Профессиональная компетентность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога и способы её формирования.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»;
Рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы компетентности и компетенции учителя 5
1.1. Определение понятий «компетенция» и «компетентность». 5
1.2. Теории профессиональной компетентности в педагогике. 9
1.3. Содержание теоретической и практической готовности учителя 13
Глава 2. Содержание профессиональной компетентности педагога. 18
2.1. Эмоциональная компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья 18
2.2.Способы совершенствования эмоциональной компетентности. 21
2.3. Профессиональный кризис и профессиональное «выгорание» педагога 25
2.4. Повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование. 27
Заключение 30
Приложение 1 «Выявление способности учителя к саморазвитию» 32
Список использованной литературы. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике. Профессиональная компетентность педагога .docx

— 94.51 Кб (Скачать файл)

Осознавая свои и чужие  эмоции, компетентный педагог относится  к ним с принятием и рассматривает  как профессиональный ресурс, не зависимо от того, какие это эмоции по знаку: положительные или отрицательные. Эмоционально компетентный педагог не способен распространять негативную информацию и токсичные эмоции, имеющие своим свойством заражать окружение, неблагоприятно влияя на психологический климат.

Педагоги с высоким  показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные  ценности, потребности и живут  в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности  и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны. Такие  учителя выбирают позитивные тактики  влияния: поддержку, воодушевление, развитие.

Педагогическое общение  характеризуется конфликтностью. Именно поэтому важна эмоциональная  компетентность, которая способствует эмоциональному согласию, конструктивному  общению и позволяет сохранять  отношения, не зависимо от обстоятельств, какими бы неблагоприятными они не были. Она является условием гармонизации общения с учащимися, родителями, коллегами, руководством учебного заведения. Гармоничное общение положительным  образом влияет на психологический  климат образовательной среды, который  является предпосылкой и условием сохранения и укрепления психического и соматического  здоровья всех ее субъектов, оказывает  влияние на характер развития и становления  будущего взрослого человека.

 

2.2.Способы совершенствования эмоциональной компетентности.

Для решения задач содействия сохранению и укреплению здоровья педагогов  возможно создание внутришкольной системы повышения квалификации, используя новую парадигму обучения, основанную на концепции развития эмоциональной компетентности как ресурса в создании здоровьесберегающей среды и успешной педагогической деятельности. При этом нужно понимать, что только долгосрочные проекты с использованием различных методов, групповых и индивидуальных форм работы могут быть эффективны.

Наиболее подходят для  обучения активные методы. Один из них - социально-психологический тренинг эмоциональной компетентности. Для индивидуальной формы обучения используется коучинг2 эмоциональной компетентности. Развивать эмоциональную компетентность педагог может также самостоятельно. Для этого важно заниматься техниками, которые помогут осознанно жить настоящим моментом; идентифицировать свои эмоции; определять источник эмоций; уметь выбрать наиболее подходящий тип реакции.

Эмоциональную компетентность можно развивать самостоятельно, если поставить перед собой такую  задачу и последовательно ее реализовывать. При этом следует обращать внимание на развитие и совершенствование  каждой компетенции.

Прежде чем приступить к работе такого рода, нужно признать важность эмоций и чувств вообще и  важность роли, которую они играют в жизни каждого человека. Для  этого стоит сказать себе: "С  сегодняшнего дня я буду прислушиваться к своим чувствам и эмоциям, буду стараться понять, о чем они  хотят мне сказать, и буду учитывать  их при принятии решений!". 

 Начать развивать или  совершенствовать эмоциональную  компетентность можно с самых  простых техник и упражнений. Остановимся на нескольких рекомендациях.  Они подойдут как педагогу, так  и любому другому человеку. 

Первым шагом  в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных  эмоций. Особенно актуален этот шаг для людей, которые постоянно подавляют и вытесняют свои эмоциональные переживания. Почему важно осознавать собственные эмоции? Неспособность замечать истинные эмоции и чувства - быть в их власти. Чем четче осознается каждая эмоция, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением. 

Чтобы осознать эмоцию, нужно  назвать и описать физиологические, мышечные и экспрессивные изменения, наступившие в ответ на какое-либо событие, затем определить и назвать  саму эмоцию. Многие исследователи к базовым относят следующие эмоции: радость, удивление, интерес, тревога, ужас, печаль, горе, отвращение, презрение, гнев, стыд, вина. Важно помнить, что каждая базовая эмоция имеет свои особенности проявления. Так радость внешне проявляется в улыбке, смехе, жестикуляции, подпрыгивании и др. Кожа при этом краснеет, становится теплее, сердце бьется быстрее. Тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение беспокойства, дрожания, кипения в различных частях тела, чаще в груди, и нередко сопровождается тахикардией, потливостью, кожным зудом. Для совершенствования первой компетенции рекомендуется вести "Дневник эмоций" (Н.Козлов), в котором следует регулярно фиксировать следующие моменты: событие, вызвавшее эмоцию, проявления эмоции, название самой эмоции или чувства и характер поведенческой реакции. В результате ведения дневника:

1.Человек узнает факты  своего эмоционального состояния.

2.Само эмоциональное состояние  хозяина дневника становится  и более позитивным, и более стабильным.

3. Человек начинает понимать, какие именно события жизни  снижают его эмоциональное состояние.  Это позволяет ему сделал правильные выводы.

4. Реагирование на негативные  ситуации становится более конструктивным.

Научиться управлять  эмоциями (вторая компетенция) - это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции. Он может выйти из себя и даже повысить голос на собеседника. Но делает он это, осознав, что именно такой способ взаимодействия сейчас наиболее эффективен.

Ясное выражение чувств и  эмоций в рамках социальных норм является важным средством ориентации в общении. Свободное, неуправляемое выражение  усиливает эмоцию, и избавиться от нее впоследствии становится труднее. Для выражения эмоций используют вербализацию. Так, например, агрессивные  импульсы следует преобразовать  в честное и открытое сообщение  другому человеку о своих потребностях и чувствах, желательных видах  деятельности, соответствующих вашим  подлинным интересам и являющихся значимыми для вас. Лучше всего  вербализовать свой гнев лицу, которое стало источником агрессии. Если это невозможно, тогда третьему лицу, выступающему в роли слушателя. 

Для вербализации эмоций рекомендуется  использовать технику "Я-высказывание". Техника состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Конкретное описание того, что вызвало эмоцию или чувство по типу "здесь и сейчас", "там и тогда". Например, "Когда ты ко мне обращаешься так невежливо..."

Шаг 2. Сообщение о своем чувстве. "... Я чувствую возмущение...".

Шаг 3. Объяснение причины своего чувства. " ...Так как думаю, что мое мнение не важно для тебя".

Шаг 4. Выражение пожелания или просьбы. "Будь добр, объясни причину такой манеры обращения ко мне". 

Если просьба не выполняется, делается следующий шаг.

Шаг 5. Назначение санкций. "Если ты еще раз обратишься ко мне в таком тоне, я перестану разговаривать с тобой и буду делать это всякий раз, как услышу подобное обращение". Если просьба снова не выполняется, то делается последний шаг.

Шаг 6. Реализация санкций. В результате взаимодействие может быть прекращено, а отношения прерваны.

Для улучшения эмоционального состояния используется техника "Хорошо" [8]Состояние "хорошо" - это состояние приятия мира, позитивное отношение к нему, привычка во всем видеть то лучшее, что в этом есть. Это состояние души, при котором вы действительно учитесь видеть хорошее, то есть вы не называете плохое хорошим, а вы ищете в плохом - хорошее и этому хорошему радуетесь. Такое внутреннее состояние свойственно благодарным и мудрым людям. Благодарный человек всегда найдет за что сказать спасибо жизни и окружающим людям, неблагодарный - даже в хорошем умудрится найти плохое. Эта техника экономит силы и позволяет не тратить их на ненужные переживания. 

Умение управлять эмоциями дает возможность использовать энергию  эмоциональных переживаний для  организации конструктивного целенаправленного  поведения и преодолевать отрицательные  эмоциональные ситуации, тем самым  способствует сохранению эмоционального равновесия. 

Способность распознавать и  понимать эмоции и чувства других людей зависит от уровня развития такой личностной характеристики как  эмпатия.3 Уровень эмпатии у каждого человека свой. Понимать эмоции другого человека можно "читая" невербальные сигналы его поведения и анализируя речь. Главные маркеры эмоций, звучащих в речи партнера по общению - интонации. Улавливая интонации собеседника, можно понять эмоции и чувства, которые скрываются за текстом сообщения, а значит понять его истинное отношение, намеренье, желание, то есть понять скрытую информацию. Такое понимание позволяет хорошо ориентироваться в конкретной ситуации общения и выбирать конструктивные тактики и стратегии взаимодействия.

Управление чувствами  других людей - непростая компетенция. Чтобы ее развивать необходимо знать основные потребности человека в общении. [17] К ним относятся:

1) Оценка (мысли, чувства и действия оцениваются по заслугам).

2) Аффилиация (к Вам относятся как к союзнику).

3) Автономия (окружающие  уважают вашу автономию и дают  право принимать ответственные  решения).

4) Статус (вы занимаете  достойное положение, и к вам  относятся с уважением).

5) Роль (действуя  в рамках своей роли, вы чувствуете  удовлетворение). 

Различие между игнорированием потребности и ее удовлетворением  настолько велико, что его можно  сравнить с дыханием под водой и на воздухе.

Настоящий педагог обладает умением управлять эмоциями целой группы учеников, он направляет коллективные эмоции в нужное русло, создает атмосферу дружелюбия и умело нейтрализует негативные настроения. Когда педагог пробуждает в людях позитивные эмоции, он раскрывает в них самые лучшие стороны, что способствует достижению успеха. Эмоциональная компетентность – один из самых важных компонентов профессиональной компетентности педагога.

 

2.3. Профессиональный кризис и профессиональное «выгорание» педагога

Высшая фаза неразрешённого противоречия между внешними процессами и внутренними устремлениями личности педагога, тяжёлый переходный момент в его профессиональной сфере квалифицируется как профессиональный кризис, преодоление или не преодоление которого необходимо приводит к новой – позитивной или негативной –   фазе в профессиональной деятельности педагога.

В контексте рассматриваемой  проблемы нельзя не упомянуть феномен выгорания в профессиональной сфере, который является примером самого тяжёлого профессионального  кризиса. Психологами это явление определяется как «синдром, включающий  эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений» [15]. И далее: «… Когда высококвалифицированные специалисты … терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они испытывают выгорание. … выгорание очень часто проявляется при работе с людьми. Выгорание … связано с чувством неудачи и является негативным опытом» [15]. И хотя авторы этих слов вынуждены констатировать, что данный феномен является необратимым, всё же хочется с ними поспорить.

Конечно же, нельзя не признать, что профессия педагога находится  в зоне повышенного риска. При  этом осознание педагогом своих  проблем – это уже первый шаг  на пути их преодоления, а оптимизация  условий труда педагога рассматривается  психологами-оптимистами как один из конструктивных способов преодоления  профессионального выгорания. С  этой точки зрения освоение принципиально  новых подходов к обучению способно привести к сдвигу в шкале профессиональных ценностей и осознанию педагогом  необходимости обновления своих  профессиональных достижений. Более  того, это осознание поможет наметить педагогу рациональный маршрут в  его дальнейшей профессиональной деятельности, который сможет вывести его на более высокий уровень достижений и тем самым спасти от профессионального  выгорания . Поэтому готовность к решению проблем, стоящих перед педагогом в условиях информатизации образования, можно назвать комплексной переориентацией его профессионального самосознания в сторону рационального и целесообразного использования инновационных технологий в учебном процессе. [9]   

С другой стороны, сам процесс  переориентации педагога на использование  инновационных технологий относится  к своего рода кризису профессионального роста и социально-профессиональной самоактуализации, лежащему в области профессионального самосознания. Среди личностных факторов, вызывающих подобный кризис, можно назвать следующие:

  • сдвиг в шкале профессиональных ценностей и ориентиров, вызванный объективными внешними обстоятельствами;
  • неудовлетворенность возможностью самореализации в сложившейся профессиональной ситуации в рамках своего профессионального образования или профессиональной подготовки;
  • недовольство своим социально-профессиональным статусом за счет неуверенности в своих силах преодолеть сложившийся кризис;
  • осознание необходимости преодоления кризиса путем привлечения всех внешних возможностей и внутренних резервов личности, изыскание возможностей к продолжению творческой деятельности в новых, современных формах после соответствующей профессиональной переподготовки, обретение уверенности в успешном преодолении кризисной ситуации.

Информация о работе Профессиональная компетентность педагога