Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования – изучить взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, материалы научных статей по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
2. Определить роль природы в формировании личности дошкольника.
3.Рассмотреть особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.
Дети могут использовать самый различный природный материал. Необходимо выбрать 3 самые лучшие поделки, которые можно оценить по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы можно вознаградить призами.
Следующим мероприятием может быть родительское собрание в форме КВН. Таким образом, можно увидеть, что активная включенность родителей в работу детей даёт положительные результаты (Приложение 4).
Завершить комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании осознанного отношения к растительному миру можно совместным с детьми и родителями мероприятием – экскурсией в природу с родителями и детьми.
Цели:
- формировать представление о состоянии растений весной;
- обогащать и активизировать словарь;
- вызвать радостные переживания от общения с природой, уметь видеть ее красоту, желание сохранять все живое;
- развивать коммуникативные способности (Приложение 5).
Таким образом, можно использовать следующие формы работы с родителями: консультации; круглый стол «Сбережем растения»; проведение в группе выставки поделок детей из природного материала; родительское собрания в форме КВН; проект по экологии «Растения планеты Земля»; совместная экскурсия в природу.
Данную работу можно вести по следующим направлениям:
- повышение социально-
- знакомство родителей
с формами и методами работы
с детьми по формированию
- оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально-экологических представлений в условиях семьи;
- включение родителей
во взаимодействие с
– во время совместных экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;
– участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
– совместный уход за растениями;
– сбор коллекций природных материалов;
– выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;
– природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев) [13, с.121-125].
В экспериментальной части данной работы выполнены следующие задачи:
Во взаимодействие с семьей по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру воспитателем используются и реализуются наглядные (оформление стендов, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.), словесные (беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями), смешанные (день открытых дверей, родительские собрания, конференции) формы работы.
Но, несмотря на то, что в ДОУ реализуется программа формирования осознанного правильного отношения ребенка к растительному миру, по результатам двух заданий уровень знаний младших дошкольников о растительном мире остается невысоким.
Если опереться на результаты анкетирования родителей, то можно сделать вывод, что родители недостаточно внимания уделяют своим детям по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру. И даже несмотря на активность дошкольного учреждения в этом вопросе, уровень знаний в группе дошкольников о растительном мире остается невысоким. Мы можем предположить, что повысить уровень осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру можно, еще больше подключив к образовательному процессу семью.
Кроме того, нами выделен комплекс мероприятий, который может быть организован и проведен в тесном сотрудничестве семьи и ДОУ.
Таким образом, изучив теоретически и практически проблему взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру мы выполнили следующее:
1. Проанализировали психолого-
2. Определили роль природы
в формировании личности
3.Рассмотрели особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.
4.Сделали акцент на дидактической игре, как одному из способов ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями.
5. Выделили особенности
формирования у дошкольников
осознанного отношения к
6. Изучили опыт взаимодействия
дошкольного учреждения и
7. Измерили уровень знаний
о растительном мире в
8. Определили степень
сотрудничества дошкольного
9. Подобрали рекомендации
по укреплению сотрудничества
дошкольного учреждения и
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что уровень знаний в группе младших дошкольников о растительном мире будет зависеть от уровня взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, подтвердилась. В нашем случае уровень взаимодействия семьи и дошкольного учреждения получился невысоким, каким, собственно, и получился уровень знаний дошкольников о мире растений. Здесь оказалась прямая зависимость.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом. Прежде всего, следует обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому – лучше понять ребенка.
Мы подобрали комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи по формированию осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру. Предлагаем использовать следующие формы работы с родителями: консультации; круглый стол «Сбережем растения»; проведение в группе выставки поделок детей из природного материала; родительское собрания в форме КВН; проект по экологии «Растения планеты Земля»; совместная экскурсия в природу.
Список использованных источников
1. Акулинцева, Т. Будем экологически грамотными // Дошкольное воспитание – 1996. – №7 – С.36-42.
2. Арнаутова, Е. О воспитании трудолюбия // Дошкольное воспитание –1993. – № 12 – С.68-69
3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова – М.: Просвещение, 1980. – 270с.
4. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Виноградова – М.: Просвещение,1982. – 256с.
5. Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности / О.В. Дыбина-Артамонова – Самара: Изд-во Сам.ГПУ, 1997. – 135с.
6. Ельникова, К. Календарь работ в уголке природы // Дошкольное воспитание – 1991. – № 1 – С.80-82
7. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д. Зверев – М.: Перемена, 1996. –123с.
8. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 258с.
9. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. / А.И. Иванова – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 326с.
10. Казарчук, Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников // Ребенок в детском саду – 2005. – № 4 – С.54-56.
11. Каменева, А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада. / А.А. Каменева – М.: Просвещение, 1983. – 137с.
12. Костюченко, М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание – 2007. – №10 – С.108-112.
13. Лисенко, Н.В. Практическая экология для детей / Н.В. Лисенко – Ивано-Франковск.: Версия, 1999. –127с.
14. Лучин, М.В. Детям о природе / М.В. Лучин – М.: Просвещение, 1989. –133с.
15. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. / С.Н. Николаева – М.: Просвещение,1995. – 267с.
16. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / С.Н. Николаева – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 263с.
17. Плохий, З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников // Дошкольной воспитание – 2002. – № 4-5 – С.95-126.
18. Рыжова, Н.А. О программах экологического образования дошкольников // Дошкольное образование – 2004. – № 11 – С.4-14.