Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 6
1.1 Метод проектов. Обзор литературы 6
1.2. Типология проектов 10
1.3 Основные требования к использованию метода проектов 16
2. Опыт организации проектной деятельности младших школьников. 20
2.1. Описание возможностей применения проектной деятельности в Образовательной системе «Школа 2100» 20
2.2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Незнайка и его друзья» 23
2.3. Динамика продвижения учащихся. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.
Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.
После завершения работы над проектом уровень компетентностей учащихся немного повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией, однако критерии коммуникации остались без изменения. На мой взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности.
Индекс удовлетворённости
учащихся проектной деятельностью
повысился, так как всем без исключения
нравилось участвовать в
Учащиеся повторно оценили своё отношение к проекту. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:
Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 48% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 36%; реализацию проекта - 11%, а 5% участникам «понравилось всё».
В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила какие были трудности и достижения.
Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.
Были решены задачи:
Цели достигнуты:
Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации.
Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.
Цели и задачи нашей
курсовой работы были достигнуты. Было
успешно разработаны
В ходе работы над курсовым
проектом мы раскрыли понятие метода
проектов: методом проектов – технология
организации образовательных
Мы разработали методические рекомендации по проектной работы:
- При использовании метода
проектов учитель заранее
- Тематика проектов может
касаться какого-то
- Учитель на таких уроках
должен стать практически
А также рассмотрели этапы работы над проектом и выделили начальный, основной и заключительный этапы.
В итоге мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации проектной деятельности.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.2005, №6
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. №2
Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. // Начальная школа.2008. №8
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа.2006. №1
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана - Граф, 2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного
проекта в образовательном
Полат Е.С. Как рождается проект. М., 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2008.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч 2003. №6
Самооценочный лист №1
(методика «Незаконченных предложений»)
Уважаемый ученик!
Сегодня ты завершил ещё один проект. Ты знаешь, как важно уметь оценивать свою работу и её результат. Для того чтобы выполнить самооценку, закончи или дополни написанные ниже предложения. Не спеши, будь правдивым!
1. Когда я узнал (а),
какой проект мы будем
2. Работать над проектом
мне было ______________________________
3. Я думаю, что мой
проект получился бы еще лучше,
______________________________
4. Самым интересным для
меня в подготовке этого
______________________________
5. Работа над этим проектом помогла мне
______________________________
6. Я ___________________________ выступать перед классом и защищать свой проект.
7. Мой буклет получился
______________________________
8. Самое сложное для
меня в подготовке и защите
проекта – это ________________
9. Я считаю мой проект
______________________________
10.Мне бы хотелось, чтобы
следующий проект в нашем
______________________________
Спасибо за ответы! Твой учитель.
Самооценочный лист №2
(методика «Ответы на вопросы»)
Уважаемый ученик!
Поздравляю тебя с выполнением и защитой проекта. Предлагаю тебе оценить свой проект и работу над ним, отвечая на написанные ниже вопросы. Постарайся, чтобы ответы были точными и полными, объясняй свою позицию , мнение.
1. Что в твоем проекте удалось лучше всего?
2. Удачно ли ты распределил(а) время, выполняя проект?
3. Что для тебя было самым трудным в работе над проектом?
4. Доволен(льна) ли ты публикацией своего проекта?
5. Считаешь ли ты необходимым улучшить (доработать) свой проект?
6. Согласен (на) ли ты с оценкой одноклассников твоего проекта и его защиты?
7. Какие эмоции, чувства ты испытывал(а), работая над проектом?
8. За что бы ты сам(а) себя похвалил(а) после завершения проекта и его презентации?
9. Какую пользу ты извлек(ла) для себя, работая над этим проектом?
10.Хотел(а) бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время?
Спасибо за ответы!
Информация о работе Проект как форма деятельности младших школьников