Профилактика нарушений речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:06, реферат

Описание работы

Речь является средством общения людей и формой речевого мышления. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..2
Гл.1Развитие речи в онтогенезе………………………………………………………….3
Гл.2Профилактика нарушений речи……………………………………………………11
2.1Первичная профилактика…………………………………………………………….11
2.2.Вторичная профилактика……………………………………………………………13
2.3Ранняя диагностика речевых нарушений……………………………………………15
2.4.Развивающая и профилактическая логопедическая работа………………………..18
Заключение………………………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………..2

Гл.1Развитие речи в онтогенезе………………………………………………………….3

Гл.2Профилактика нарушений речи……………………………………………………11

2.1Первичная  профилактика…………………………………………………………….11

2.2.Вторичная  профилактика……………………………………………………………13

2.3Ранняя диагностика  речевых нарушений……………………………………………15

2.4.Развивающая  и профилактическая логопедическая  работа………………………..18

Заключение………………………………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В последнее  время в дошкольном воспитании актуальными  стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного  возраста. Статистика показывает, что  в настоящее время наблюдается  увеличение количества детей с дефектами  речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений  у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Речь является средством общения людей и  формой речевого мышления. Своевременное  развитие речи перестраивает всю  психику ребёнка, позволяет ему  более осознанно воспринимать явления  окружающего мира. Любое нарушение  в той или иной степени может  отразиться на деятельности и поведении  ребёнка.

Речь маленького ребёнка формируется в общении  с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослого была образцом для детей.

Основное значение человеческой речи служит средством  общения между людьми. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими  своими мыслями, чувствами, переживаниями, можем сообщить какую-либо важную информацию и т.п. Мы настолько привыкли к  постоянному речевому общению, что  почти перестаем его замечать и понимать его настоящую цену. Нам кажется само собой разумеющимся, что в любой момент мы можем  обратиться к кому-то с вопросом или ответить на заданный нам вопрос, о чем-то рассказать и прочее. И  это действительно так, но лишь при  условии, что человек владеет  достаточно полноценной речью. Когда  же приходится общаться с людьми, страдающими  сложными нарушениями речи, не говоря уже о полном ее отсутствии, то сложность  их жизни, общения сразу становиться  очевидной. Многие из них не могут  выбрать профессию по душе, не могут  устроить нормальную свою личную жизнь, для многих крайне проблематичен  простой поход в магазин или  разговор по телефону, чаще трудно или  даже невозможно даже спросить у прохожего, как найти нужную улицу или  номер дома.

Кроме того, наличие  у ребенка выраженных нарушений  речи складывается на всем психическом  развитии. Ведь любой малыш очень  много узнает об окружающем мире благодаря  тому, что задает взрослым тьму вопросов по каждому интересующему его  предмету или явлению. Часто при  нарушениях речи психическое развитие замедляется, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни, скажется на формировании характера, приведет к отклонениям  в его поведении. Много неприятностей  людям, страдающим речевыми расстройствами, доставляют так называемые вторичные отклонения, которые нередко возникают как реакции на речевой дефект.

Сейчас стали  много уделять внимания на проблему нарушений речи детей, их профилактике 

1.Развитие речи.

Для того чтобы  наиболее полно представить себе развитие речи детей раннего возраста необходимо обратиться к речевому онтогенезу.

Процесс становления  у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством  общения, в течение первых лет  жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе  ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью  в последующем. Это довербальный этап.

На втором этапе  осуществляется переход от полного  отсутствия речи к ее появлению. Ребенок  начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения  речи.

Третий этап охватывает все последующие время  вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для  общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Анализ поведения  детей раннего возраста проведенный  Лубовским В.И. показывает ничто  в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который  постоянно обращается к детям  со словесными высказываниями и требует  адекватной на них реакции, в том  числе речевой, заставляет ребенка  овладевать речью.

Выделяют следующие  этапы развития речи детей в процессе общения.

Подготовительный этап охватывает 1-й год жизни детей.

Срок небольшой  по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет  чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

На протяжении первого года ребенок, меняет по крайней  мере две формы общения с окружающими  взрослыми. К двум месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение  с близкими взрослыми. Оно характеризуется  следующими чертами:

- общение находится  на положении ведущей деятельности  детей, опосредуя все их остальные  отношения с миром.

- содержание  потребности детей в общении  сводится к нужде в доброжелательном  внимании взрослых, ведущим среди  мотивов общения является личностный  мотив.

- основным средством  общения с окружающими людьми, служит для младенцев категория  выразительных движений и поз.

В конце первого  полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

1. Общение разворачивается  на фоне предметных манипуляций,  составляющих новый вид деятельности  ребенка, которая занимает положение  ведущей.

2. Содержание  потребности детей в общении  обогащается новым компонентом  стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими  взрослыми, этот компонент не  отменяет прежней нужды детей  в доброжелательном внимании  взрослых, а соединяет с ней.

3. Ведущим среди  мотивов общения становится деловой  мотив, так как дети, побуждаемые  практическими задачами манипулятивной  деятельности, ищут теперь контактов  с взрослыми.

4. Основным средством  общения с окружающими людьми  для младенцев служит категория  изобразительных движений и позпредметных  действий, преобразованных для функционирования  в качестве коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми  в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью, он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и. весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.

Первый звук, который издает ребенок, - это его  первый крик при рождении. Он еще  не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Вокализации имеют  вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние  ребенка, начиная от восторга и до напряженного сосредоточения.

Вокализации детей  первого года жизни являются предречевыми, хотя иногда, некоторые из них имеют  внешнее сходство со словами. Предречевые  вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и  служат, голосовым аккомпаниментом  предметных действий. Однако часто  вокализации используются детьми и  для общения с окружающими  людьми.

Приблизительно  в 8 месяцев ребенок начинает подражать  звукам, которые слышит. Можно выдвинуть  предположение о том, что еще  в довербальный период у ребенка  складывается особое отношение к  звукам речи окружающих взрослых. Отношение  характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной  окраской восприятия первых.

Уже в первом полугодии словесные воздействия  взрослого вызывают мощную ориентировочную  реакцию детей, сменяющуюся через  несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него "комплекс оживления" максимальной силы и продолжительности.

Это воздействие  по эффективности равно ласке, в  которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.

Речевые воздействия  взрослых вызывают во втором полугодии, ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей  выделять и фиксировать речевые  воздействия окружающих людей.

К концу первого  года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых  звуков: выделяются два разных параметра  тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит  к более сложному взаимодействию с взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в  новых средствах коммуникации, которые  обеспечили бы ему взаимопонимание  с взрослыми.

Второй этап служит переходной ступенью между двумя  эпохами в общении ребенка  с окружающими людьми, до вербальной и вербальной. Несмотря на такое  промежуточное положение, он растянут во-времени и охватывает обычно более  полугода от конца первого года до второй половины второго года.

Основное содержание второго этапа составляют два  события: возникает понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые вербализации - период лепета, или  послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни.

"Ребенок начинает  понимать, что звуки и их комбинации  могут означать определенные  предметы, что с их помощью  можно достигнуть очень многого,  что сказав "ам-ам" можно получить  есть, а сказав "ма-ма", можно  позвать маму".

Оба события  тесно связаны между собой, и  не только во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый  способ решения одной коммуникативной  задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый. Он требует от детей выполнить  действие по словесной инструкции и  предусматривает в некоторых  случаях действие не только локомоторное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает  речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной  и активной речи с отставанием  последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляется на основе активного восприятия и  его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие, моделирующее специфические  речевые тембры и как способ произвольного  артикулирования произносимого  слова.

Первые слова  появляются к концу первого года жизни. Этот период совпадает с новым  этапом развития психомоторики. Ребенок  начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается  активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов  начинает учавствовать большой палец  и конечные фаланги остальных  пальцев.

Наблюдаются некоторые  различия в темпах развития речи у  мальчиков и девочек.

Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб  роли в нем отдельных звуков. Все  исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй  речи и словарь дети усваивают  не параллельно, а последовательными  скачками. Освоение и развитие (фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц.)

Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются  целым рядом особенностей. Одним  и тем же словом ребенок может  выражать чувства, желания и обозначать предмет. Слова могут выражать законченное  целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой  сочетание открытых повторяющихся  слогов. Более сложные слова, могут  быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или  ударного слога. По мере роста словаря  фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует  о более быстром развитии лексико-семантической  сторона речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой  моторики.

Информация о работе Профилактика нарушений речи