Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 6
1.1 Метод проектов. Обзор литературы 6
1.2. Типология проектов 10
1.3 Основные требования к использованию метода проектов 16
2. Опыт организации проектной деятельности младших школьников. 20
2.1. Описание возможностей применения проектной деятельности в Образовательной системе «Школа 2100» 20
2.2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Незнайка и его друзья» 23
2.3. Динамика продвижения учащихся. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 6
1.1 Метод проектов. Обзор литературы 6
1.2. Типология проектов 10
1.3 Основные требования к использованию метода проектов 16
2. Опыт организации
проектной деятельности
2.1. Описание
возможностей применения
2.2 Опытно-экспериментальная
работа по разработке и
2.3. Динамика продвижения учащихся. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако в школе уже
много лет продолжается противодействие
традиционного и
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Проект как форма организации учебной деятельности младших школьников».
Объект исследования: процесс организации учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Изучение психолого-
1. Ознакомление младших
школьников с содержанием и
техникой выполнения
2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.
3. Формирование умений самоконтроля.
4. Развитие творческих
способностей и инициативы
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические
основы исследовательской
2. Определить психолого-
3. Обосновать педагогические
условия организации
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- Наблюдение, интервьюирование
учеников и учителя, анализ
продуктов деятельности
- Сравнение, изучение документации;
- Организация и проведение
педагогического эксперимента
- Теоретический анализ
педагогической и методической
литературы по проблеме
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ «СОШ п. Сланцевый Рудник» Озинского района Саратовской области. В эксперименте участвовали учащиеся 3 класса.
Практическая значимость
Проект – специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий по решению
значимой для учащегося проблемы,
завершающихся созданием
Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Воспитательный потенциал
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых
в школе, проектная методика даёт
учителю возможность включить учащихся
в реальное общение, наиболее насыщенное
иноязычными контактами, опирающееся
на исследовательскую
Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:
- Участники проекта
- Участники проекта
- Участники проекта развивают
проектную инициативу и
- Участники проекта организуют себя на дело;
- Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- Участники проекта вступают в дискуссию.
Проект в проективном образовании и метод проектов отличаются друг от друга. В методе проектов проект – это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала; в проективном образовании – разработка проекта – цель обучения. То есть, говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения конкретной дидактической (методической) цели через разработку проблемы и получения реального практического результата.
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов XX века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей – D.L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986) – в настоящее время готовится к переизданию.
Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.
С тех пор в России больше не
предпринималось попыток
Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на "последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний". Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
- использование языка в
- акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
- выбор темы, вызывающей большой
интерес для учащихся и
- отбор языкового материала,
видов заданий и
- наглядное представление
Таким образом, метод проектов есть
целенаправленная, в целом самостоятельная
деятельность учащихся, осуществляемая
под гибким руководством учителя, направленная
на решение исследовательской или
социально-значимой прагматической проблемы
и на получение конкретного
Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей "малой родины", участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.
В настоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из таких классификаций английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:
1. Групповой проект, в котором
исследование проводится всей
группой, а каждый студент
2. Мини-исследование, состоящее в
проведении индивидуального
3. Проект на основе работы
с литературой,
Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами.
Информация о работе Проект как форма деятельности младших школьников