Проектирование программы формирования здорового образа жизни в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность здорового образа жизни, особенно в последние годы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В данной курсовой работе хотелось бы обратить особое внимание на формирование установок на ведение здорового образа жизни, посредством проектирования программы здоровья. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………..………….…….….3
Глава 1. Теоретические основы проектирования программы формирования здорового образа жизни в начальной школе………………5
1.1. Педагогическая сущность проектирования………..………..…..5
1.2. Сущность, значение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни……………………………………………………….….……..…..…..10
1.3. Сравнение как метод научного исследования………..……..….14
Выводы по 1 главе………………………………………………….…17
Глава 2. Формирование здорового образа жизни в процессе воспитания младших школьников……………………………………………………….18
2.1. Сравнительный анализ эффективности деятельности учителей начальных классов на основе программ формирования здорового образа жизни …………………..………….…………………………………………18
2.2. Рекомендации учителям по проектированию программы формирования здорового образа жизни младших школьников……………….………………………………….……....…….…24
Выводы…………………………………………………………...…….26
Заключение……………………………………………….……...….…27
Библиографический список источников и литературы…………..…29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Проектирование программ здоровья.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что под проектированием понимается деятельность учителя по планированию и подробной разработке предстоящей деятельности, в нашем случае - программы по формированию здорового образа жизни в начальной школе.

 

1.2 Сущность и значение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

 

Здоровье – одна из важнейших  жизненных ценностей  человека, залог его благополучия и долголетия. Ученые доказали, что фундамент здоровья или, наоборот, предпосылки к болезням у человека формируются как до рождения, так и в период младенчества и детства. А позже, в зрелом возрасте, усилия тратятся уже на то, чтобы сохранить имеющийся потенциал здоровья [17].

Существует много различных  определений понятия «здоровье». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля оно трактуется как «состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке». Современные гигиенисты считают его «состоянием полного социального, психического благополучия, когда все функции организма уравновешены с окружающей средой – природной и социальной». Но, пожалуй, наиболее точное определение дано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Согласно ему, здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов».

В представлении большинства людей  здоровье связано с ощущением  радости жизни, активной деятельностью в труде и быту. Именно поэтому к нему относятся как к самой большой ценности. Здоровый человек отличается гармоническим взаимодействием всех систем организма, относительно легким приспособлением к меняющимся условиям внешней среды, большой сопротивляемостью к разнообразным раздражителям[18].

Здоровье дается человеку как великое благо. Но как его сохранить на долгие годы? Возможно ли это? Лучшие умы человечества уже давно задумывались над этими вопросами. И многие их рекомендации актуальны и поныне. Например, «отец» медицины, древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что люди, желающие быть здоровыми, должны закаливать свой организм холодом, заниматься гимнастикой. О пользе закаливания и системных физических упражнений писали также выдающийся врач Востока Авиценна и многие другие знаменитые медики прошлого.

Говоря о здоровье, следует помнить, что оно не является раз и навсегда данным даром природы. Для того чтобы  иметь его, надо, в первую очередь, сохранять нормальное функционирование всего организма, причем, с раннего возраста. Ученые доказали, что фундамент здоровья закладывается еще до рождения человека, а также в период младенчества и детства. Об этом особенно важно знать родителям, задача которых - настроить детей на здоровый образ жизни.

Человек смолоду должен понимать роль и значение здоровья в своей жизни. В этом случае его легче будет  уберечь от вредных привычек, научить  правилам гигиены, привить навыки рационального  режима дня, приобщить к спорту. Со временем ребенок сам, без напоминания взрослых, будет стремиться жить разумно и правильно, постепенно тренируя свой организм к возможным будущим перегрузкам[18].

По нашему мнению, здоровье – это  состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия  «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [1].

Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ  жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом[18].

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская  и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи - укрепление здоровья индивидуума[18].

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и  изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением  общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.  В биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

На физиологическое состояние  человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок.

Отсюда следует, что здоровый образ  жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций[1].

Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры.

Второе включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической же работоспособности. Формирование здорового образа жизни и сохранение здоровья являются первостепенными установками в воспитании младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Сравнение  как метод научного исследования

 

Древние мыслители утверждали: сравнение - мать познания. Народ метко выразил это в пословице: «Не узнав горя, не узнаешь и радости». Все познается в сравнении. Сравнение – неотъемлемая часть человеческого мышления. Сравнение используется не только в научном познании, но и в производственной деятельности людей, в их быту, в области обучения; ему присуще как познавательное, так и практическое значение. Это общенаучный и логический прием познания, который привлекал к себе внимание и древних философов, и мыслителей Нового времени.

В философской литературе справедливо отмечается, что сравнение  следует рассматривать как один из основных логических приемов познания внешнего мира[13]. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем его сходство с родственными предметами.

Сравнение как таковое  не может рассматриваться в отрыве от других логических приемов познания (анализа, синтеза, индукции, дедукции и т.п.). Отдельно друг от друга эти компоненты общей системы познавательных средств существуют лишь как мысленная абстракция, применение которой не только правомерно, но и обязательно для четкого различения этих компонентов, для определения их специфических познавательных функций. Таким образом, можно выделить сравнение и рассматривать его отдельно от других логических приемов, но и в общем процессе мышления оно находится в неразрывной связи и взаимодействии со всеми другими приемами познания.

Любое научное сравнение  представляет собой своеобразное комплексное явление, единство трех моментов: логического приема познания; процесса, т.е. особой формы познавательной деятельности; особого познавательного результата, знания определенного содержания и уровня.

Сравнение есть установление различия и сходства предметов.

Будучи необходимым приемом  познания, сравнение лишь тогда играет важную роль в практической деятельности человека и в научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи. Нет смысла сравнивать фунты с аршинами.

В науке сравнение выступает  как сравнительный или сравнительно-исторический метод. Первоначально возникший  в филологии, литературоведении, он затем стал успешно применяться в правоведении, социологии, истории, биологии, психологии, истории религии, этнографии и других областях знания. Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом: сравнительная анатомия, сравнительная физиология, сравнительная психология и т. п. Так, в сравнительной психологии изучение психики осуществляется на основе сравнения психики взрослого человека с развитием психики у ребенка, а также животных. В ходе научного сравнения сопоставляются не произвольно выбранные свойства и связи, а существенные [11].

Одним из наиболее распространенных  методов   познания является  сравнение, в результате которого устанавливается  то общее, что присуще двум или  нескольким объектам, а выявление  общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов. Таким образом, сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Для того чтобы сравнение  было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

- сравниваться должны лишь такие  явления, между которыми может  существовать определенная объективная  общность;

- для познания объектов их  сравнение   должно осуществляться по наиболее  важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Сравнение  – один из способов, с помощью  которых человек  начал распознавать окружающую среду.  Сравнение  – это   научный   метод  познания, в процессе его  неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Сравнение  представляет собой  метод  сопоставления объектов с  целью выявления сходства или  различия между ними. Если объекты  сравниваются с объектом, выступающим  в качестве эталона, то такое  сравнение  называется измерением. Кроме субъекта (измерителя) и объекта, измерение включает единицу измерения (эталон, или эталонный объект), измерительный прибор, а также  метод  измерения. Умение  сравнивать какие-либо события и  явления, т.е. определять в них общее  и различное, раскрывать причины  этих различий, входит в состав тех  видов деятельности. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний.

Сравнение  может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное   сравнение  подразумевает  сравнение   по разным признакам. В  научном  процессе чаще применяется последовательное  сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и  сравнение  одновременно двух объектов или явлений. Такой вид  сравнения  может использоваться при изучении нового материала и при повторении.

Однако роль сравнительного метода не следует переоценивать, так  как использование этого метода на эмпирическом уровне познания, подразумевает  некоторую его ограниченность. Сравнительный  метод не дает возможности непосредственного  получения обобщающих научных положений и законов, т.е. он может приводить к установлению причинных связей явлений, однако их предсказание имеет по большей части гипотетический характер. В рамках чисто сравнительного исследования невозможно их последовательное научное объяснение. Широкие обобщения и законы природы могут быть сформулированы на основе знаний, полученных эмпирическими методами познания, в том числе и с помощью сравнительного метода, но в последующем обязательно применение различных эмпирико-теоретических и теоретических методов научного познания[10].

Таким образом, сравнение  является одним из распространенных методов научного познания. Недаром  общеизвестны крылатые слова: «без сравнения нет познания», «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Так и в нашей курсовой работе, мы сравним две программы формирования здорового образа жизни. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Информация о работе Проектирование программы формирования здорового образа жизни в начальной школе