Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:48, контрольная работа
Целью данного исследования является определить, что включает в себя профилактика правонарушений несовершеннолетних и какова роль деятельности педагогов в ней.
Основные задачи исследования:
1. Определить, что в наше время является правонарушением и кого считать несовершеннолетним правонарушителем.
2. Изучение нравственно-психологических особенностей несовер-шеннолетних правонарушителей.
3. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Что такое правонарушение несовершеннолетних и кого считать несовер-шеннолетним правонарушителем? 4
2 Нравственно-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей 4
3 Причины и условия совершения несовершеннолетними правонарушений 7
4 Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в учреждениях образования 10
5 Роль педагогов в проведении профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Особое внимание уделим влиянию семьи на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. В этот период ребенок усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции взрослых на те, или иные проблемы. Психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминального поведения [12, с. 60].
К числу других причин
можно отнести
Однако решающим является не состав семьи, а ее нравственная атмосфера, т. е. взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми. Для семей, где воспитываются подростки-правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями, ругань, ссоры, ссоры и драки с соседями, разврат [12, с. 64].
Благоприятной средой для совершения правонарушений несовершеннолетними являются недостатки в учебно-воспитательной работе школы. Например, к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы, складывается определенное отношение, которое заключается в отождествлении неуспехов ученика, его поведенческих проявлений и его личности; бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания, их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам; к недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и многое другое[11, с.3 - 5].
Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Как установили ученые, группе присуща гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из ее представителей в отдельности. Члены подобных компаний играют в азартные игры, пьянствуют, сквернословят, слишком рано начинают вести беспорядочную половую жизнь [11,с. 6].
4 Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в учреждениях образования
Профилактика правонарушений – социально-правовая деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных объединений и отдельных граждан по выявлению, устранению либо нейтрализации причин и условий правонарушений и оказанию корректирующего воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений [6, с. 112].
Основными целями профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является научно обоснованная коррекционная работа по изменению деформированного нравственного и правового сознания подростков, их отрицательных жизненных установок посредством воздействия на причины и обстоятельства, обуславливающие совершение правонарушений, и через формирование навыков устойчивого законопослушного поведения.
Систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних образуют государственные учреждения, общественные институты и, осуществляемые ими, профилактические меры.
Субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних являютсявсе государственные и общественные институты, формирования граждан, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности, исполнительные комитеты, обеспечивающие на своей территории соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка[1, с. 88 - 89].
Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних.
Очень важна государственная поддержка органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. [9].
Органами, осуществляющими профилактику правонарушений несовершеннолетних, являются комиссии по делам несовершеннолетних, государственные органы управления образованием (специальные школы и специальные училища), органы опеки и попечительства, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости населения, органы внутренних дел (инспекции по делам несовершеннолетних) [1, с. 90].
Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) служат центром организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Они координируют деятельность органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних; разрабатывают комплексные мероприятия (программы) по профилактике правонарушений несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также контролируют их реализацию [10].
Кроме того, КНД ведут и другую практическую деятельность:
Специальными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних, являются инспекции по делам несовершеннолетних и приемники-распределители для несовершеннолетних [3].
Профилактика правонарушений обеспечивается инспекциями по делам несовершеннолетних (ИНД) посредством:
– применения официального предостережения родителей или лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и имеющих антиобщественное поведение;
– доставки в органы внутренних дел подростков в установленном порядке, совершивших правонарушения, применения к ним официального предостережения о недопустимости антиобщественного поведения [1, с. 89].
ИНД имеет следующие полномочия:
Приёмники-распределители функционируют для оказания помощи детям и подросткам, самовольно оставивших семью в возрасте от 16 до 18 лет, подросткам, личность которых не установлена, подросткам, совершивших в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасные действия при необходимости их немедленной изоляции и т.д. [1, с. 89].
В данном виде учреждений проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и информируют об этом заинтересованные органы, учреждения и организации; доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях [10].
Органы опеки и попечительства также осуществляют деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних:
А теперь рассмотрим, какие специальные учебно-воспитательные учреждения функционируют для проведения профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. К таким учреждениям относятся специальные школы закрытого типа и специальные профессионально-технические училища закрытого типа.
Специальная школа – закрытое учебное заведение для детей и подростков в возрасте от 11 до 14 лет, совершивших общественно опасные действия и нуждающиеся в перевоспитании в условиях особого педагогического режима. В специальную школу несовершеннолетние направляются по решению суда, где могут содержаться до достижения 15 лет.
В специальное профессионально-техническое училище направляются по решению суда несовершеннолетние, совершившие общественно опасные поступки или нарушившие правила общественного порядка в возрасте от 14 до 18 лет. Здесь осуществляется режимная служба (ограничение свободного выхода подростков за пределы территории училища; повышенную ответственность учащихся за свои поступки; создание условий безопасного нахождения учащихся в училище; соблюдение прав и законных интересов подростков, оказание им медицинской, социально-педагогической, психологической и другой помощи) [1, c. 90].
Учреждения социального обслуживания организуют комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Кроме того они предоставляют бесплатно социальную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальной помощи, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной помощи и реабилитации, организуют досуг несовершеннолетних правонарушителей путем развития творческих способностей в кружках, клубах, созданных в учреждениях и организациях социального обслуживания [10].
В профилактике правонарушения несовершеннолетних очень важную роль играет совместная работа учреждения образования, семьи и общественности. Эффективность профилактики противоправного поведения подростков достигается за счет гуманизации отношений в семье, учреждении образования, межличностного общения подростков. Одним из значимых факторов, ведущих к совершению правонарушающих действий несовершеннолетними, является проблема латентности преступности, отсутствия у подростков необходимых навыков гражданской ответственности и правовой культуры. Поэтому сегодня широкое распространение получило правовое воспитание и формирование у подростков гражданской ответственности, которое включает отбор информации и выбор методов и средств для ее присвоения подростками, а также организация деятельности подростков в интерактивной (игровой) форме по решению социальных проблем и разработке социальных проектов [1, с. 90 – 91].
Организация свободного времени подростков является одним из способов профилактики противоправного поведения. Наиболее эффективным в данной работе служит развитая внеурочная деятельность, учитывающая интересы разных возрастов подростков. Создание в учреждениях образования структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга – это ресурс профилактики отклоняющегося поведения [11, с. 8 – 9].
Такой же эффект имеет и развитие самоуправления. Это расширяет число строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является подросток. Основное в самоуправлении - поддержание корпоративного духа: если подросток здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможности оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность его к формированию уклада жизни в учреждении образования, пространство учреждения становится «своим» и не отторгает, не провоцирует отклонение поведения от норм, принятых в нем. В последние годы появилась новая форма работы с подростками – социальные проекты, направленные на включение подростков в социально ориентированное творчество, на развитие их гражданской ответственности перед окружающим миром [11, с. 10].
Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних