Проектирование программы формирования здорового образа жизни в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность здорового образа жизни, особенно в последние годы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В данной курсовой работе хотелось бы обратить особое внимание на формирование установок на ведение здорового образа жизни, посредством проектирования программы здоровья. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………..………….…….….3
Глава 1. Теоретические основы проектирования программы формирования здорового образа жизни в начальной школе………………5
1.1. Педагогическая сущность проектирования………..………..…..5
1.2. Сущность, значение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни……………………………………………………….….……..…..…..10
1.3. Сравнение как метод научного исследования………..……..….14
Выводы по 1 главе………………………………………………….…17
Глава 2. Формирование здорового образа жизни в процессе воспитания младших школьников……………………………………………………….18
2.1. Сравнительный анализ эффективности деятельности учителей начальных классов на основе программ формирования здорового образа жизни …………………..………….…………………………………………18
2.2. Рекомендации учителям по проектированию программы формирования здорового образа жизни младших школьников……………….………………………………….……....…….…24
Выводы…………………………………………………………...…….26
Заключение……………………………………………….……...….…27
Библиографический список источников и литературы…………..…29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Проектирование программ здоровья.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

3. Календарно-тематическое  планирование помогает создавать предположительные варианты предстоящей деятельности на протяжении учебного года.

4. Опыт изученных программ показывает, что чем раньше у младших школьников сформируется мотивация к сохранению здоровья, тем здоровее будет подрастающее поколение и общество в целом. Именно поэтому необходимо направлять первоклассника на сохранение своего здоровья.

5. При проектировании Программы здоровья необходимо использовать ценностные установки формирования культуры здорового образа жизни, а также задачи, виды и формы здоровьесберегающих мероприятий. Программа здоровья должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, обеспечивающих сохранение здоровья учащихся  как одной из ценностных составляющих.

 

Таким образом:

1. Педагогическое проектирование  программ является деятельностью  педагогов-исследователей, направленной  на выявление и обоснование  параметров будущей образовательной  деятельности (взаимодействия учителя  и обучающихся) в рамках конкретной предметной сферы.

2. Педагогическое проектирование имеет и нормативный, и творческий характер. В педагогическом проектировании могут проявляться различные виды творчества (моральное, дидактическое, технологическое, организационное) и организовываться в форме рационализаторского предложения и изобретения.

3. Характерной особенностью формирования здорового образа жизни школьников в современных условиях является личностно ориентированный подход, поскольку при таком подходе наиболее значимой становится комплексная индивидуальная психологическая и физиологическая диагностика. Необходимо учитывать тот факт, что основы знаний о здоровом образе жизни и здоровьесберегающем поведении учащиеся получают преимущественно от учителей в период обучения в школе.

4. Опираясь на сравнительный анализ программ в младшем школьном возрасте необходимо формировать компоненты здорового образа жизни:

- физическая культура; культура питания; 

- культура досуга; культура движений;

- культура поведения.

5. При разработке программы формирования здорового образа жизни необходимо предусмотреть последовательную и целенаправленную совместную деятельность учителей, младших школьников и их родителей в урочное и неурочное время. В программу рекомендуем включать: компоненты культуры здорового образа жизни; средства, направленные на формирование основ культуры здорового образа жизни; методы формирования основ культуры здорового образа жизни; общие методы воспитания.

Заключение

 

Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.

Важнейшей составляющей педагогической деятельности сегодня рассматривается проектирование. Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности, как педагогов, так и учащихся. Посредством грамотно разработанных педагогических процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности учащихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия.

В данной курсовой работе  мы исходим из того, что проектирование Программы здоровья является важным этапом создания здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса. Представляя собой один из основополагающих документов, которые обеспечивают реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, программа выполняет целый ряд важнейших функций, начиная от регламентирующей функции по управлению педагогическим процессом, заканчивая ориентирующей функцией, заключающейся в том, что программа является основой, на которую опираются авторы учебников и учителя.

Центральным звеном проектирования Программы здоровья является формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни,  стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей. Завершающим этапом проектирования программы является ее экспертная оценка, утверждение и внедрение в практику обучения. Поэтому сегодня очень важно формировать у детей навыки здорового образа жизни и воспитать ценностное отношение к здоровью. Учить вести здоровый образ жизни, воспитать сознательное и ответственное отношение детей к здоровью следует не только в школе, но и в семье с активным привлечением педагогов, родителей и медицинских работников к организации воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы.

При этом «выход»  программы в реальный учебный  процесс становится возможным посредством  использования всех компонентов в учебно-методическом комплексе, который спроектирован на основании данной программы и отражает все ее ключевые положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список источников и литературы

 

1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 27 с.

2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

3. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 329 с.

4. Беспалько, В.П. Проектирование учебного предмета / В.П. Беспалько // Школьные технологии. - 2011. - № 7. - 76-88 с.

5. Гура, В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно - ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов на Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2010- 2 изд.-320 с.

6.  Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2012 - 4 изд. - 290 с.

7. Курносов, В.И. Рабочая учебная программа (методические рекомендации). Автор-составитель: Курносов В.И., 2010.- 30 с.

8. Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении [Электронный ресурс] -  Казань, 2010.  Режим доступа: http://www.kazanobr.ru/node/78 , свободный.

9. Николаев, В.В. Методика профессионального обучения. Проектирование технологий формирования у учащихся профессиональных знаний на уроках теоретического обучения в УНПО: Учебное пособие. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. - 89 с.

10. Положение о порядке разработки рабочей программы. [Электронный  ресурс] Режим доступа: http://ymoc.my1.ru/publ/gorodskoj_ehkspertnyj_sovet/polozhenie_o_porjadke_razrabotki_rabochej_programmy/73-1-0-201, свободный.

11. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник, 2003.

12. Солянкина, Н.Л. Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л. Солянкина - Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.- 27 с.

13. Пидкасистого, П. И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого [Текст]. - М: Педагогическое общество России, 2008. - 640 с.

14. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. - М.: Академкнига/ Учебник, 2010. - 184 с.

15. Программа формирования  экологической  культуры здорового и  безопасного   образа  жизни в начальной школе МКОУ «Михайловская СОШ».

16. Программа по формированию здорового образа жизни для 1 класса МОУ   «СОШ №1» г. Омск.

17. Соколова Т.Е. Рабочие программы учителя начальных классов: методические рекомендации. Учебно-методическое пособие для дистанционного повышения квалификации учителей начальных классов. - Мурманск: МОИПКРОиК, 2011. - 35 с.

18. Яшин В. Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни: учебное пособие / Под. ред. Яшин В.Н. 2011г.

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………..

Глава I. Научно-теоритические основы  экосистем………

1.1. Биоценоз как биологическая система. Понятие и структура биоценозов…………

1.2. Отношения организмов в биоценозах…………

1.3. Экологические ниши…………

2.1 Экосистема - основное  понятие экологии.

2.2. Поток энергии в экосистемах. Пищевые цепи и пищевые сети……….

2.3. Биологическая продуктивность экосистем………..

2.4. Динамика экосистем…………

3.1.Биогеоценоз. Учение  о биогеоценозах…

3.2. Компонентный состав биогеоценоза…

3.3. Сущность биогеоценоза……..

Глава II.

2.1. Анализ изучения экосистем в учебнике по курсу «Окружающий мир»….

2.2.

Заключение……………

Библиографический список литературы…………

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель данной курсовой работы - теоретически обосновать понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема»; рассмотреть их структуру и обязательные компоненты.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

- изучить научно-педагогическую литературу по теме исследования;

- раскрыть содержание  основных понятий «биоценоз», «биогеоценоз»,  «экосистема»;

- проанализировать взаимосвязанную  совокупность живых организмов  и среды их обитания в учебнике « Окружающий мир».

Курсовая работа состоит  из введения, содержания, включает две главы, заключение и список литературы.

Объект  исследования - процесс формирования представлений  о биоценозах, биогеоценозах и  экосистемах.

Предмет исследования - совокупность различных видов растений и животных, взаимодействующих друг с другом и окружающей средой.

Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных педагогов, экологов, психологов: Менчинская Наталья Александровна, Выготский Лев Семенович, Б. Г. Ананьев, А Яблоков, Г.Смирнов, Д.Марковича и тд.

 

 




Информация о работе Проектирование программы формирования здорового образа жизни в начальной школе