Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования – изучить взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, материалы научных статей по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
2. Определить роль природы в формировании личности дошкольника.
3.Рассмотреть особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.
* Не всегда может выделить
группы предлагаемых растений, не
может аргументировать свой
* Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
* Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
* В процессе практической
деятельности постоянно
Результаты задания 1 представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты методики «Определение характерных особенностей растительного мира»
№ п/п |
ФИО |
Умение выделить |
Условия |
Уход |
Польза |
Отношение |
Классификация |
Сумма баллов |
Уровень знаний о растениях | |
Знание |
Умение | |||||||||
1. |
Анна Ж. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
высокий |
2. |
Алла М. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
высокий |
3. |
Алексей Ш. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
высокий |
4. |
Борис Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
средний |
5. |
Влада А. |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
7 |
низкий |
6. |
Галина Ю. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
12 |
средний |
7. |
Иван Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
низкий |
8. |
Ирина М. |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
11 |
средний |
9. |
Ирина А. |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
11 |
средний |
10. |
Кирилл П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
9 |
средний |
11. |
Кирилл Ю. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
13 |
высокий |
12. |
Леонид А. |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
низкий |
Таким образом, по результатам методики «Определение характерных особенностей растительного мира» были получены следующие результаты:
у 33% испытуемых был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире;
также 42% дошкольников присущ средний уровень знаний о мире растений;
у 25% – низкий уровень знаний о растительном мире.
Задание 2. «Растительный мир» (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.
Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.
1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем они отличаются?
2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?
3. Как растения
4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.
5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
6. Почему нужно беречь природу?
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 11 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 10 баллов.
Результаты задания 2 представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты методики «Растительный мир»
№ п/п |
ФИО |
Отличия |
Сущность |
Приспособление |
Осведомленность |
Отношение |
Сумма баллов |
Уровень знаний о растениях |
1. |
Анна Ж. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
2. |
Алла М. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Средний |
3. |
Алексей Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
4. |
Борис Г. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
12 |
Средний |
5. |
Влада А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Низкий |
6. |
Галина Ю. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Средний |
7. |
Иван Д. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Низкий |
8. |
Ирина М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Низкий |
9. |
Ирина А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Низкий |
10. |
Кирилл П. |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
12 |
Средний |
11. |
Кирилл Ю. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
14 |
Высокий |
12. |
Леонид А. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
7 |
Низкий |
По результатам методики «Растительный мир» были получены следующие результаты:
у 25% испытуемых был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире;
также 33% дошкольников присущ средний уровень знаний о мире растений;
у 42% – низкий уровень знаний о растительном мире.
Таким образом, несмотря на то, что в ДОУ реализуется программа формирования осознанного правильного отношения ребенка к растительному миру, этот показатель остается невысоким.
Если опереться на результаты анкетирования родителей, то можно сделать вывод, что родители недостаточно внимания уделяют своим детям по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру. И даже несмотря на активность дошкольного учреждения в этом вопросе, уровень знаний в группе дошкольников о растительном мире остается невысоким. Есть предположение, что повысить уровень сформированности осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру можно, подключив к образовательному процессу семью.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно взаимодействовать с миром растений может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально-экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к растительному миру.
На современном этапе формирование социально-экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – социально-экологических представлений, а именно осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно правильное отношение к растительному миру вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое имеет определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного вида растения.
Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир природы и вполне наслаждаться ею.
Чтобы открыть в их душах радость, нужна помощь родителей дома. Она тем более необходима, что вес упущения в духовной жизни ребенка, особенно в среде экологического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более, в зрелом возрасте.
Социально-экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.
Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально-экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.
Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.
Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении.
Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом [7, с.99-102].
Самыми актуальными в этом направлении, на наш взгляд, являются следующие формы работы с родителями:
1. Консультации.
2. Круглый стол «Сбережем растения».
3. Проведение в группе выставки поделок детей из природного материала.
4. Проведение родительского собрания в форме КВН.
5. Проект по экологии «Растения планеты Земля».
6. Совместная экскурсия в природу.
Направления работы:
На первом этапе работы с родителями предлагается консультация для родителей.
Цель консультации: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда на даче высаживают семена растений.
В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с живой природой, наблюдения за процессами в природе и созданию необходимых условий для того, чтобы из семечка выросло растение. Общение – это разговоры во время посадки растений, игра.
Наблюдения за тем, что и как надо делать, чтобы посадить растение, как из семечка вырастает растение – формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия – это понимание потребностей живого растения в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.
В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о растениях воспитывает в детях действенную любовь к ним (Приложение 2).
За консультацией, следует провести круглый стол на тему «Сбережем растения».
Предлагаем обсудить следующие вопросы:
- оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?;
- оказывает ли общество влияние на природную среду?;
- может ли мораль (нравственность)
быть результатом отношений
Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем по формированию социально-экологических представлений у детей (Приложение 3).
На следующем этапе работы следует организовать в группе выставку поделок детей из природного материала.
Тема выставки: «Несуществующее растение».
Цель: развитие творчества, воображения детей; научить использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из природного материала.
Предварительная работа с родителями: проведение беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.
Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); детям можно дать задание придумать название своему несуществующему растению; так же детям можно сказать, что лучшие поделки будут поощряться призами, т. е. включить элемент соревнования.