Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:48, контрольная работа
Целью данного исследования является определить, что включает в себя профилактика правонарушений несовершеннолетних и какова роль деятельности педагогов в ней.
Основные задачи исследования:
1. Определить, что в наше время является правонарушением и кого считать несовершеннолетним правонарушителем.
2. Изучение нравственно-психологических особенностей несовер-шеннолетних правонарушителей.
3. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Что такое правонарушение несовершеннолетних и кого считать несовер-шеннолетним правонарушителем? 4
2 Нравственно-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей 4
3 Причины и условия совершения несовершеннолетними правонарушений 7
4 Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в учреждениях образования 10
5 Роль педагогов в проведении профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Контрольная работа по учебной дисциплине «Методика воспитательной работы в УПО»
Выполнил: И. В.
Студент гр.309034
Проверил:
Доцент кафедры ПО и П, Л. Н. Аксенова
к. п. н., доцент
2014
ВВЕДЕНИЕ2
1
Что такое правонарушение
2 Нравственно-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей4
3 Причины и условия
совершения
4 Организация
работы по профилактике
5 Роль педагогов
в проведении профилактики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ18
Приложение А20
Приложение Б23
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. В сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер, что лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия [1, с. 82].
Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Целью данного исследования является определить, что включает в себя профилактика правонарушений несовершеннолетних и какова роль деятельности педагогов в ней.
Основные задачи исследования:
1 Что такое правонарушение несовершеннолетних и кого считать несовершеннолетним правонарушителем?
Правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом Республики Беларусь, деяние (действие или бездействие), за которое установлена ответственность. Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления. Поскольку и преступление, и проступок разновидности правонарушения, то их основные характеристики будут противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности. По сравнению с проступками и преступлениями взрослых, преступления лиц, не достигших совершеннолетия, менее опасны. [10, с. 3].
Кто же считается несовершеннолетним правонарушителем? В Республике Беларусь несовершеннолетний правонарушитель – это физическое лицо, которое на день совершения правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет [10, с. 4].
Правонарушения, осуществляемые несовершеннолетними, – это, как правило, мелкое хулиганство, мелкие, нередко домашние, кражи, побеги из дому и детских учреждений, злоупотребление алкоголем, аморальное поведение девочек, самовольное оставление учебы или работы и др. Большинство преступлений несовершеннолетние совершают по месту жительства, учебы, работы или вблизи от них и, как правило, после 23 ч. Значительна доля преступлений (особенно хулиганства), совершенных в нетрезвом состоянии, а также группами, состоящими из 2 - 3 человек. Острой остается проблема соблюдения несовершеннолетними правил дорожного движения. Это и управление транспортными средствами без необходимых на то документов, и управление в нетрезвом виде. [7, с. 15].
2 Нравственно-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Совершение правонарушений несовершеннолетними обусловлена взаимным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т.п. [3].
Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества, а интересы его сосредоточены на зрелищах, видео, игровые клубы и компьютерные игры, в меньшей степени телевидение, спортивных играх. Эта гипертрофия интереса к зрелищам, к их развлекательной стороне происходит за счет ослабления эстетических интересов к чтению книг, к музыке, театру. Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия — являются типичными для подростка-правонарушителя. Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников лишь 8-10% несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания [5, с. 97].
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т. д. В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения [5, с. 101].
Наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т. п. зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершивших преступления и иные правонарушения. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков и т. п. В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник — это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления единицы. Для остальных характерно:
Подростки, объединенные понятием «правонарушители», не являются однотипными. Особенно ярко различие выступает в их отношении к своему правонарушению. Одни из них стыдятся своих прошлых поступков, смущаются, когда об этом заходила речь. Эта тема им неприятна, и они остро переживают свою вину. Другие, напротив, легко, беспечно, со всеми подробностями рассказывают о своих неблаговидных поступках, не испытывая при этом ни малейшего смущения. Есть и такие, которые не только не стесняются говорить о своем преступном прошлом, но и бравируют им.
В. Клайн выделил следующие типы юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта:
– Он просто “валяет дурака”. Это подросток, поведение которого изобилует шалостями (поздние приходы домой, обман, школьные прогулы).
– Враг родителей. Причины плохого поведения кроются в одном или двух родителях. С течением времени детская враждебность по отношению к родителям перерастает в настоящую войну.
– Испорченный ребёнок. Такого ребёнка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. В интеллектуальном и в эмоциональном развитии у него нет отклонений, но для такого ребенка характерны контактны с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребёнок вырос в неблагополучной семье и теперь он живёт по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им.
– Органик. Это ребёнок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. У него нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью этих детей часто дразнят или мучают сверстники, так как они не такие как все и очень часто кажутся беззащитными.
– Психотики. Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли.
– Дурное семя. Для них характерны правонарушения в течение всей жизни. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто ещё в дошкольные годы. Обычно такой ребёнок постоянно совершает асоциальные поступки, не смотря на наказания. Его не останавливает страх, и всё дело в том, что он не в состоянии усвоить правила порядочного поведения. Он никого не может любить по настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведомы чувства стыда и вины [1, с. 82 - 83].
Итак, можно отметить , что среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания [6].
3 Причины и условия совершения несовершеннолетними правонарушений
Трудновоспитуемость – это сознательное или бессознательное сопротивление воспитанника целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Рассмотрим более подробно причины возникновения трудновоспитуемых подростков и, как следствие, причины совершения ими правонарушений, а также условия для их осуществления [6, с. 74].
Одним из условий совершения правонарушений несовершеннолетними можно считать возрастной кризис (у человека обычно возникают при переходе из одного физического или психического возраста в другой). Любой кризис несёт в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Разрушение прежних интересов, негативизм, оппозиционность – лишь способы, которыми ребёнок создаёт новую мораль и систему ценностей. От того, как взрослые отреагируют на негативные проявления, во многом будет зависеть качество изменений, происходящих с ребёнком. Нельзя не замечать наиболее опасные негативные проявления, поскольку они могут закрепиться и развиться, но нельзя и “перегибать палку” в излишней строгости и тотальном контроле: это может привести также к закреплению негативных проявлений и патологическим изменениям характера [1, с. 83].
Исследования в отечественной и зарубежной психологии и педагогики дают возможность судить о следующих причинах, приводящих к совершению правонарушений подростками:
– взаимоотношение с родителями, педагогами, другими взрослыми;
– взаимоотношение с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
– формирование жизненных ориентиров, идеалов, “кумиров”, ценностей;
– внутреннее (“психологическое”) одиночество;
– поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;
– поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
– обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
– переживание собственной неудачливости, проблемности;
– отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
– неорганизованность;
– зависимость от других, низкая сила своего “Я”;
– трудности в обучении;
– отсутствие адекватных способов поведения в трудных ситуациях;
– трудный характер, обидчивость, агрессивность, расторможенность;
– отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или “защитника”;
– чувство вины, “стыда” за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям [1, с. 85- 86].
Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних