главной целью педагогического процесса является: научить детей быть милосердными, любить и беречь растения, по-хозяйски, а значит, бережно относиться к ним.

Для формирования основ у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру у дошкольников в ДОУ разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй.

Во взаимодействие с семьёй по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру воспитателем используются и реализуются наглядные, словесные, смешанные формы работы.

Словесные методы и формы – беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

Наглядные – оформление стендов, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.

Смешанные формы (комбинированные) – день открытых дверей, родительские собрания, конференции.

Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это выпуск листовок, в которых лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к защите «живого» дерева ели и т.д. Регулярно выпускаются тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации.

Проявляется большой интерес родителей к информации в родительских уголках. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

В работе с родителями используются домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

Ежегодно с родителями проводится анкетирование с целью изучения их мнения о работе  детского сада по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

2. Анкетирование родителей

В период с 7. 11. 2013 г. по 10.11.2013 г. в детском саду № 2 г. Кличева было проведено анкетирование родителей детей группы старшего дошкольного возраста на тему «Знания дошкольников о растительном мире». (Приложение 1).

В анкетировании приняли участие 12 родителей.

Анкетирование показало, что  55 %  полно ответили на вопрос о том, что такое растительный мир, что он в себя включает? Они считают, что растительный мир – это важнейший компонент природы, который представлен совокупностью различных растительных сообществ произрастающих  на нашей планете. Остальные 45 % дали более конкретный ответ. Растительный мир – это все растения на Земле.

Проблема формирования осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру интересует 90 % родителей.

Все родители любят растительный мир.

Но несмотря на это только 35 % родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по формированию осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру.

Это проявляется в том, что они имеют дома растения, проводили некоторые беседы с ребенком о растениях, часто выбираются на природу.

Знакомят детей с правильным отношением к растениям 40 % родителей.

И практически все родители (90%) считают, что нужно формировать осознанно правильное отношение ребенка к растительному миру.

Почти всем родителям (90%) нужна помощь ДОУ по данной проблеме. Всем родителям нужна помощь воспитателя в том, чтобы он рассказал, как проводить с детьми наблюдения за растениями; какие давать детям знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.

Работу ДОУ по данному вопросу практически все родители (90%) оценивают положительно.

Из результатов анкетирования  можно сделать вывод о том, что родители заинтересованы в проблеме формирования осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру, что является хорошим показателем. Однако дома занимаются формированием осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру воспитанием детей лишь немногие родители (35%).

Диагностика уровня сформированности у дошкольников знаний о растительном мире

Здесь была использована методика Т. А. Серебряковой.

Задание 1. «Определение характерных особенностей растительного мира» (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению:

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

- Какие условия необходимы  для жизни, роста и развития  комнатных растений?

- Как правильно ухаживать  за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно  это нужно делать (на примере  одного растения).

- Для чего людям нужны  комнатные растения?

- Нравятся ли тебе комнатные  растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (от 13-15 баллов):

* Ребенок самостоятельно  называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

* Без труда выделяет  группы предлагаемых растений.

* Без помощи взрослого  называет условия, необходимые для  жизни, роста и развития комнатных  растений.

* Рассказывает, как правильно  ухаживать за ними.

* Проявляет интерес и  эмоционально выражает свое отношение  к комнатным растениям.

Средний уровень (8 – 12 баллов):

* Ребенок иногда допускает  незначительные ошибки в названии  видов растений: деревьев, кустарников  и цветов.

* В основном правильно  выделяет группы предлагаемых  растений, иногда затрудняется аргументировать  свой выбор.

* Без помощи взрослого  называет условия, необходимые для  жизни, роста и развития комнатных  растений.

* Рассказывает, как правильно  ухаживать за ними.

* Практические умения  и навыки ухода за комнатными  растениями сформированы недостаточно.

* Проявляет интерес и  эмоционально выражает свое отношение  к комнатным растениям.

Низкий уровень (до 7 баллов):

* Ребенок затрудняется  называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

Информация о работе Проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растител