Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 6
1.1 Метод проектов. Обзор литературы 6
1.2. Типология проектов 10
1.3 Основные требования к использованию метода проектов 16
2. Опыт организации проектной деятельности младших школьников. 20
2.1. Описание возможностей применения проектной деятельности в Образовательной системе «Школа 2100» 20
2.2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Незнайка и его друзья» 23
2.3. Динамика продвижения учащихся. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
1. Наличие значимой в
2. Практическая, теоретическая, познавательная
значимость предполагаемых
3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне него;
4. Структурирование
5. Использование
Время работы над проектом зависит от его темы и того, как учитель решил работать над проектом: на каждом уроке в течение двух-трех недель или же один час в неделю в течение более длительного времени. Несмотря на политику "невмешательства" в выполнение проектов, учитель должен интересоваться успехами и достижениями учеников: узнали ли они что-либо действительно новое, что они не знают, но хотят узнать, какие аспекты языка им необходимо повторить. Для этого учитель может попросить их заполнить специально составленную анкету.
Подводя итоги, мы видим важность использования метода проектной работы, как одного из эффективнейших новых методов развития коммуникативных навыков на уроке английского языка, а использование различных видов проектов помогают учителю сделать проектное обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным для учащихся любого возраста.
В Образовательной системе «Школа 2100» проектная деятельность рассматривается как основная форма внеурочной деятельности.
Проектную деятельность предваряю необходимым этапом- работой над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия служит одним из основных источников информации по теме. Дети знакомятся, как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на возникающие вопросы.
В итоге внеурочная проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.
При этом, работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
А работа над проектами – специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентация.
6. Самооценка процесса и результата деятельности.
Выбор темы.
Работа над темой мы начинаем с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она достаточно ёмкая, а в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Океан» выделяются подтемы: «Жизнь в океане», «Корабли», «Морские профессии», «Кругосветные путешествия», «Блюда из морепродуктов», «Писатели об океане» и др.
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора
информации предлагаю детям принять
участие в реализации проектов. При
этом знакомлю детей с множеством
проектов, которые можно выполнить
по изучаемой теме, предоставляя им
возможность самим придумать
свои проекты. В первом классе лучше
не озадачивать детей
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом, прихожу ему на помощь или советую обратиться к родителям.
Каждый ребёнок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Самооценка.
Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности. Эту самооценку мы осуществляем с помощью самооценочных листов. (Приложение № 1)
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности я использую:
- часть урока;
– время занятий в группах продленного дня;
– внеурочное время.
Примерами проектов, созданных с учащимися 3 класса в 2012-2013 учебном году могут служить:
Проект «Незнайка и его друзья» - выставка рисунков и настольная игра;
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с распределением социальных ролей. Роли меняются от проекта к проекту, это позволяет детям пробовать себя в разных социальных ролях: организатором, исполнителем и экспертом деятельности.
2.2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Незнайка и его друзья»
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
Данная работа проводилась в 3 классе МОУ «СОШ п. Сланцевый Рудник». Но проект может быть реализован на разных возрастных ступенях начальной школы.
Паспорт проекта.
Тема: «Незнайка и его друзья»
Цели:
Задачи проекта:
Тип проекта:
Предполагаемый продукт проекта
- настольная игра.
Этап 1. Предпроектная подготовка (работа над темой)
Материалы, найденные дома, в библиотеке, даже в Интернете ребята несли в школу и мы детально прорабатывали всё найденное по теме.
В это же время с учащимися была проведена беседа «Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его возможные продукты, что значит презентация проекта и его самоанализ. Поскольку ранее учащиеся не участвовали в проектной деятельности, я сама предложила им уже разработанную структуру проекта. В основном все ребята заинтересовались данной деятельностью, но были и такие, кто насторожился. А второй продукт проекта (создание настольной игры) предложили уже ребята в процессе работы.
На одном из собраний родители
были ознакомлены с методикой
организации проектной
Этап 2. Планирование (выбор проектов).
Этап 3. Практическая реализация проекта.
Этап 4. Презентации.
Презентация нашего проекта проходила для учащихся начальных классов. Нами была выбрана театрализация с элементами диалога и игры со зрителями. Жюри, состоящее из учителей, учеников и гостей праздника, оценивали каждый проект и его презентацию по особым критериям. И как победители этого конкурса мы представляли начальную школу на научной конференции, проходившей в гимназии на Неделе науки.
Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности.
Итоговым моментом в работе над данным проектом явилась письменная самооценка участниками проекта процесса и результата собственной деятельности, которая осуществлялась с помощью листов самооценивания. (Приложение № 1)
2.3. Динамика продвижения учащихся.
По моим наблюдениям, откликам
детей и родителей проект нашёл
эмоционально-познавательный отклик у
учащихся, а работа над ним способствовала
успешному решению целого спектра
дидактически-развивающих
Во время работы над проектом 2 раза проводилось анкетирование.
В первой части проекта учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».
Также учащиеся оценили своё
отношение к творческому
«проект интересный» - 44%;
Информация о работе Проект как форма деятельности младших школьников