Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога и способы её формирования.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»;
Рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы компетентности и компетенции учителя 5
1.1. Определение понятий «компетенция» и «компетентность». 5
1.2. Теории профессиональной компетентности в педагогике. 9
1.3. Содержание теоретической и практической готовности учителя 13
Глава 2. Содержание профессиональной компетентности педагога. 18
2.1. Эмоциональная компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья 18
2.2.Способы совершенствования эмоциональной компетентности. 21
2.3. Профессиональный кризис и профессиональное «выгорание» педагога 25
2.4. Повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование. 27
Заключение 30
Приложение 1 «Выявление способности учителя к саморазвитию» 32
Список использованной литературы. 33
Проективные умения включают:
Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Их выделение обусловлено рядом причин. Прежде всего тем обстоятельством, что анализ результатов педагогической деятельности без тщательного анализа условий их получения не может считаться нормой. Для педагога всегда очень важно установить, в какой мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием его деятельности. Отсюда и необходимость в анализе собственной деятельности, который требует особых умений анализировать.
Содержание практической готовности учителя выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.
Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формированием потребности в знаниях и активного, самостоятельного, творческого отношения к явлениям окружающей действительности; созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных проступков; разумным использованием методов поощрения и наказания и т.п.
Информационные умения – это умения и навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания. Они проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст; логически правильно построить и вести конкретный объяснение; оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала ; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.
Развивающие умения предполагают определение "зоны ближайшего развития" (Л.С.Выготский) отдельных учащихся, класса в целом; создание проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений; формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, науке, производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей;
Организаторские умения учителя неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями-коллегами, родителями. Так, с помощью слова педагог формирует положительную мотивацию учения учащихся, познавательную направленность и создает психологическую обстановку совместного познавательного поиска и совместных раздумий. С помощью слова создается психологический климат в классе, преодолеваются личностные барьеры, формируются межличностные отношения, создаются ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание.
Коммуникативные умения учителя-воспитателя структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения. Обращение к работам А.А.Бодалева и его сотрудников, в которых раскрывается проблема восприятия человека человеком, позволяет очертить круг профессионально-педагогических умений, которые сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание прежде всего ценностных ориентацией другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний.
Данные об учащихся, полученные в результате "включения" перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса.
Умения педагогического общения. На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при этом помнить не только имена и лица воспитанников, но и их индивидуальные особенности, проявляющиеся в их реакциях и поведении.
Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание. В.А.Кан-Калик описывает четыре способа привлечения внимания другого субъекта общения:
На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;
Управление общением в
педагогическом процессе изначально предполагает
умение органично и последовательно
действовать в публичной
Успешное управление педагогическим общением требует умений распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу наиболее подходящий способ поведения и обращения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический барьер; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях.
Одним из средств, повышающих эффективность коммуникативного действия, является педагогическая техника, которая представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для педагогического стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа и др.[2]
Умения педагогической техники
— необходимое условие
Исследовав проблему профессиональной
компетентности педагогов и раскрыв содержание
этого понятия, а также рассмотрев различные
взгляды на классификацию профессиональных
компетентностей и компетенций в образовании,
мы убедились, что в современной педагогике
сложилось достаточно противоречивая
ситуация по этому вопросу, что свидетельствует
о недостаточной разработанности данных
понятий в современной образовательной
системе. Во второй главе мы постараемся
определить способы формирования профессиональной
компетентности и факторы, влияющие на
её развитие.
В этой главе мы рассмотрим эмоциональную компетентность педагога и способы её совершенствования. Здесь же мы разберём синдром профессионального выгорания педагогов и предложим пути выхода из профессионального кризиса. А так же мы рассмотрим повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование.
Мир эмоций и чувств пронизывает все стороны жизни человека - отношения с другими людьми, деятельность, общение и познание. Профессиональная деятельность педагога не исключение. Более того, для нее характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам.
Ученые-психологи отмечают, что неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического, соматического, физического здоровья человека и, как следствие, снижению качества деятельности и жизни [18]. По мнению ученых, именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современной культуре. О необходимости эмоционального воспитания писали Л. Выготский и Л. Рубинштейн, подразумевая под этим овладение культурой проявления эмоций.
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание человека к своему внутреннему миру. Эмоциональная компетентность, как интегративного образования личности, обеспечивает ее психологическое благополучие и профессиональную успешность [1].
Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям.
Первая компетенция - это распознавание и понимание собственных эмоций и чувств. Высший уровень эмоциональной сознательности характеризуется тем, что человек может не только воспринять и описать чувство, но и понимает причины его возникновения и контекст. Люди с большой эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями, быстрее восстанавливают эмоциональный баланс. Низший уровень сознательности - это чувственная слепота, алекситимия. Доказано, что она может приводить к психосоматическим заболеваниям, нарушениям в социальной сфере, осложняет личностные и профессиональные отношения.
Вторая компетенция - управление своими эмоциями. Человек, который сотрудничает с другими (к учителю это относится непосредственно), вынужден находить баланс между собственными потребностями, притязаниями и ожиданиями общества. Обучение этому длиться долгие годы. Важнейшей составной частью его является реакция на собственные эмоции. Установлено, что людям, позволяющим свободно проявляться таким чувствам как злость и гнев, труднее избавиться от них. Подавление этих чувств ведет к психологическим проблемам. Поэтому важно осознать свой гнев и преодолеть его. Существует много способов адекватного выражения эмоций. Педагогу важно осваивать их и применять в жизни. К сожалению, практика подавления, вытеснения и игнорирования эмоций не ушла в прошлое, она продолжает свое губительное воздействие на здоровье.
Третья компетенция - распознавание и понимание чувств окружающих. Человек с высоким уровнем развития этой компетенции хорошо "читает" сигналы о чувствах других людей и в состоянии изменить перспективу, увидеть положение вещей с позиции другого человека, почувствовать то, что чувствует он.
Четвертая компетенция - управление чувствами других. Способность позитивно влиять на чувства других является компетенцией высшего порядка. Для педагога такая компетенция особенно актуальна. Открытое, осторожное обращение с чувствами, а также способность понять причины их возникновения позволяют учителю в профессиональной жизни не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях. Оказание педагогом конструктивного влияния на чувства учащихся и коллег предполагает умение успокоить возбужденного или злящегося человека, подбодрить боязливого, помочь им осознать свои чувства, пробудить интерес и поднять настроение.
Для применения этих важных
характеристик эмоциональной
Теория и практика показывают,
что эмоционально компетентный учитель
обладает способностью к педагогической
импровизации и творчеству, что также
характеризует его как
Информация о работе Профессиональная компетентность педагога