Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки. Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.

Содержание работы

Введение____________________________________________________3
Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
1.1.Основные подходы к сущности понятий «Проектная задача », «Творчество», «Творческая деятельность», «Способности»_______________5
1.2 Формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста._______________________________________________________12
1.3 Проектные задачи в начальной школе и их классификация ______20
Глава II. Практическая часть работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
2.1. Изучение опыта работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»____________________________________________________21
Заключение__________________________________________________30
Список используемой литературы________________________

Файлы: 1 файл

курсовая карбан.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По теме : « Проектная задача как средство  развития  творческих способностей у младших школьников во  внеурочное время »

 

 

 

 

 

 

 

г. Черняховск, 2012

 

Оглавление

Введение____________________________________________________3

Глава I. Теоретическая часть работы по теме  «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

1.1.Основные подходы к сущности понятий «Проектная задача », «Творчество», «Творческая деятельность», «Способности»_______________5

1.2 Формы и методы развития  творческих способностей детей  младшего школьного возраста._______________________________________________________12

1.3 Проектные задачи в  начальной школе и их классификация ______20

Глава II. Практическая часть работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

2.1. Изучение опыта работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»____________________________________________________21

Заключение__________________________________________________30

Список используемой литературы_______________________________32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки. Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.

Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для общества, так и для самой личности.

Основные положения теории творчества, изложены в трудах М.М. Бахтина, доработаны В.С. Библером и С.Ю. Кургановым. Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и других показано, что различные характеристики мышления младших школьников непосредственно зависят от организации учебного процесса, от содержания обучения.

При всем многообразии исследований, необходимо отметить их теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо выявить комплекс психолого-педагогических условий, разработать технологическое обеспечение его реализации.

Проблема  исследования: каковы возможности проектной задачи как средство развития творческих способностей у младших  школьников  во внеурочное время 
объект   исследования: развитие творческих способностей у младших  школьников  во внеурочное время.

предмет   исследования: возможности проектной задачи в развитие творческих способностей у младших  школьников   во внеурочное время.

цель   исследования: изучить возможности проектной задачи в развитии творческих способностей у младших  школьников   во внеурочное время.

Задачи курсовой работы:

1.Изучить  психолого-педагогическую  и специальную литературу по  теме исследования и сформулировать  методологический аппарат исследования.

2.Теоретически выявить  и изучить возможности творческих  способностей у младших школьников  во внеурочной деятельности.

3.Обобщить результаты, сделать  выводы по исследуемой проблеме.

4. Изучить   опыт работы   учителей начальных классов по  данной проблеме.

 

 

Глава 1. Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности

1.1.Основные подходы к  сущности понятий «Проектная  задача », «Творчество», «Творческая  деятельность», «Способности»

С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Для раскрытия понятия «творческие способности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности», а так же тесно связанные с ними такие понятия как «творческое мышление», «креативность», «фантазия», «воображение».

В.А.Сухомлинский - создатель концепции гуманистического воспитания, выдающийся педагог XX века считал проблему творчества «одним из участков педагогической целины». [12]

 По его мнению, творчество  начинается там, где интеллектуальные  и эстетические богатства, освоенные  и добытые раньше, становятся  средством познания, освоения, преобразования  мира, при этом «человеческая  личность словно сливается со  своим духовным достоянием».

«Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью».[10]

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Способности это свойства личности, которые определяют динамику, глубину и прочность приобретения знаний, умений и навыков и обеспечивают результативность и успешность деятельности. Основу этих способностей составляют задатки, которые понимаются как врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые способствуют более динамичному приобретению знаний, умений и навыков и составляют основу развития способностей.

В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.

По видам деятельности выделяют:

  • Репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности, Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
  • Творческий – обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

По мнению Р.С. Немова творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Творческое мышление характеризует особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.

Один из непременных компонентов творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений. При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. В начальных классах реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника — это переход к все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний. [13]

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления. Младший школьный возраст — период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6—7 до 9—10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7 лет. В этот период происходят существенные изменения всего психического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять прежде, чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения результата. К 8-10 годам поведение становится менее импульсивным, чем в дошкольном возрасте, появляется его произвольность, управляемость. [6]

Ребенок в младшем школьном возрасте начинает осознавать свое место в мире общественных отношений, происходит открытие социальной позиции школьника (внутренняя позиция) и изменение самосознания (рождение социального «Я»)

Перед каждым педагогом стоит важная задача развития на каждом возрастном этапе памяти как непроизвольного процесса, исключения самой необходимости использования так называемых мнемотехнических приемов.

Для развития ребенка очень важно формирование разнообразных интересов. Для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др. [1]

Существует два основных типа методов диагностики творческих способностей:

  • Малоформализованные методы изучения и диагностики такие как - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности и подобные.
  • Строгоформализованные методы - тесты. По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Цели диагностики творческих способностей:

  • Определение исходного уровня творческих способностей
  • Коррекция проводимых занятий
  • Выявление наиболее одаренных детей;
  • Определение структуры способностей.

Технология диагностики должна включать:

Методики, позволяющие оценить уровень сформированности определенных качеств мышления у целой группы людей в ограниченные сроки (определение исходного уровня способностей, коррекция проводимых курсов) - стандартизированные количественные тесты.

Информация о работе Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочное время