Проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растител

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, материалы научных статей по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.
2. Определить роль природы в формировании личности дошкольника.
3.Рассмотреть особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.

Файлы: 1 файл

растительный мир.docx

— 95.74 Кб (Скачать файл)

* Не всегда может выделить  группы предлагаемых растений, не  может аргументировать свой выбор.

* Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за  комнатными растениями.

* Практические умения  и навыки ухода за комнатными  растениями не сформированы.

* В процессе практической  деятельности постоянно обращается  за помощью к взрослому. Не  проявляет интерес и не выражает  свое отношение к растениям.

Результаты задания 1 представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты методики «Определение характерных особенностей растительного мира»

№ п/п

ФИО

Умение выделить

Условия

Уход

Польза

Отношение

Классификация

Сумма баллов

Уровень знаний  о растениях

Знание

Умение

1.

Анна Ж.

2

1

2

2

2

2

2

13

высокий

2.

Алла М.

2

2

1

2

2

2

2

13

высокий

3.

Алексей Ш.

2

2

2

2

2

2

2

14

высокий

4.

Борис Г.

1

1

1

1

1

2

1

8

средний

5.

Влада А.

2

0

1

1

0

2

1

7

низкий

6.

Галина Ю.

2

2

2

1

2

2

1

12

средний

7.

Иван Д.

1

1

1

1

1

1

1

7

низкий

8.

Ирина М.

2

1

2

1

2

1

2

11

средний

9.

Ирина А.

2

1

2

1

2

2

1

11

средний

10.

Кирилл П.

1

1

1

1

2

2

1

9

средний

11.

Кирилл Ю.

2

2

2

2

2

2

1

13

высокий

12.

Леонид А.

0

1

1

1

0

0

0

3

низкий


 

Таким образом, по результатам методики «Определение характерных особенностей растительного мира» были получены следующие результаты:

у 33% испытуемых был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире;

также 42% дошкольников присущ средний уровень знаний о мире растений;

у 25% – низкий уровень знаний о растительном мире.

Задание 2. «Растительный мир» (проводится индивидуально с каждым ребенком) 

Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

Инструкция к проведению:  проводится в виде беседы с использованием картинок.

1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево  и куст и скажи, чем они отличаются?

2. Почему растения относят  к живым объектам? Как ты об  этом догадался?

3. Как растения приспосабливаются  к сезонным изменениям в природе?

4. Какие овощи и фрукты  тебе известны? Назови их и  покажи на картинке.

5. Как нужно ухаживать  за комнатными растениями?

6. Почему нужно беречь  природу?

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает  на поставленный вопрос, понимает  смысл говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.

3.  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 11 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 10 баллов.

Результаты задания 2 представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты методики «Растительный мир»

№ п/п

ФИО

Отличия

Сущность

Приспособление

Осведомленность

Отношение

Сумма баллов

Уровень знаний  о растениях

1.

Анна Ж.

3

3

3

3

3

15

Высокий

2.

Алла М.

3

3

2

3

3

14

Средний

3.

Алексей Ш.

3

3

3

3

3

15

Высокий

4.

Борис Г.

3

2

3

2

2

12

Средний

5.

Влада А.

2

2

2

2

1

9

Низкий

6.

Галина Ю.

2

2

2

2

2

12

Средний

7.

Иван Д.

2

2

2

2

2

9

Низкий

8.

Ирина М.

2

2

2

2

2

10

Низкий

9.

Ирина А.

2

2

2

2

1

9

Низкий

10.

Кирилл П.

3

2

1

3

3

12

Средний

11.

Кирилл Ю.

3

3

3

3

2

14

Высокий

12.

Леонид А.

2

1

2

1

1

7

Низкий


 

По результатам методики «Растительный мир» были получены следующие результаты:

у 25% испытуемых был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире;

также 33% дошкольников присущ средний уровень знаний о мире растений;

у 42% – низкий уровень знаний о растительном мире.

Таким образом, несмотря на то, что в ДОУ реализуется программа формирования осознанного правильного отношения ребенка к растительному миру, этот показатель остается невысоким.

Если опереться на результаты анкетирования родителей, то можно сделать вывод, что родители недостаточно внимания уделяют своим детям по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру. И даже несмотря на активность дошкольного учреждения в этом вопросе, уровень знаний в группе дошкольников о растительном мире остается невысоким. Есть предположение, что повысить уровень сформированности осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру можно, подключив к образовательному процессу семью.

 

2.1 Рекомендованные  формы взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру

 

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно взаимодействовать с миром растений может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально-экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к растительному миру.

На современном этапе формирование социально-экологических представлений  – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – социально-экологических представлений, а именно осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно правильное отношение к растительному миру вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое имеет определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного вида растения.

Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир природы и вполне наслаждаться ею.

Чтобы открыть в их душах радость, нужна помощь родителей дома. Она тем более необходима, что вес упущения в духовной жизни ребенка, особенно в среде экологического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более, в зрелом возрасте.

Социально-экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.

Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально-экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.

Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.

Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении.

Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом [7, с.99-102].

Самыми актуальными в этом направлении, на наш взгляд, являются следующие формы работы с родителями:

1. Консультации.

2. Круглый стол «Сбережем растения».

3. Проведение в группе выставки поделок детей из природного материала.

4. Проведение родительского  собрания в форме КВН.

5. Проект по экологии  «Растения планеты Земля».

6. Совместная экскурсия  в природу.

Направления работы:

  • повышение социально-экологической культуры родителей;
  • знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально-экологических представлений в условиях семьи;
  • оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально-экологических представлений в условиях семьи;
  • включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного возраста.

На первом этапе работы с родителями предлагается консультация для родителей.

Цель консультации: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда на даче высаживают семена растений.

В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с живой природой, наблюдения за процессами в природе и созданию необходимых условий для того, чтобы из семечка выросло растение. Общение – это разговоры во время посадки растений, игра.

Наблюдения за тем, что и как надо делать, чтобы посадить растение, как из семечка вырастает растение – формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия – это понимание потребностей живого растения в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.

В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о растениях воспитывает в детях действенную любовь к ним (Приложение 2).

За консультацией, следует провести круглый стол на тему «Сбережем растения».

Предлагаем обсудить следующие вопросы:

- оказывает ли природная  среда влияние на развитие  общества?;

- оказывает ли общество  влияние на природную среду?;

- может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека  к природе?

Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем по формированию социально-экологических представлений у детей (Приложение 3).

На следующем этапе работы следует организовать в группе выставку поделок детей из природного материала.

Тема выставки: «Несуществующее растение».

Цель: развитие творчества, воображения детей; научить использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из природного материала.

Предварительная работа с родителями: проведение беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.

Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); детям можно дать задание придумать название своему несуществующему растению; так же детям можно сказать, что лучшие поделки будут поощряться призами, т. е. включить элемент соревнования.

Информация о работе Проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растител