Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:57, курсовая работа
Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки. Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.
Введение____________________________________________________3
Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
1.1.Основные подходы к сущности понятий «Проектная задача », «Творчество», «Творческая деятельность», «Способности»_______________5
1.2 Формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста._______________________________________________________12
1.3 Проектные задачи в начальной школе и их классификация ______20
Глава II. Практическая часть работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
2.1. Изучение опыта работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»____________________________________________________21
Заключение__________________________________________________30
Список используемой литературы________________________
Цель: Передать свои переживания после прослушивания музыки К. Дебюсси “Море” и В. Мей “Шторм” в коллективной живописной работе “Море”.
Задачи:
Используя знания о выразительных и изобразительных средствах живописи нарисовать два морских пейзажа, соответствующих характеру музыки в тактильной технике.
Формирование элементов сотрудничества в коллективной работе.
Формирование ориентации во времени, соотнося события с цепочкой: прошлое – настоящее – будущее.
Аналитический этап:
Анализ имеющейся информации (репродукции картин художников, рисунки второклассников прошлого года).
Обсуждение оптимального способа достижения цели.
План работы.
– разделение детей на две группы;
– подготовка рабочих мест;
– распределение обязанностей;
– подготовка к
восприятию музыкального
– восприятие музыкального произведения с показом его характера через движения руками и всем телом;
– выполнение коллективной работы “Море в ясную (ненастную) погоду” в тактильной технике
– обсуждение качества
выполненной работы с точки
зрения выразительности
– обсуждение способов
взаимодействия в группе и
его влияние на качество
Выполнение плана работы.
Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.
Публичное представление, демонстрация “продукта”.
Обсуждение качества выполнения “продукта” (итоговый контроль).
Обсуждение результата – качественное изменение в группе детей.
Тема “Макет города будущего”
Класс: 3
Тип проектной задачи: творческая
Форма работы: совместно-взаимодействующая.
Актуальность: У каждого ребенка есть мечта жить в сказочно красивом городе, но окружающие улицы и дома далеки от совершенства. В макете мы можем воплотить свои взгляды на красивый город будущего.
Проблема. Вы – архитекторы будущего и только от вас зависит облик городов через 100 лет. Нас окружают однообразные, или некрасивые дома, зачастую уродливые улицы. Если вы не придумаете ничего нового, красивого, функционального, они останутся такими, как сегодня навсегда.
Цель: В смешанной технике придумать и создать макет города Будущего.
Задачи:
Используя знания о единстве красоты и функциональности в архитектурных сооружениях придумать фрагмент (четверть) города будущего.
Формирование умения собирать и сортировать информацию из различных источников, использовать ее для решения практических задач (создать макет города будущего).
Формирование элементов сотрудничества в коллективной работе, ее совместно-взаимодействующей форме, усилием воли контролировать свою деятельность, чтобы не получить штрафы, оговоренные в трудовом договоре.
1-й час работы
Анализ имеющейся информации, материалов и инструментов (все средства, материалы и инструменты представлены в начале работы на одном столике).
Фотографии, иллюстрации городов прошлого и современных
Энциклопедии
Технологическая карта “ Изготовление макета здания”
Трудовой договор, где оговариваются условия выполняемой работы, размер вознаграждения, система штрафов.
Материалы и инструменты
Обсуждение оптимального способа достижения цели, план выполнения практической работы.
Разделение детей на четыре группы, каждая из которых выполняют четверть макета города будущего.
Подготовка рабочих мест
Распределение обязанностей, выделение одного человека из команды, который будет играть роль эксперта Осуществление практической деятельности.
Четыре группы выполняют свой фрагмент макета, соблюдая несколько условий. Во-первых, все фрагменты должны сочетаться между собой, с этой целью детям необходимо совершать визиты в соседнее архитектурное бюро для согласований. Во-вторых, оговаривается время выполнения своей части работы для того, чтобы осталось время на соединение всего“архитектурного ансамбля”.
Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.
Эксперты в листах отвечают на вопросы:
– какие задачи вы ставили перед собой;
– какие возникали идеи;
– какие были отвергнуты (приняты);
– какие трудности возникли во время работы, а что прошло легко;
– как велось обсуждение, как преодолевались трудности;
– какие источники информации оказались полезными (бесполезными) и в чем.
2-й час работы.
Соединение четырех частей города в единый ансамбль. Публичное представление, демонстрация “продукта”. Выступление экспертов, которые оглашают результаты работы.
Обобщение учителем
всего того, что ребята узнали,
сделали на практической
В данных проектных задачах учитель готовит ребят к самостоятельной работе над проектом непосредственно во внеурочное время , в коллективной деятельности.
На основе изучения представленного опыта учителем начальных классов Любови Анатольевны и рядом проектных задач других учителей сделала для себя вывод, что не стоит проектную деятельность превращать в массовое паломничество, ведь реальных проблем, детских противоречий, которые требуют разрешения в форме проекта не так много. А проектные задачи позволяют проблему придумать, представить парадоксальную ситуацию и коллективно, в короткий промежуток времени (часть урока, или серия уроков) разрешить ее.
Заключение
Курсовая работа по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочное время» состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой главе мы рассмотрели понятия «творческие способности», «творчество», «способности», «творческое мышление», а также психологические, педагогические и возрастные особенности младшего школьного возраста.
Учет психологических и возрастных особенностей играют огромную роль в развитии младших школьников и в процессе обучения.
Учет психологических и педагогических особенностей младших школьников играет огромную роль в деятельности учителя начальных классов, направленной на развитие творческих способностей.
Учителю начальных классов необходимо использовать разнообразные формы внеклассной работы, для того, чтобы преодолеть некоторые трудности и заинтересовать ребенка учебным процессом, и развивать творческие способности. Нами было изучено, что младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать систематическое обучение. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности, а успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста, приобретают новые ценности.
Младший школьник может проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д.
В первой главе мы рассмотрели также роль проектных задач. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащихся. Учитель организует самостоятельную, учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
Во второй главе нашего исследования мы описали передовой педагогический опыт по теме «Проектные задачи как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочное время»
Учитель: Василовская Любовь Анатольевна
Область педагогического творчества: Учитель начальных классов
Сущность опыта: применение проектной задачи во внеурочное время вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости.
Детский возраст имеет возможности для развития творческих возможностей с течением времени необратимо утрачивается, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте . Успешное развитие творческих способностей так же возможно после проведения проектных задач во внеурочное время. У детей формируется такие качества как : быстрота, гибкость ,оригинальность, точность, креативность, с главное самостоятельность в принятии решений, что очень важно для развития личности.
Список использованной литературы