Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа
Актуальность здорового образа жизни, особенно в последние годы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В данной курсовой работе хотелось бы обратить особое внимание на формирование установок на ведение здорового образа жизни, посредством проектирования программы здоровья. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Введение…………………………………………..………….…….….3
Глава 1. Теоретические основы проектирования программы формирования здорового образа жизни в начальной школе………………5
1.1. Педагогическая сущность проектирования………..………..…..5
1.2. Сущность, значение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни……………………………………………………….….……..…..…..10
1.3. Сравнение как метод научного исследования………..……..….14
Выводы по 1 главе………………………………………………….…17
Глава 2. Формирование здорового образа жизни в процессе воспитания младших школьников……………………………………………………….18
2.1. Сравнительный анализ эффективности деятельности учителей начальных классов на основе программ формирования здорового образа жизни …………………..………….…………………………………………18
2.2. Рекомендации учителям по проектированию программы формирования здорового образа жизни младших школьников……………….………………………………….……....…….…24
Выводы…………………………………………………………...…….26
Заключение……………………………………………….……...….…27
Библиографический список источников и литературы…………..…29
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
Факультет начального, дошкольного и специального образования
Кафедра педагогики и психологии детства
Проектирование программы формирования здорового образа жизни в начальной школе
Курсовая работа
направление «Педагогика», профиль «Начальное образование»
(2011-2012 учебный год)
22 группы
Колгина Юлия Александровна
«___»______________2013г.
_______________________
Омск - 2013
Содержание
Введение…………………………………………..…………
Глава 1. Теоретические основы проектирования программы формирования здорового образа жизни в начальной школе………………5
1.1. Педагогическая сущность проектирования………..………..…..5
1.2. Сущность, значение понятий «здоровье»
и «здоровый образ жизни……………………………………………………….….…
1.3. Сравнение как метод научного исследования………..……..….14
Выводы по 1 главе………………………………………………….…17
Глава 2. Формирование здорового образа жизни
в процессе воспитания младших школьников……………………………………………………
2.1. Сравнительный анализ эффективности
деятельности учителей
2.2. Рекомендации учителям по проектированию
программы формирования здорового образа
жизни младших школьников……………….…………………………………
Выводы…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………….…
Библиографический список источников и литературы…………..…29
Введение
Одна из основных проблем в образовании – это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших двери школы. Чтобы ребенок рос умным и рассудительным, надо научить его быть крепким и здоровым. Современная школа призвана как давать ребенку знания, так и гарантировать сохранение его здоровья. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Актуальность здорового образа жизни, особенно в последние годы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В данной курсовой работе хотелось бы обратить особое внимание на формирование установок на ведение здорового образа жизни, посредством проектирования программы здоровья. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Анализ психолого-педагогическо
Темой курсовой работы является проектирование программы формирования здорового образа жизни в начальной школе.
Цель курсовой работы состоит в обосновании модели проектирования программы формирования здорового образа жизни в начальной школе.
Постановка цели исследования определила решение следующих задач:
- изучить научно-педагогическую
литературу по проблеме «
- изучить опыт учителей начальной школы по Программе здоровья;
- сформулировать рекомендации для учителей начальной школы по культуре здорового образа жизни младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования: проектирование учителем программы формирования здорового образа жизни для учащихся начальной школы.
База исследования: МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Кормиловского района Омской области, МОУ «СОШ №1» г. Омска.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: теоретический анализ методической литературы, метод сравнения, системный анализ.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (18 источников).
Глава 1. Теоретические основы педагогического проектирования примерных учебных программ для начальной школы
1.1. Педагогическая сущность проектирования
В настоящее время в педагогической литературе и в высказываниях педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется довольно часто. Он связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и другие материалы. Использование педагогического проектирования сводит к минимуму рутинную работу преподавателя и оставляет больше места для конструктивного творческого поиска [2].
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты [4]. В.С. Безрукова под термином «педагогическое проектирование» понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов [3]. По мнению И.А. Колесниковой, проектирование (от лат. projectus - брошенный вперед) - тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления [6].
Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, которые предшествуют воплощению задуманного в реальном продукте.
Педагогическое проектирование - один из методологических подходов к современному образованию, которое основано на осмыслении следующих факторов:
- ценностей педагогических процессов и явлений;
- ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами педагога;
- гармонизации социальных и личностных значений образования [9].
Проект начинается с
определения ценностей
Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование. При проектной деятельности возможна фактическая независимость результата от начальных ресурсов. Здесь действует присущий именно этому типу деятельности механизм «втягивания и умножения» ресурсов в ходе реализации проекта. Проектировщик становится вдохновителем, автором, исполнителем и управленцем процесса. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых субъектов.
А. П. Тряпицына проектирование рассматривает как:
- специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;
- научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);
- форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;
- управленческую процедуру.
В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:
- практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (например, предметом проектирования могут стать образцы будущих программ, учебников и т.д.);
- новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности [7].
Педагогическое проектирование
связано с разработкой
В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:
- диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
- формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
- создание образа результата;
- поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
- обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
- комплексная экспертиза результатов реализации проекта [14].
В.С. Безрукова под педагогическим проектированием понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование предполагает ряд этапов, определяющих научно-обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование (I этап), проектирование (II этап) и конструирование (III этап) [8].
Педагогическое моделирование, т. е. создание модели – это разработка цели педагогического проектирования – педагогической системы, ситуации или процесса, а также основные пути их достижения.
Любая педагогическая деятельность начинается с постановки цели. В качестве цели может быть какой-либо взгляд, идея, убеждение, в соответствии с которыми дальше строится педагогическая система, затем процесс и ситуация.
Поставленная цель должна заставить задуматься о том, где и когда полученные качества учащегося могут быть востребованы.
Педагогическое проектирование, другими словами, создание проекта – это вторая ступень создания модели, доведение ее до уровня практического использования. На этом этапе производится практическая работа с моделью, она приводится к виду, который приемлем для использования в педагогической деятельности. Так как модель в педагогике создается только мысленно, то проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.
Педагогическое
Конструирование в большой степени разбивает проект на части, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности является методической задачей [5].
Информация о работе Проектирование программы формирования здорового образа жизни в начальной школе