Проект как форма деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 6
1.1 Метод проектов. Обзор литературы 6
1.2. Типология проектов 10
1.3 Основные требования к использованию метода проектов 16
2. Опыт организации проектной деятельности младших школьников. 20
2.1. Описание возможностей применения проектной деятельности в Образовательной системе «Школа 2100» 20
2.2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Незнайка и его друзья» 23
2.3. Динамика продвижения учащихся. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 66.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА  ПРОЕКТОВ 6

1.1 Метод проектов. Обзор литературы 6

1.2. Типология  проектов 10

1.3 Основные требования к использованию метода проектов 16

2. Опыт организации  проектной деятельности младших школьников. 20

2.1. Описание  возможностей применения проектной  деятельности в Образовательной  системе «Школа 2100» 20

2.2 Опытно-экспериментальная  работа по разработке и внедрению  комплексного творческого проекта  «Незнайка и его друзья» 23

2.3. Динамика  продвижения учащихся. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 33

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху, когда личность стоит  на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные  условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы  любознательны и полны желания  учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли  проявить свои дарования, нужно умное  и умелое руководство взрослых.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения  ребенком представлений о мире. В  педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного  стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности  самостоятельно, творчески осваивать  и перестраивать новые способы  деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже  много лет продолжается противодействие  традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей  стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря  этому обучению у ребенка в  значительной мере утрачивается главная  черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской  деятельности, обучение его умениям  и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования  и современного учителя.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.

Данная проблема позволила  сформулировать тему исследования: «Проект как форма организации учебной деятельности младших школьников».

Объект исследования: процесс  организации учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.

Цель исследования: определить педагогические условия организации  исследовательской деятельности младших  школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило  выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что проект  младших школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Ознакомление младших  школьников с содержанием и  техникой выполнения исследований.

2. Формирование у учащихся  умений самостоятельной работы.

3. Формирование умений  самоконтроля.

4. Развитие творческих  способностей и инициативы учащихся.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические  основы исследовательской деятельности.

2. Определить психолого-педагогические  способности младших школьников  при выполнении исследовательских  работ.

3. Обосновать педагогические  условия организации исследовательской  деятельности младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- Наблюдение, интервьюирование  учеников и учителя, анализ  продуктов деятельности учащихся;

- Сравнение, изучение  документации;

- Организация и проведение  педагогического эксперимента с  целью проверки гипотезы;

- Теоретический анализ  педагогической и методической  литературы по проблеме исследования.

Опытно-экспериментальная  база исследования: МОУ «СОШ п. Сланцевый  Рудник» Озинского района Саратовской области. В эксперименте участвовали учащиеся 3 класса.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

    1. Метод проектов. Обзор литературы

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися комплекс действий по решению  значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который  даёт возможность учащимся проявлять  самостоятельность в планировании, организации и контроле своей  деятельности.

Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с введением  в учебный процесс новых технологий. Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал, выводит  процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся  на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Карл Фрейд выделяет 17 отличительных  черт проектного метода, среди которых  наиболее значимые следующие:

- Участники проекта подхватывают  проектную инициативу от кого-либо  из жизни;

- Участники проекта договариваются  друг с другом о форме обучения;

- Участники проекта развивают  проектную инициативу и доводят  её до сведения всех;

- Участники проекта организуют  себя на дело;

- Участники проекта информируют  друг друга о ходе работы;

- Участники проекта вступают в дискуссию.

Проект в проективном образовании и метод проектов отличаются друг от друга. В методе проектов проект – это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала; в проективном образовании – разработка проекта – цель обучения. То есть, говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения конкретной дидактической (методической) цели через разработку проблемы и получения реального практического результата.

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться  в конце 80-х годов XX века. Начиная  с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие  для преподавателей – D.L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986) – в настоящее время готовится к переизданию.

Метод проектов привлёк внимание и  русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически  параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.

С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить  этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе  он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение.

Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на "последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний". Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

- использование языка в ситуациях,  максимально приближенных к условиям  реального общения;

- акцент на самостоятельной  работе учащихся (индивидуальной  и групповой);

- выбор темы, вызывающей большой  интерес для учащихся и непосредственно  связанной с условиями, в которых  выполняется проект;

- отбор языкового материала,  видов заданий и последовательности  работы в соответствии с темой  и целью проекта;

- наглядное представление результата.

Таким образом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная  деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или  социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Иными словами, итогом работы ученика  над проектом может быть как идеальный  продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей "малой родины", участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.

 

1.2. Типология проектов

В настоящее время существует множество  классификаций проектов. По одной  из таких классификаций английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:

1. Групповой проект, в котором  исследование проводится всей  группой, а каждый студент изучает  определенный аспект выбранной  темы.

2. Мини-исследование, состоящее в  проведении индивидуального социологического  опроса с использованием анкетирования  и интервью.

3. Проект на основе работы  с литературой, подразумевающий  выборочное чтение по интересующей  студента теме и подходящий для индивидуальной работы.

Исследователи считают последний  тип самым легким для практического  использования и потому самым  популярным. Однако описанная ими  структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового  и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными  каталогами.

Информация о работе Проект как форма деятельности младших школьников