Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:57, курсовая работа
Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки. Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.
Введение____________________________________________________3
Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
1.1.Основные подходы к сущности понятий «Проектная задача », «Творчество», «Творческая деятельность», «Способности»_______________5
1.2 Формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста._______________________________________________________12
1.3 Проектные задачи в начальной школе и их классификация ______20
Глава II. Практическая часть работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
2.1. Изучение опыта работы по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»____________________________________________________21
Заключение__________________________________________________30
Список используемой литературы________________________
Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащихся. Учитель организует самостоятельную, учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются ее реперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения.
Итак, проектная задача – это система (для 4 – 5 классов – набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».[5]
Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения, результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования, с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Почему задачи такого типа получили название «проектные»?
Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится и того, что в результате получается.[5]
Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или сиситемы) заданий и требуемых для их выполения данных. [16]
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также содержаться в текстах других заданий или в их результатах. Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа (способов) описания и представления результатов работы.
Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах). При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль и т.п.
Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и те истинные предметные знания, коммуникативные навыки, в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций. Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило, включает в качестве основных этапов анализ, моделирование, синтез.
Проектные задачи могут быть предметными, межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений), новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.
Проектные задачи имеют
Рассмотрим основные этапы проектной задачи.
- наличие значимой задачи;
- определение возможных путей её преодоления;
- формулирование целей каждого пути;
- планирование действий
по разрешению задачи, то есть
с проектирования самого
- поиск средств, возможных
путей решения задачи (задача
должна быть сформулирована
- выбор средств решения проблемы (что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена);
- решение проблемы (реальное
продуктивное действие). Создание
какого-то реального «продукта»
- анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата);
- представление окружающим
полученного результата («продукта»)
в виде различных текстовых, знаковых,
графических средств, так как
нет установки на жёстко
Глава 2. Практическая часть по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
2.1. Изучение опыта работы учителя начальных классов по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
Цель: изучить передовой педагогический опыт учителя по теме «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
Задачи:
1) проанализировать опыт
работы учителя начальных
2) выявить активные формы и методы педагога
Для подтверждения теоретических положений, рассмотренных в первой главе исследования, мы изучили передовой педагогический опыт учителя начальных классов по данной проблеме.
Тема: «Проектная задача как средство развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
Автор опыта: Василовская Любовь Анатольевна. г. Заводоуковск МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 1» учитель начальных классов, первой квалификационной категории.
Сущность опыта: Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию Василовская Любовь Анатольевна использует в своей практике второй год. Проектную задачу использует в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. И нужно отметить, что применение проектной задачи во внеурочное время вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи Василовская Любовь Анатольевна берет уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако всегда что-то меняет в структуре этих задач, подстраиваясь под уровень своих воспитанников и общеобразовательную программу в данном классе. Но ей самой очень нравится составлять такие задачи. Чем в основном она и занимается . Это как вдохновение, идея приходит неожиданно, и начинается детальная проработка сюжета с включением разнообразных заданий.
Продуктивность:
В ходе решения системы
проектных задач у младших
школьников могут быть
Регулятивные УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
Познавательные УУД:
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Трудоемкость: Динамична и для учителя и для учеников.
Доступность: Доступен всем учителям начальных классов.
Внедрение данного опыта:
Проектные задачи, которые решает Любовь Анатольевна с детьми на внеурочных занятий обучают взаимодействию в группе и групповой деятельности. Построенные на принципах проблемного обучения, они готовят почву для того, чтобы дети в дальнейшем могли самостоятельно заниматься проектной деятельностью.
Тема “Интерьер кукольного домика”.
Класс: 1, четверть 1
Тип проектной задачи: творческая
Форма работы: в парах.
Актуальность: Первоклассники еще не умеют работать в группе, распределять обязанности, относиться ответственно к своей части работы. Переходным этапом является работа в парах, где возможен только общий а не персональный результат.
Проблема: К нам на урок пришла куколка, какая она? (Грустная, плачет). Она принесла письмо, в котором говорится, что ее домик сломали ребята из детского садика. Она на них совсем не сердится, ведь они еще маленькие, но нас с вами просит о помощи. Поможем? (Поможем!). Куколка предлагает слепить из пластилина для нее интерьер, то есть внутреннее пространство домика из пластилина. Жилище должно быть удобным и красивым. Но куколка поставила еще одно условие: ребята должны работать в паре и результат оценивается только общий. Что должно быть в вашем интерьере? Мебель, бытовая техника, стены (высотой не более 2-х сантиметров).
Цель: Работая в паре слепить из цветного пластилина интерьер кукольно домика.
Задачи:
Формирование элементов сотрудничества при работе в паре, (решить, какие будут комнаты, какая в них подойдет мебель и бытовая техника и т.д., тактично прислушиваться к мнению соседа, находить общее решение).
Используя иллюстрации и фотографии мебели и бытовой техники слепить их из пластилина и “удобно” расположить на листе картона все элементы интерьера.
Закрепление приемов лепки из пластилина при выполнении практической работы
Анализ имеющейся информации, материалов и инструментов.
Фотографии, иллюстрации образцов мебели и бытовой техники
Письмо от куколки
Пластилин, стеки, картон, ножницы
Обсуждение оптимального способа достижения цели, план выполнения практической работы.
Подготовка рабочих мест.
Обсуждение того, как должен выглядеть домик внутри (наличие санузлов, кухни, гостиной, спальни, стилевое единство и т.д.).
Распределение обязанностей (либо картон режется на две части, каждый выполняет свою работу на отдельном куске, а потом соединяется; либо ребята сразу работают на одном листе, соотнося свои действия с соседом).
Осуществление практической деятельности.
Лепка в паре интерьера кукольного домика.
Текущий контроль, внесение изменений, корректировка (обращение – Ребята вы хорошо обсудили, какие комнаты у вас будут, чтобы не получилось, что у вас есть два санузла и ни одной кухни? и т.д.).
Результат своей практической работы ребята выставляют на столике в углу кабинета, рассматривают и обсуждают с позиции “нравится” (почему?), “не нравится” (почему?)
Обобщение учителем всего того, что ребята узнали, сделали на практической работе, соотнося выполненное с проблемой, целью, задачами:
– трудно ли было работать в паре (почему)?
– вы сразу пришли к единому мнению, или было трудно договориться?
– что из предложенного
на доске вам пригодилось, а
какие иллюстрации и
– у вас в работе оказались лишние, или недостающие комнаты?
– размер, цвет мебели
вы соотносили с соседним
– куколка будет рада вашему домику и почему?
Тема “Пейзаж-настроение”.
Класс: 2.
Тип проектной задачи: творческая.
Форма работы: совместно-взаимодействующая.
Актуальность: Часто дети способны услышать друг друга при помощи слов, увидеть настроение и переживание через эмоции, но не умеют это сделать при помощи изобразительных и выразительных средств живописи.
Проблема:
Возможно ли второклассникам будущего без слов рассказать о том, что вы услышали в музыке.
Что делать, если вы не взяли с собой кисти, а только краски.
У вас только два больших листа, резать которые нельзя.