Проект как форма деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 6
1.1 Метод проектов. Обзор литературы 6
1.2. Типология проектов 10
1.3 Основные требования к использованию метода проектов 16
2. Опыт организации проектной деятельности младших школьников. 20
2.1. Описание возможностей применения проектной деятельности в Образовательной системе «Школа 2100» 20
2.2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Незнайка и его друзья» 23
2.3. Динамика продвижения учащихся. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 66.06 Кб (Скачать файл)

В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р. Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики.

Проекты, выполняемые в рамках образовательного процесса, можно классифицировать по нескольким основаниям.

По типу продукта, являющегося результатом  проектной деятельности, проекты  можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные.

Проекты, основанные на доминирующей деятельности учащихся, подразделяются на практико-ориентированные, творческие, ролевые, информационные.

По продолжительности проекты  бывают: мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные.

Но мы остановим своё внимание на рассмотрении точки зрения доктора  педагогических наук, известного исследователя  в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полата, которая определяет метод проектов как "определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата".

В трудах автора мы видим наиболее проработанную типологию проектов в соответствии с их признаками:

1. Доминирующий в проекте метод:  исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный.

2. Предметно-содержательная область:  монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди  участников одной школы класса, города, преподавания региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

В соответствии с первым признаком  Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов:

Исследовательские. Данный тип требует  хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом  выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.

Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися  схеме. Однако прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее  договориться о желаемых, планируемых  результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.

Ролево-игровые. В таких проектах также структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут вырисовываться ближе к концу работы.

Практико-ориентированные. Такой тип  отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа  действий, проект закона и т.д. Проект подобного рода требует хорошо продуманную  структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого  в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над  такими проектами особенно важна  хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов иностранных применения их на практике.

Согласно второму признаку проекты  могут быть:

Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма.

Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

По третьему признаку – характеру  координации – проекты могут  быть:

С открытой координацией. В таких проектах координатор (педагог) непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.

Со скрытой координацией. Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика или помощника.

По характеристике контактов проекты  бывают:

Внутренние или региональные (в  пределах классов одной школы, школ, округов, города).

Международные. Они могут иметь  место при школьных обменах. Кроме  этого, возможность разрабатывать  международные проекты совместно  с учащимися разных стран и  континентов представляют учителю  современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными  проектами.

Телекоммуникационные. Познавательная совместная творческая или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и имеющая общую  цель-исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на презентации, кот достижение общего результата.

Участие в телекоммуникационном проекте  помогает ученику включиться в определенные среды: информационные, социальные, языковые; способствует формированию глобального мышления, осознанию себя гражданином мира, прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор ученика, включает в полилог культур, помогает высказать свое отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, живущих в других географических условиях, имеющих другое вероисповедание и национальные традиции, быть может, по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнера по проекту.

Работа над проектом – это, в  первую очередь, самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д.

Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как  целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные  навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

Подводя итоги, мы можем видеть наиболее проработанную типологию проектов Е.С. Полата в соответствии с их признаками:

1. Доминирующий в проекте метод:  исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировачный;

2. Предметно-содержательная область:  монопроект, межпредметный;

3. Характер координации проекта:  непосредственный, скрытый;

4. Характер контактов: среди  участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран  мира;

5. Количество участников проекта.

 

    1. Основные требования к использованию метода проектов

 

Говоря о требованиях к использованию  метода проектов, нужно отметить, что  проектная работа разделяется на подготовительные упражнения, которые  служат как бы мостиком к выполнению проекта, и на работу над самими проектами.

Подготовительные задания могут  быть на любые темы, по которым выполняются  проекты. Задания выполняются в  классе, а работа над проектом ведется  вне школы.

С точки зрения формирования учебной  компетенции и развития автономии  учащегося в области изучения иностранного языка выполнение проекта  ставит учащегося в такие условия  учебной деятельности, в которых  он самостоятельно, и что очень  важно, во взаимодействии с группой, последовательно осваивает все  компоненты учебной деятельности:

- Целеполагание и структурирование  учебной деятельности, что связано  с определением цели и характера  проекта, отбором материала, построением  программы учебной деятельности;

- Способность управлять своей  учебной деятельностью, в том  числе посредством рефлективного  анализа, самоконтроля и самооценки  характера и результата речевых  и учебных действий на последовательных  этапах выполнения проекта;

- Технологический аспект, связанный  с использованием стратегий и  приёмов учебной деятельности, использование  которых обусловлено задачами  проекта;

- Способность принимать ответственные  решения относительно характера  и конечного результата учебной  деятельности на всех этапах  выполнения проекта, причём внося  по необходимости коррекцию в  задачи и способы учебной деятельности;

- Способность взаимодействовать  с учебной группой в процессе  решения учебных задач.

Многие учителя пытаются создать  в классе ситуации, как можно приближенные к действительности и способствующие применению учениками знаний, полученных в процессе обучения. Наиболее эффективным  средством в этом случае являются игровые ситуации или, как их называет психолог А.А. Леонтьев, "стимулирующие ситуации". Они могут быть использованы на любом этапе обучения и дают возможность обучать школьников неподготовленной речи в межтематическом плане.

При проведении проектной работы учителю  необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной  деятельности и творческой активности.

Как это сделать? Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы.

Во-первых, решение проблемы проекта, для практической и общественной пользы. Такое практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для  подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для  ребят сама деятельность и самостоятельная  активность, так как при этом удается  проявить, показать, испытать себя в  деле.

В-третьих, "по законам жанра" в работе над проектом учащиеся принимают  активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель  иногда имеет право помочь сформулировать, но в неполной форме. Конкретизируя  цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей  степени приобретают личностную заинтересованность в её решении. Это  создаёт мотивацию личного участия  в работе.

В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Та проблема, которая волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетная канва, которая заинтересует пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-х классов. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.

И, наконец, нельзя не назвать еще  один мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация  полученных результатов. Рассказать о  проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что  научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.

Проектные задания предполагают большой  объём работы для учителя. Он может  сам предложить тему проекта, но чаще всего предлагают учащиеся, и учителю  необходимо продумать, какой языковой материал будет необходимо повторить  или обсудить с учениками заранее, какие вопросы будут рассматриваться  в течение работы над проектом (чем длиннее проект, тем более  детальной разработки он требует).

Учёная-исследователь в области современных технологий обучения Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

Информация о работе Проект как форма деятельности младших школьников