Профессиональная компетентность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога и способы её формирования.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»;
Рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы компетентности и компетенции учителя 5
1.1. Определение понятий «компетенция» и «компетентность». 5
1.2. Теории профессиональной компетентности в педагогике. 9
1.3. Содержание теоретической и практической готовности учителя 13
Глава 2. Содержание профессиональной компетентности педагога. 18
2.1. Эмоциональная компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья 18
2.2.Способы совершенствования эмоциональной компетентности. 21
2.3. Профессиональный кризис и профессиональное «выгорание» педагога 25
2.4. Повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование. 27
Заключение 30
Приложение 1 «Выявление способности учителя к саморазвитию» 32
Список использованной литературы. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике. Профессиональная компетентность педагога .docx

— 94.51 Кб (Скачать файл)

В ходе анализа и изучения литературы можно дать следующие  определения понятий «компетенция»  и «компетентность»:

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой (в т.ч. и нестандартной) ситуации.

Компетентность – это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в общем или же в той или иной области деятельности.

 

    1. Теории профессиональной компетентности в педагогике.

На настоящий период времени  в литературе существует много различных  позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога.

Рассмотрим  подход Коджаспировой Г.М., которая профессиональную компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть будущий учитель. Галина Михайловна выделяет десять групп умений:

Первая группа:

- умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать её в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса;

- умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдалённые результаты решения подобных задач.

Вторая группа:

- работа с содержанием учебного материала;

- способность к педагогическому истолкованию информации;

- формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;

- изучение состояния психических функций учащихся, учёт учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;

- умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

- умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затраты сил и времени учащихся и учителя.

Третья группа:

- умение соотносить затруднения учащихся с недочётами в своей работе;

- умение создавать планы развития своей педагогической деятельности.

Четвертая группа:

- умение поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные – создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнёра по общению.

Пятая группа:

- умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

- способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

- умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);

- владение приёмами риторики;

- использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

- преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Шестая группа:

- умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т.е. реализация и развитие педагогических способностей;

- умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер;

- осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я-концепции.

Седьмая группа:

- осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных.

Восьмая группа:

- умение определять знания, полученные учащимися в период учебного года;

- умение определять состояние деятельности и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности начале и в конце года;

-умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа:

- оценивание учителем воспитанности и воспитуемости школьников;

- умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;

- способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков;

- умение создавать условия для стимулирования слаборазвитых черт личности.

Десятая группа:

- интегральная способность учителя оценить свой труд в целом;

- умение увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами. [7]

Совет Европы выделяют пять базовых компетенций, в контексте  подготовки учителя иностранного языка:

·Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя  ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

·Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном  обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствующие как пониманию различий, так и готовности жить с людьми других культур, языков и религий.

·Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляции от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающие все возрастающее значение.

·Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемым по каналам СМИ и Интернета информации и рекламе.

·Компетенции, реализующие способность и желание учиться  всю жизнь, не только в профессиональном плане, но и в личной общественной жизни. [14]

Рассмотрим структуру педагогической компетентности по Н.В. Кузьминой.  В качестве отдельных видов  или элементов профессионально – педагогической компетенции она выделяет следующие:

  1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. Включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач.
  2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений. Включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
  3. Социально-психологическая компетентность в области процессов межличностного общения. Предполагает умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, знание психологии межличностного и педагогического общения.
  4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся. Включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять ведущие мотивы деятельности.
  5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности. Подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. [10]

Выделенные виды (структурные  компоненты) профессионально-педагогической компетентности в современной образовательной  ситуации возможно дополнить еще тремя.

Во-первых, компетентность в умении соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой педагогической культуры в целом, отечественной педагогики, в способности продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом, в умении обобщить и передать свой опыт другим.

Во-вторых, в условиях постоянно меняющейся ситуации воспитания необходимым нормативным качеством педагога становится креативность как способ бытия в профессии, желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне ценностей (целей), содержания, форм и методов многообразных образовательных процессов и систем.

И,в-третьих, профессионально компетентный педагог способен к рефлексии, то есть к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на педагогическую реальность, историко-педагогический опыт, на собственную личность.

Следовательно, на сегодняшний  день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. Однако, важно отметить, что в современных условиях необходимо формировать не только компетентную, но и конкурентоспособную личность.

Таким образом, рассмотренные  теоретические положения, определяющие профессиональную компетентность педагога, позволяют констатировать разграничение трех основных групп компетентностей:

  1. Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности.
  2. Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми.
  3. Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. 
    1. Содержание теоретической и практической готовности учителя

Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, в свою очередь проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.

Сформированность аналитических умений — один из критериев педагогического мастерства, так как с их помощью извлекаются знания из практики, и проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Аналитические умения состоят из ряда частных умений:

  • расчленять педагогические явления на составляющие элементы (мотивы, стимулы.);
  • осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;
  • находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
  • правильно диагностировать педагогическое явление;
  • находить основную педагогическую задачу и способы ее оптимального решения.

Прогностические умения. Управление социальными процессами, каким является и образовательный, всегда предполагает ориентацию на четко представленный конечный результат (предвосхищенная цель). Основу для целеполагания и поиска возможных путей решения педагогической задачи создает анализ педагогической ситуации. Взаимосвязь анализа педагогической ситуации и целеполагания в педагогической деятельности ограничена. Тем не менее успех целеполагания зависит не только от результатов аналитической деятельности. Во многом он предопределяется способностью к антиципации1. Наличие этой профессионально значимой способности всегда характеризовало педагогов-мастеров. А.С.Макаренко в полной мере был наделен этой способностью. Он писал, обобщая свой опыт: "Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья". [11]

Состав прогностических  умений можно представить следующим  образом: выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов (или стадий) педагогического процесса, распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.

Проективные умения. Триада "анализ — прогноз — проект" предполагает выделение специальной группы умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания. Разработка проекта образовательно – воспитательной работы означает прежде всего перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, их максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации. Следующим шагом является определение содержания и видов деятельности, осуществление которых учащимися обеспечит развитие прогнозируемых качеств и состояний. При этом важно предусмотреть сочетание различных видов деятельности и проведение специальных мероприятий в соответствии с поставленными задачами.

Информация о работе Профессиональная компетентность педагога