Проект как форма деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 6
1.1 Метод проектов. Обзор литературы 6
1.2. Типология проектов 10
1.3 Основные требования к использованию метода проектов 16
2. Опыт организации проектной деятельности младших школьников. 20
2.1. Описание возможностей применения проектной деятельности в Образовательной системе «Школа 2100» 20
2.2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Незнайка и его друзья» 23
2.3. Динамика продвижения учащихся. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 66.06 Кб (Скачать файл)

Результаты исследования показали, что не все участники  поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых  проектная деятельность вызывала беспокойство.

Также на данном этапе работы по результатам педагогического  наблюдения определялся уровень  сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.

После завершения работы над  проектом уровень компетентностей  учащихся немного повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией, однако критерии коммуникации остались без изменения. На мой взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности.

Индекс удовлетворённости  учащихся проектной деятельностью  повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте. 

Учащиеся повторно оценили  своё отношение к проекту. По сравнению  с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному  виду работ налицо:

  • «проект интересный» - 73%;
  • «нужный» - 90%;
  • «понятный» - 80%;
  • «полезный» - 64%;

Было определено, какой  этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 48% участников проекта на первое место поставили  презентацию, поиск информации – 36%; реализацию проекта - 11%, а 5% участникам «понравилось всё».

В своих отзывах о проделанной  работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к  проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила какие были трудности и достижения.

Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента, показал, что  уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.

Были решены задачи:

  • раскрыто понятие метода проектов;
  • показана специфика применения проектного метода в начальной школе;
  • разработан и реализован творческий комплексный проект;
  • выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности у учащихся.

Цели достигнуты: 

  • определены возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе;
  • уровень ключевых компетентностей младших школьников в ходе проектной деятельности повысился.

Исследование показало, что  проектная деятельность в рамках школы учит детей:

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;
  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки. 

Метод проектов наряду с  другими активными методами обучения может эффективно применяться уже  в начальной школе. При этом учебный  процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации.

Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная  деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального  и творческого потенциала.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в  течение определённого отрезка  времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

Умение пользоваться методом  проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной  методики обучения и развития. Недаром  эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

Немаловажное значение имеет  и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем  языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

Проектная деятельность воспитывает  и развивает самостоятельность  учащихся в проявлении себя, ведь в  процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать  своё мнение, слышать других, не входить  в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка  общего мнения о том, что и как  надо делать.

Цели и задачи нашей  курсовой работы были достигнуты. Было успешно разработаны методические рекомендации по организации проектной  работы, а так же раскрыто понятие  проектной деятельности, выявлены особенности  и требования к использованию  метода проектов.

В ходе работы над курсовым проектом мы раскрыли понятие метода проектов: методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной  деятельности учащегося.

Мы разработали методические рекомендации по проектной работы:

- При использовании метода  проектов учитель заранее тщательно  готовится к таким урокам.

- Тематика проектов может  касаться какого-то теоретического  вопроса школьной программы с  целью углубить знания отдельных  учеников по этому вопросу,  дифференцировать процесс обучения.

- Учитель на таких уроках  должен стать практически сторонним  наблюдателем

А также рассмотрели этапы  работы над проектом и выделили начальный, основной и заключительный этапы.

В итоге мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации  проектной деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.2005, №6

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9

Иванова Н.В. Возможности  и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная  школа. 2004. №2

Иванова Н.В. Из опыта использования  проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. // Начальная  школа.2008. №8

Конышева Н.М. Проектная  деятельность школьников. Современное  состояние и проблемы. // Начальная  школа.2006. №1

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана - Граф, 2004.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

Полат Е.С. Как рождается проект. М., 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных  учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч 2003. №6

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Самооценочный лист №1

(методика «Незаконченных  предложений»)

Уважаемый ученик!

Сегодня ты завершил ещё  один проект. Ты знаешь, как важно  уметь оценивать свою работу и  её результат. Для того чтобы выполнить  самооценку, закончи или дополни  написанные ниже предложения. Не спеши, будь правдивым!

1. Когда я узнал (а), какой проект мы будем выполнять,  я ______________________________________________________________

2. Работать над проектом  мне было _______________________________

3. Я думаю, что мой  проект получился бы еще лучше,  если бы 

_____________________________________________________________

4. Самым интересным для  меня в подготовке этого проекта  было 

______________________________________________________________

5. Работа над этим проектом  помогла мне 

______________________________________________________________

6. Я ___________________________ выступать  перед классом и защищать свой  проект.

7. Мой буклет получился  ________________________________________

8. Самое сложное для  меня в подготовке и защите  проекта – это __________________________________________________________________

9. Я считаю мой проект __________________________________________

10.Мне бы хотелось, чтобы  следующий проект в нашем классе  был 

_____________________________________________________________

Спасибо за ответы! Твой учитель.

Самооценочный лист №2

(методика «Ответы на  вопросы»)

Уважаемый ученик!

Поздравляю тебя с выполнением  и защитой проекта. Предлагаю  тебе оценить свой проект и работу над ним, отвечая на написанные ниже вопросы. Постарайся, чтобы ответы были точными и полными, объясняй свою позицию , мнение.

1. Что в твоем проекте  удалось лучше всего?

2. Удачно ли ты распределил(а) время, выполняя проект?

3. Что для тебя было  самым трудным в работе над  проектом?

4. Доволен(льна) ли ты публикацией своего проекта?

5. Считаешь ли ты необходимым  улучшить (доработать) свой проект?

6. Согласен (на) ли ты с оценкой одноклассников твоего проекта и его защиты?

7. Какие эмоции, чувства  ты испытывал(а), работая над проектом?

8. За что бы ты сам(а) себя похвалил(а) после завершения проекта и его презентации?

9. Какую пользу ты извлек(ла) для себя, работая над этим проектом?

10.Хотел(а) бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время?

Спасибо за ответы!

 


Информация о работе Проект как форма деятельности младших школьников