Проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растител

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, материалы научных статей по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
2. Определить роль природы в формировании личности дошкольника.
3.Рассмотреть особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.

Файлы: 1 файл

растительный мир.docx

— 95.74 Кб (Скачать файл)

Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за растениями. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат определять задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к растениям, но теперь они должны проявлять ее на деле – ухаживая за ними в уголке природы.

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе – о потребностях растений в зависимости от условий жизни и состояния.

Дети узнают о стадиях роста и развития растений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются; устанавливаются связи между потребностями растений и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между видами растений и их функциями и средой обитания.

Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями в растительном мире по сезонам, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны растений.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях в мире растений, дальнейшая их систематизация и обобщение.

У детей формируются четкие представления о том, что каждое растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.

Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории – лес, луг, водоем, поле и т. д.) Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений.

Усложнение знание требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности, умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы.

В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее [5, с.71-76].

В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать растения, наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности (деревья, кустарники, травянистые растения). Воспитатель выбирает наиболее яркоцветущие в разные времена года растения и показывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике – полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные поры года.

В дошкольном возрасте детям доступны знания о потребностях растений; для их роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, организованным человеком питании. Ребят учат различать части растений (стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод). Они узнают о функциях некоторых из них. Детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также за растениями огорода и цветника.

На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления об изменении состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины таких изменений.

Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста [8, с. 25-28].

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Растения нашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Для того, чтобы разобраться в мире растений, необходимо изучить их, расположить в определенной системе. Современная систематика устанавливает сходство растений по строению и происхождению, отражает родственные, т. е. эволюционные, взаимоотношения между растительными организмами.

Ознакомление дошкольников с растительным миром в ДОУ начинается уже в младших группах. Прежде всего, на занятиях. Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель в младших группах отдает предпочтение наглядным методам, а также практическим. Словесные методы применяются как дополнительные. Но основные знания о растениях воспитанники младших групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Для этого целесообразно использовать работу в уголке природы, наблюдения и труд на участке, рассказывание и другие методы работы.

К переходу в среднюю группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы. Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, или изображенном на картинке. Результатом наблюдения являются новые знания об объекте, уходе за ним и т. д.

В средней группе могут проводиться природоведческие экскурсии – в лес, в парк, на водоем и т. д. и экскурсии на сельскохозяйственные объекты. Проводятся и экскурсии эстетической направленности.

В средней группе на занятиях с детьми впервые начинают проводиться беседы природоведческого содержания.

Таким образом, в средней группе используются разнообразные виды занятий, позволяющие решать задачи программы. В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявления к окружающему миру, гуманных чувств и поведения. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы.

Все формы работы с детьми воспитатель использует для воспитания бережного отношения к природе. Он показывает, как правильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает количество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные растения.

Проведение занятий в старшей группе отличается от этой формы работы в средней группе. Обучение на занятиях становится основным средством образовательной работы. Усвоение знаний о растительном мире успешно осуществляется посредством простейших опытов, моделирования, элементарной поисковой деятельности дошкольников. Значимое место в обобщении и систематизации знаний занимают беседы. В повседневной жизни используются разнообразные методы и формы работы – наблюдения на участке детского сада и в уголке природы, труд, целевые прогулки и т. д.

В подготовительной к школе группе в центре внимания воспитателя стоят работа по обобщению и систематизации знаний детей о природе, формирование первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем. Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных знаний о растениях, широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений. Рекомендуется проводить занятия типа экскурсий в природу методом наблюдения. Необходимое требование к занятиям – организация активной деятельности детей с познаваемым материалом. Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность дошкольников. В подготовительной группе содержание работы в повседневной жизни становится более разнообразным и сложным.

Воспитатель должен проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде всего труд по выращиванию растений и уходу за ними [2, с.68-69].

Таким образом, формирование знаний у дошкольников о многообразии растительного мира происходит на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняясь на каждом этапе.

 

1.3 Дидактические игры как один из способов ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями

 

В младшей группе дидактические игры с природными материалами лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавлять похожие. Например, для различения на ощупь лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук и другие.

Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате.

Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи.

Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму) и все детали. Планируя игры с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в природе. Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе [13, с.119-121].

Проводя дидактические игры с детьми 4 – 5 лет – средняя группа, – учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач.

Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи. Небольшое условие задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растений: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно – или светло – зеленый лист). Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:

1. Находить предметы по  сходству. Растительный мир, окружающий  ребенка, многообразен. Чтобы лучше  в нем ориентироваться, дети должны  уметь выделять отдельные предметы  из окружающей природы. Легче  научить их этому в играх (вначале  с овощами и фруктами, а затем  с комнатными растениями, деревьями  и кустарниками).

2. Находить предметы по  слову – названию. Дети знают  мало названий растений, часто  пользуются обобщенными словами  «цветы» или «деревья». Важно  закрепить в их памяти названия  знакомых предметов, помочь усвоить  новые названия.

3. Выделять отдельные  признаки растений. При этом дошкольники  больше узнают о представителях  растительного мира, у них развивается  умение обобщать полученные впечатления.

4. Узнавать предметы с  помощью одного из органов  чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их. Решение этой  задачи позволит детям ближе  познакомиться с признаками и  качествами предметов растительного  мира.

5. Группировать предметы  по внешнему признаку (окраске , форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее.

6. Находить целое по  части. Выполнение этого задания  дает детям возможность лучше  узнать составные части растений, их признаки.

7. Находить растения по  описанию взрослого. Научившись  делать это, дошкольники смогут  лучше увидеть отличительные  признаки растений, учиться мыслить  абстрактно.

В играх с детьми пятого года жизни вводится новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умение описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно.

При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль. Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.

С младшей группы надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений. В ходе игры у младших детей появляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети, скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как мяч, погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.

Информация о работе Проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растител