Профилактика нарушений речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:06, реферат

Описание работы

Речь является средством общения людей и формой речевого мышления. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..2
Гл.1Развитие речи в онтогенезе………………………………………………………….3
Гл.2Профилактика нарушений речи……………………………………………………11
2.1Первичная профилактика…………………………………………………………….11
2.2.Вторичная профилактика……………………………………………………………13
2.3Ранняя диагностика речевых нарушений……………………………………………15
2.4.Развивающая и профилактическая логопедическая работа………………………..18
Заключение………………………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью ребенка и существенно  зависит от эмоционального участия  взрослого в общении. Произнесение ребенком слов сопровождается, как  правило, жестом и мимикой.

Скорость овладения  активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро пополняется словарь в  последние месяцы второго года жизни. Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых  ребенком в этот период, что указывает  на большую индивидуальность в темпе  развития речи.

К концу второго  года жизни, армируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти  различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания.

Элементарная  фразовая речь включает в себя, как  правило, 2-3 слова, выражающие требования ("мама, дай", "папа, иди", "Лиле пить дать").

Если к 2,5 годам  у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать  от нормы. Для фраз конца второго  года жизни характерно то, что они  большей частью, произносят в утвердительной форме и имеют особый порядок  слов, при котором "главное" слово  стоит на первом места. В этом же возрасте дети начинают говорить с  игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его  с взрослым. Ребенок должен ощущать  не только эмоциональное участие  в его жизни, но и постепенно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.

Недостаток речевого общения с ребенком существенно  сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.

На третьем  году жизни резко усиливается  потребность ребенка в общении.

В этом возрасте не только стремительно увеличивается  объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу  второго года жизни способность  к словотворчеству.

В речи трехлетнего  ребенка постепенно формируется  умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой  двусловной фразы ребенок переходит  к употреблению сложной фразы  с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного  и множественного числа. Со второго  полугодия третьего года жизни значительно  увеличивается число прилагательных.

В формировании связной речи отчетливо выступает  тесная связь речевого и умственного  развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы  хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь - это  не просто последовательность слов и  предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами  в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в  себя все достижения ребенка в  овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда  он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую  и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается, раньше.

Самые простые  задания на построение связного высказывания представляют к речи два важных требования:

1. связная речь  должна строиться произвольно,  преднамеренно в большей мере  чем, например, реплика в диалоге.

2. связная речь  должна планироваться и намечать  вехи, по которым будет развертываться  рассказ. Формирование этих способностей  в простых формах связной речи  служит основой перехода к  более сложным ее формам.

Связная монологическая речь начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность  зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности  по ее обеспечению, выполняет прежде всего взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. Разговаривая со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Диалог - первая школа развития связной монологической речи ребенка.

Звуки русского языка появляются в речи ребенка  в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее  всего дети обычно начинают произносить  дрожащий "р". Формирующиеся нормативные  речевые звуки по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении  или утомлении ребенка.

Артикуляционная программ в онтогенезе формируется  таким образом, что безударные слоги  в процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е. длительность произнесения безударных гласных значительно  редуцируется.

Ритмической структурой слова ребенок плохо управляет  своим голосом, с трудом меняет его  громкость, высоту. Только к концу  четвертого года жизни появляется шепотная речь.

Начиная с четырех  лет жизни, фразовая речь ребенка  усложняется.

В среднем предложение  состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные  и сложносочиненные предложения. В  это время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые  действия, что свидетельствует о  формировании регулятивной речи.

К пяти годам  ребенок усваивает обиходный  словарь.

В 5-6 лет ребенок  овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные  существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов. К концу пятого года жизни ребенок  начинает овладевать контекстной речью, т. е. самостоятельно создавать текстовое  сообщение.

По мнению Р.Е.Левиной, в этом возрасте аффективное напряжение ребенка относится не только к  содержанию контекстной речи, но и  к ее лексико-грамматическому оформлению. Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным (Р.Е. Левина).

Ряд авторов  выделяют факторы, влияющие на развитие речи:

1. Слуховое внимание.

2. моторное развитие.

3. интеллектуальный  рост.

4. эмоциональное  развитие.

5. общение.

Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому  развитию и здоровью. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном  состоянии, легче установить общение, у него чаще и в большем объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи.

Режимные моменты, самостоятельная игра и специально организуемые занятия с педагогической точки зрения, как формы жизнедеятельности  отличаются друг от друга по типу взаимоотношений  взрослого и малыша.

Таким образом, на первом году жизни дети активно  слушают словесные воздействия  взрослых, а при ответе на обращения  старших партнеров и в случаях  инициирования контактов с окружающими  людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной  речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.

Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка с взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь логопеда является также образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной, богословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь. Исключительно, важное значение имеет интонационная выразительность речи учителя - логопеда. Установлено, что раньше всего малыш начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря. 

2.Профилактика нарушений речи.

2.1.Первичная профилактика 

Первичная профилактика любой речевой патологии  сводится к устранению, по возможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. А поскольку  эти причины начинают действовать  ещё задолго до рождения ребёнка, то данный вид профилактики начинается «издалека» и рассчитан на предупреждение не только дефектов звукопроизношения  или иных речевых расстройств, но и любой другой патологии, связанной  с внутриутробным повреждением плода. Кстати сказать, дефекты звукопроизношения  в их изолированном виде теперь почти  не встречаются. Чаще всего они представляют собой лишь один из симптомов имеющихся  у ребёнка более сложных речевых расстройств. А это значит, что и профилактику нарушений звукопроизношения нужно рассматривать более широко, то есть ориентируясь на предупреждение любой речевой патологии.   

Профилактика  до рождения ребёнка

Первичная профилактика, рассчитанная на «недопущение»  действия неблагоприятных для развития ребёнка факторов, включает в себя следующее:

1. Забота  о состоянии здоровья будущих  родителей (мы не касаемся здесь  вопросов возможной наследственной  предрасположенности, а говорим  лишь о тех неблагоприятных  факторах, воздействия которых ещё  можно избежать).

Очень важно исключить физическое и  нервно-психическое истощение будущих  родителей в период до наступления  беременности, так как оно неблагоприятно сказывается уже на внутриутробном развитии ребёнка. К такому истощению  могут приводить профессиональные вредности (работа с радиоактивными веществами, химикатами, лакокрасочными веществами, работа в ночную смену, в условиях вибрационных нагрузок, повышенного шума, постоянного нервного напряжения и т. п.). 
Крайне истощают нервную систему также курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр. Все эти три фактора должны быть исключены из жизни будущих родителей не менее чем за год до наступления беременности, не говоря уже о самом её периоде. Указанные вредные привычки, в частности курение, которые многие считают «безобидными», к сожалению, сейчас очень широко распространены среди молодых людей и самым пагубным образом отражаются на их потомстве. Это уже давно доказано как многочисленными научными исследованиями, так и огромным количеством примеров рождения физически и психически неполноценных детей, имеющих обычно и тяжёлую речевую патологию. 
2. Забота о благополучном протекании беременности, в процессе которой формируются все системы организма будущего ребёнка, в том числе и его речевые органы. Ведь именно в период внутриутробного развития часто повреждается головной мозг ребёнка — центральный отдел речевого аппарата. Родители потом не могут понять, почему их ребёнок не начинает своевременно говорить или «говорит плохо», но, как правило, не связывают это с неблагополучно протекавшей беременностью, тогда как причина речевой и иной патологии чаще всего кроется именно там. 
С неблагоприятными условиями протекания раннего периода беременности (первые три месяца) нередко бывают связаны и врождённые пороки развития периферического отдела речевого аппарата ребёнка, такие, как врождённая расщелина губы, мягкого и твёрдого нёба, аномалии прикуса, короткая уздечка языка и аномалии самого языка и т.п. 
Кроме того, важно понимать, что неблагополучным протеканием беременности примерно в 80-90% случаев предопределяется и осложнённое течение родов. Ведь повреждённый или ослабленный плод не может активно участвовать в родовом акте. Он не продвигается по родовым путям, как бы помогая этим матери, и именно поэтому возникает необходимость в применении весьма небезобидных средств родовспоможения. Например, детский церебральный паралич, обычно сопровождающийся и параличами или парезами артикуляторных мышц, приводящими к тяжёлым нарушениям звукопроизношения, в большинстве случаев формируется внутриутробно. Возникающие же в дальнейшем родовые травмы лишь усугубляют уже имевшееся внутриутробное повреждение головне го мозга ребёнка.

Учитывая  всё сказанное, для профилактики речевых расстройств особенно важно  заботиться о благополучном протекании беременности, равно как и периода, предшествующего её наступлении (забота о здоровье будущих родителей). Этим будет обеспечено полноценное внутриутробное развитие плода, а значит и предупреждены  возможные, а точнее — неизбежные, осложнения npи родах.

Если  удастся устранить причины, нарушающие нормальное внутриутробное развитие плода, и тем самым во многом обеспечить и нормальное течение родов, то этим будет решена самая основная задача ранней первичной профилактики речевых  и иных расстройств, в том числе  и нарушений звукопроизношения. В случае неполной удачи ранней профилактики нужно безотлагательно провести рекомендуемое врачами лечение  — в настоящее время имеется  много лекарственных препаратов, ускоряющих созревание мозговых структур и сглаживающих последствия их повреждения.   

2.2.Вторичная профилактика

Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех  случаях, когда первичная профилактика не удалась и нарушение речи у ребёнка всё же возникло. Суть её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой патологии, то есть чтобы на почве уже имеющегося нарушения речи не возникли новые.

В применении к нарушениям звукопроизношения  вторичная профилактика заключается  в предупреждении отражения дефектов устной речи на письме, то есть в предупреждении появления дисграфии. Особую опасность в этом отношении представляют собой полные замены одних звуков речи другими. Например, ребёнок говорит «лакета» вместо «ракета» и на письме допускает соответствующую замену букв, то есть у него возникает тот вид дисграфии, который иногда называют «косноязычием в письме». В этом конкретном случае содержание вторичной профилактики сводится, вопервых, к воспитанию у ребёнка слуховой дифференциации данных звуков и, во-вторых, к воспитанию правильной артикуляции заменяемого в речи звука. Здесь обязательно и тщательное проведение третьего этапа коррекции звукопроизношения — этапа дифференциации смешиваемых звуков.

Кроме того, после  устранения звуковых замен в устной речи в этом случае необходима ещё  и работа по фонематическому анализу  слов, включающих в свой состав смешиваемые  ребёнком звуки. В дошкольном возрасте используются только самые элементарные формы этого анализа.

Если вся эта  работа будет выполнена до начала обучения ребёнка грамоте, то она  и явится той вторичной профилактикой, которая за счёт преодоления уже  возникшего у него речевого расстройства позволит не допустить появления  нового (в данном случае — дисграфии). Иными словами, «патологическая  цепочка» будет прервана! Нельзя не сказать о том, что эту «цепочку»  можно было бы прервать значительно  раньше. Так, если бы в 3-4-летнем возрасте (лучше в 3-летнем!) у ребёнка была проверена слуховая дифференциация звуков, а значит и установлен факт их неразличения на слух, то развитие этой дифференциации предотвратило бы задержку звуковых замен в устной речи. А  это значит, что становление у  ребёнка звукопроизношения сразу  пошло бы по нормальному пути и  никакой «постановки» звука вообще не потребовалось бы, не говоря уже  о ненужности мер по предупреждению дисграфии.

Информация о работе Профилактика нарушений речи