Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования – изучить взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, материалы научных статей по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
2. Определить роль природы в формировании личности дошкольника.
3.Рассмотреть особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.
Сотрудничество детского сада и семьи невозможно без знания особенностей воспитания детей в семье. Знакомство с традициями семейного воспитания осуществлять через гостиные «Мы и наши дети».
Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:
Такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей в первую очередь поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к миру растений, природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры [11, с.94-96].
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Бережное отношение к растительному миру предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.
Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой – это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о растительном мире и природе в целом, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Работа с родителями по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В работе с родителями по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру дошкольников необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей, как традиционные, так и нетрадиционные.
Констатирующий эксперимент был проведен с 7.10.2013 г. по 18.10.2013 г. на базе детского сада № 43 (младшая группа) города Могилева. В эксперименте приняли участие 12 детей, 12 родителей и воспитатель данного ДОУ.
Цель констатирующего эксперимента – изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Выявить формы взаимодействия воспитателя с семьёй в процессе формирования осознанного правильного отношения младших дошкольников к растительному миру.
2. Определить отношение родителей к формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
3. Измерить уровень знаний о растительном мире в группе младших дошкольников.
Методы:
1.Беседа с воспитателем
Воспитателю были предложены следующие вопросы:
В беседе с воспитателем выяснилось, что в ходе педагогического процесса перед воспитателем стоит задача: показать детям разнообразие растительного мира, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Наиболее значимым методом в педагогическом процессе является наблюдение. Наблюдение как метод работы с детьми осуществляется в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включают в себя и такие формы работы, как занятия, экскурсии, прогулки.
Также важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.
Особое внимание уделяется занятиям комплексного, обобщающего и углублённо-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о растительном мире, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов.
Наибольшее значение имеет построение беседы воспитателя с детьми; необходима четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
Главной целью педагогического процесса является: научить детей быть милосердными, любить и беречь растения, по-хозяйски, а значит, бережно относиться к ним.
Для формирования основ у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру у дошкольников в ДОУ разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй.
Во взаимодействие с семьёй по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру воспитателем используются и реализуются наглядные, словесные, смешанные формы работы.
Словесные методы и формы – беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.
Наглядные – оформление стендов, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.
Смешанные формы (комбинированные) – день открытых дверей, родительские собрания, конференции.
Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это выпуск листовок, в которых лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к защите «живого» дерева ели и т.д. Регулярно выпускаются тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации.
Проявляется большой интерес родителей к информации в родительских уголках. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.
В работе с родителями используются домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.
Ежегодно с родителями проводится анкетирование с целью изучения их мнения о работе детского сада по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
2. Анкетирование родителей
В период с 7. 11. 2013 г. по 10.11.2013 г. в детском саду № 2 г. Кличева было проведено анкетирование родителей детей группы старшего дошкольного возраста на тему «Знания дошкольников о растительном мире». (Приложение 1).
В анкетировании приняли участие 12 родителей.
Анкетирование показало, что 55 % полно ответили на вопрос о том, что такое растительный мир, что он в себя включает? Они считают, что растительный мир – это важнейший компонент природы, который представлен совокупностью различных растительных сообществ произрастающих на нашей планете. Остальные 45 % дали более конкретный ответ. Растительный мир – это все растения на Земле.
Проблема формирования осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру интересует 90 % родителей.
Все родители любят растительный мир.
Но несмотря на это только 35 % родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по формированию осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру.
Это проявляется в том, что они имеют дома растения, проводили некоторые беседы с ребенком о растениях, часто выбираются на природу.
Знакомят детей с правильным отношением к растениям 40 % родителей.
И практически все родители (90%) считают, что нужно формировать осознанно правильное отношение ребенка к растительному миру.
Почти всем родителям (90%) нужна помощь ДОУ по данной проблеме. Всем родителям нужна помощь воспитателя в том, чтобы он рассказал, как проводить с детьми наблюдения за растениями; какие давать детям знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.
Работу ДОУ по данному вопросу практически все родители (90%) оценивают положительно.
Из результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что родители заинтересованы в проблеме формирования осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру, что является хорошим показателем. Однако дома занимаются формированием осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру воспитанием детей лишь немногие родители (35%).
Диагностика уровня сформированности у дошкольников знаний о растительном мире
Здесь была использована методика Т. А. Серебряковой.
Задание 1. «Определение характерных особенностей растительного мира» (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению:
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (от 13-15 баллов):
* Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
* Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
* Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
* Проявляет интерес и
эмоционально выражает свое
Средний уровень (8 – 12 баллов):
* Ребенок иногда допускает
незначительные ошибки в
* В основном правильно
выделяет группы предлагаемых
растений, иногда затрудняется
* Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
* Практические умения
и навыки ухода за комнатными
растениями сформированы
* Проявляет интерес и
эмоционально выражает свое
Низкий уровень (до 7 баллов):
* Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.