Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа
Актуальность здорового образа жизни, особенно в последние годы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В данной курсовой работе хотелось бы обратить особое внимание на формирование установок на ведение здорового образа жизни, посредством проектирования программы здоровья. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Введение…………………………………………..………….…….….3
Глава 1. Теоретические основы проектирования программы формирования здорового образа жизни в начальной школе………………5
1.1. Педагогическая сущность проектирования………..………..…..5
1.2. Сущность, значение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни……………………………………………………….….……..…..…..10
1.3. Сравнение как метод научного исследования………..……..….14
Выводы по 1 главе………………………………………………….…17
Глава 2. Формирование здорового образа жизни в процессе воспитания младших школьников……………………………………………………….18
2.1. Сравнительный анализ эффективности деятельности учителей начальных классов на основе программ формирования здорового образа жизни …………………..………….…………………………………………18
2.2. Рекомендации учителям по проектированию программы формирования здорового образа жизни младших школьников……………….………………………………….……....…….…24
Выводы…………………………………………………………...…….26
Заключение……………………………………………….……...….…27
Библиографический список источников и литературы…………..…29
Сравнение является лишь одним из важных моментов научного познания. Само по себе оно не в состоянии дать полную картину исследуемых явлений. Всякое сравнение затрагивает лишь одну сторону или лишь некоторые стороны сравниваемых предметов или понятий, абстрагируя временно и условно другие стороны.
Вывод по 1 главе:
В настоящей главе мы рассмотрели различные подходы к определению понятия «педагогическое проектирование», уточнили понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Выяснили, что педагогическое проектирование предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Использование педагогического проектирования сводит к минимуму шаблонную работу учителя и оставляет больше места для творческого поиска, который предполагает создание чего-то нового, ценного не только для данного преподавателя, но и для других. Определили, что программа служит индивидуальным инструментом педагога, предназначенным для ее реализации по формированию здорового образа жизни. Также в данной главе мы уточнили, что «сравнение» - научный метод познания, в процессе которого происходит сопоставление, с целью определения общих черт либо различий.
Глава 2. Формирование здорового образа жизни в процессе воспитания младших школьников
2.1. Сравнительный анализ эффективности деятельности учителей начальных классов на основе программ формирования здорового образа жизни
Здоровый образ жизни - это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Незнание его составляющих - главная причина невнимательного отношения учащихся к своему здоровью. А следствие - низкий уровень здоровья школьников.
Формирование культуры здорового образа жизни - одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи. Культура здорового образа жизни человека - это его психологическая, теоретическая и практическая готовность заботиться о состоянии своего здоровья. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый.
Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.
Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему здоровью начинается с первого класса. Учителя начальных классов уже с первый занятий направляют ребят к ведению правильного образа жизни.
Итак, одним из приоритетных направлений работы учителей начальных классов является сохранение и укрепление здоровья своих подопечных в рамках программ формирования здорового образа жизни (далее - Программ здоровья). В связи с этим рассматриваются различные подходы к их реализации, так например проектирование, которое поможет выстроить учителю предварительную работу с младшими школьниками.
В первом параграфе второй главы рассмотрим сравнительный анализ программ формирования здорового образа жизни и выясним, какие темы из них больше способствует сохранению и укреплению здоровью. Для этого сравним две программы: Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни в начальной школе МКОУ «Михайловская СОШ» и Программа по формированию здорового образа жизни для 1 класса МОУ «СОШ №1» г. Омск.
Программа формирования здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основные идеи программ заключаются в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Однако, в программе школы МОУ «СОШ №1» внимание акцентируется на развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья. Цель предполагает выполнение ряда задач:
- выявление школьных трудностей,
их анализ на основе
- формирование мотивации к
- организация спортивно-
- повышение квалификации
педагогов по вопросу
- внедрение современных
здоровьесберегающих
- проведение комплексных
мероприятий по формированию
практических навыков
Мероприятия, проводимые в рамках этих программ, предусматривают совместную работу администрации школы, педагогического коллектива, медработников, родителей.
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
- проведение часов здоровья;
- факультативные занятия;
- проведение классных часов;
- занятия в кружках;
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
- организацию дней здоровья.
Программа МКОУ «Михайловская СОШ» предусматривает следующие формы организации занятий: классный час, урочные беседы, праздники и «Веселые старты», экскурсии, беседы с медработниками. Однако, программа МОУ «СОШ №1» предлагает наиболее интересные формы, такие как: динамические паузы, библиотечный час, практические занятия, эстетические беседы, внеклассные мероприятия.
В начальной школе один преподаватель ведет все уроки, поэтому ученики могут осваивать материал по здоровому образу жизни как на занятиях по интегративному курсу «Окружающий мир», так и на уроках, факультативах и в кружках по любым другим предметам (прежде всего, практической направленности: физкультура, технология) при выполнении отдельных видов заданий.
На основе метода сравнения, сущность которого мы раскрыли в первой главе, мы проанализируем содержание программ формирования здорового образа жизни.
Программа по формированию здорового образа жизни для 1 класса МОУ «СОШ №1» г. Омска предусматривает вводное занятие по правилам безопасного поведения на занятиях, в учебном заведении. Первоклассник должен иметь представление о том, как себя ввести в роли школьника.
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни в начальной школе МКОУ «Михайловская СОШ» не предусматривает подобного вводного занятия, возможно, оно не выделено в отдельный пункт. Однако мы считаем, что данное занятие необходимо, так как младший школьник должен иметь представление о значении и безопасности на уроках.
При изучении темы «Питание и здоровье» в программе по формированию здорового образа жизни для 1 класса МОУ «СОШ №1» г. Омска учитель предлагает сначала рассмотреть правила поведения в столовой, правила этикета, затем «полезные» и «вредные» продукты - «Как и чем мы питаемся». В данной программе преподаватель уделяет также внимание экскурсии «Сезонные изменения, как их принимает человек» беседа по этой теме поможет принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.
Программы формирования здорового образа жизни предусматривают и рассмотрение основных вопросов гигиены, как важной составляющей сохранения здоровья. На классных занятиях младшие школьники не только анализируют стандартный режим дня, но и составляют индивидуальное расписание, стараются соблюдать его. Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни в начальной школе МКОУ «Михайловская СОШ» охватывает вопросы гигиенического содержания тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды.
Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других вопиющих проявлений нравственной болезни общества захлестнул сегодня города и посёлки. В сельской местности в связи с особенностями менталитета этот процесс идёт медленнее, но отдельные факты и проявления становятся всё заметнее и в условиях села. Особенно подвержены этому влиянию дети из неблагополучных по каким-то критериям семей [15]. Исходя из вышеизложенного, преподаватели начальных классов считают, что только практические действия могут принести положительный результат. Здоровый образ жизни должен стать основой в профилактике болезней современности.
Программы формирования здорового образа жизни показывают, что важную роль в сохранении здоровья детей имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, учете индивидуальных психолого-физиологических особенностей, отсутствии вредных привычек. Активная работа учителей начальных классов в соответствии с программами здоровьесбережения позволяет проанализировать основные наиболее часто использующиеся формы здоровьесберегающей деятельности. Работа по физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни ведется не только на уроках физической культуры, но и во время утренней зарядки, на переменах (динамические паузы), на уроках и самоподготовке (физминутки), в спортивно-массовых мероприятиях («Зарница», «Дни здоровья»).
Таким образом, сравнивая программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни в начальной школе МКОУ «Михайловская СОШ» и программу по формированию здорового образа жизни для 1 класса МОУ «СОШ №1» г. Омска мы можем заключить, что обе они направлены на сохранение и улучшение здоровья учащегося. Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. В результате реализации программ по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Несомненно, программы формирования здорового образа жизни схожи, однако темы предложенные учителем в программе МОУ «СОШ №1» поделены на разделы, каждый из которых соответствует определенной тематике. Такое расположение поможет наиболее глубже изучить материал в совокупности и спроектировать программу. Программа МКОУ «Михайловская СОШ» предполагает усвоение тем вразброс, что, по нашему мнению, не приведет к сознательному сохранению здоровья младшего школьника.
2.2. Рекомендации учителям по проектированию программы формирования здорового образа жизни младших школьников
В требованиях Стандарта обозначено, что Программа формирования здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на формирование здорового образа жизни в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества[12].
Программа здоровья должна обеспечить:
- сознательное сохранение собственного здоровья;
- формирование установок
на использование здорового
- следование рекомендуемому врачами режиму дня;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями своего состояния здоровья.
При проектировании программ формирования здорового образа жизни каждое образовательное учреждение опирается на собственный опыт работы в этом направлении. Вместе с тем, обязательными являются определенные в Примерной программе цели и задачи программы, структура системной работы по формированию культуры здорового образа жизни в начальной школе.
Одним из главных условий
реализации программы является создание
необходимых условий для
Составляя свою рабочую программу, учитель должен ориентироваться на стандарт как обязательную часть содержания образования.
Законом РФ "Об образовании" не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель имеет право выбрать самостоятельную форму записей в текстовом варианте рабочей программы.
При составлении текста программы формирования здорового образа жизни учитель должен учитывать ряд существующих в рабочей программе структурных элементов. Однако порядок построения завит от пожеланий педагога.
Рассмотрим некоторые рекомендации к элементам программы здоровья учителя начальных классов.
1. Важным составляющим любой программы является цели, поэтому при ее формулировке должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.
2. Сравнительный анализ программ показал, что материал необходимо давать младшим школьникам в системе, что способствует лучшему усвоению изученного.
Информация о работе Проектирование программы формирования здорового образа жизни в начальной школе